Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Электрическая цепь и ее элементы

Конструкция традиционных велоцепей

Две внутренние пластины в традиционной вело цепи между собой соединены стаканом (втулкой) — он подобен полой оси. Если разобрать звено такой цепи, то снаружи внутренних пластин можно увидеть развальцованный край стакана.

Наружные пластины в собранном состоянии закрывают стакан — его внешняя часть также не видна, ее закрывает ролик. Заклепки, которые соединяют пластины цепи проходят внутри стаканов, ролики находятся снаружи. При этом внутренняя и внешняя стороны стакана подвергаются износу.

Цепи без стаканов

В таких вело цепях внутренние пластины не плоские. Вместо обыкновенного отверстия для запресовывания стакана на каждом отверстии внутренней пластины имеется кольцевой выступ в половину внутренней ширины цепи. Край этого выступа имеет фаску, благодаря которой цепь перемещаться более гладко при перекосе, чем традиционная велоцепь. Возможно из-за этого переключение также происходит легче. Из-за того, что «стакан» в цепи без стакана состоит из двух половинок, не соединенных непосредственно между собой, то такая цепь в поперечном направлении изгибается лучше — между половинками «стакана» имеется небольшой зазор.

Места смазки

Я считаю, что основной причиной увеличенного ресурса цепей без стаканов является лучшая смазка цепи в ее уязвимых местах.

Есть три точки, где должна находится смазка. Первая и самая важная точка — это место, где заклепки трутся о внутренние пластины, в то время, когда звенья цепи поворачиваются относительно друг друга. Вторая — это внутренняя поверхность ролика, смазка в этом месте обеспечивает свободное вращение ролика при попадании его на зубья и во время схода с них.

Когда ролик не вращается, то он скользит по зубьям и вызывает увеличенный износ звезд. Третья точка — это место соприкосновения внешних и внутренних пластин, хотя место их контакта намного меньше нагружено, чем другие места.

В традиционных вело цепях, чтобы масло попало на заклепку, ему необходимо пройти внутрь стакана между пластинами — внутренней и внешней. Если использовать спрей, то масло внутрь звена проникает с двух сторон одновременно. Воздух, оставшийся внутри стакана может закупорить вход для дальнейшей смазки. К тому же в открытое пространство между внутренней и наружной пластинами попадает дорожная пыль и сильно загрязняет цепь. Поэтому, если все же масло попадает внутрь стакана, то уже загрязненным.

В цепи без стаканов смазка попадает по другому. Когда масло попадает на ролик, то просачивается внутрь с двух сторон и вытесняет воздух через зазор между двумя половинами стакана. Капнув масло на такой цепи только на ролик, оно попадает и на внутреннюю поверхность ролика и на заклепку, а по ней к зазоры между пластинами. Так как боковые пластины смазываться изнутри, то поток смазки вымывает грязь наружу. Ролики цепи очищаются сами, при при контакте с зубьями звезд.

Шелдон Браун

Еще почитать на эту тему:

Заедание звеньев цепи велосипеда. Бывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что…

Проскакивание цепи велосипеда. Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев…

Износ цепи велосипеда. Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длинну стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем…

Блочная цепь велосипеда. В конце 70-х годов блочные цепи окончательно исчезли из продажи. Их заменили современные цепи шагом 1/2 дюйма и шириной 3/32 дюйма, которые использовались с переключателями скоростей. Но, трековые велосипедисты все равно предпочитали использовать более широкие цепи…

Маркировка цепей для бензопил

Базовая классификация цепей основывается на шаге, то есть расстоянии между зубьями или заклепками в линии резки. К наиболее популярным типоразмерам можно отнести гарнитуру с шагом на 0,325 и 0,404 дюйма, но на этом величины не ограничиваются

Принципиально важно учитывать и совместимость того или иного размера с шиной бензопилы. Бытовые простейшие модели техники, как правило, поддерживают лишь один определенный шаг установки, в то время как профессиональные агрегаты допускают возможность работы с несколькими типами цепи

Для понимания того, какая цепь лучше для бензопилы в конкретном исполнении, следует разобраться с особенностями каждого типоразмера:

  • Цепь с маркировкой шага на 0,325. Минимальный формат, но, как уже говорилось, он является и одним из наиболее распространенных. Оптимальная мощность для работы с такой цепью – до 3 л. с. На практике с такой техникой можно осуществлять спил сучьев, резку тонких бревен и заготовку дров.
  • Цепь с шагом на 0,375. Средний формат, подходящий для инструмента мощностью 4-6 л. с. Пограничный размер между бытовым и профессиональным. Такие цепи подходят для работы с пиломатериалами среднего размера.
  • Цепь с шагом на 0,404. Данный размер применяется в основном на профессиональных бензиновых пилах большой мощности. Крупный шаг дает возможность работы на лесных хозяйствах, где производится валка деревьев.

Меры предосторожности при выборе цепей для бензопилы

Смена цепи должна происходить со строгим соблюдением технических параметров. Если классификация отсутствует, то требуется знать следующие данные:

  • количество ведущих звеньев;
  • толщина направляющей, входящей в паз шины;
  • марка пилы.

Новая цепь должна свободно одеваться на звездочку, и направляющие – входить в паз шины. После регулировки натяжения должно осуществляться свободное прокручивание без подклинивания. Это будет говорить о правильности подбора.

Известны мировые производители цепей для бензопил, выпускающие достойную продукцию из нужной стали. Желательно покупать подобную продукцию, так как изделия китайского производства имеют сомнительное качество, и в лучшем случае произойдет быстрая потеря способности резать древесину, а в худшем – при больших нагрузках может произойти разрыв цепи.

Покупая новое изделие, согласно индивидуальным критериям, следует с осторожностью относится к различным акционным товарам с низкой ценой. Существуют определенные рамки стоимости таких устройств

Так, бензопилы профессионального уровня с шагом 3/8” и выше не могут стоить менее 1000 долларов. Это объясняется применением комплектующих деталей высочайшего качества как в самом оборудовании, так и в цепи.

Современный рынок имеет огромный выбор бензопил, которые позиционируются как профессиональные, стоимостью около 100-200 долл. Понятно, что этот инструмент скоро придет в негодность. Недавно был принят в обращение термин “полупрофессиональный”. На самом деле бензопил с таким уровнем нет. Есть бытовые пилы и для профессиональных работ, связанных с деревом. Это следует знать и учитывать.

Производятся пилы серьезного уровня для многогранного применения. Они подразумевают использование цепей с различным шагом, что позволяет проводить любые работы. Естественно, замена цепей в этих устройствах подразумевает замену звездочки, отличие состоит лишь в легкости монтажа и способности двигателя осуществлять протяжку звеньев с большим шагом.

Как проявляется необходимость заточки цепи

Если рабочие зубцы потеряли остроту либо неравномерно износились по высоте — работа такой бензопилой из удовольствия превращается в мучение.

Характерными признаками необходимости заточки цепи являются:

  • снижение производительности;
  • возрастание шума и вибрации при распиле;
  • частые обратные толчки при заведении пилы в существующий пропил;
  • образование мелкой по сравнению с обычной стружки;
  • запах тлеющего дерева.

При проявлении этих признаков следует остановить работу и наточить цепь. Это можно сделать двумя методами.

Ручной способ заточки не требует полного снятия цепи с шины- достаточно ее ослабить. На затачиваемое звено устанавливают специальную оправку, задающую углы заточки рабочих поверхностей зубцов. С помощью круглого и плоского напильника, движущегося по направляющим, проводят заточку зубца. Далее оправку ослабляют и переставляют на следующее звено, повторяя операцию.

Точность заточки таким способом сильно зависит от квалификации и накопленного опыта работника. Преимущество его состоит в невысокой стоимости заточного комплекта и возможности правки зубьев прямо на рабочем месте.

Второй способ требует наличия дорогого оборудования, сравнимого по стоимости с самой бензопилой. Такой станок окупится, если требуется затачивать большое количество цепей каждый день. Несомненными достоинствами способа служат

  • высокая производительность механизированных или автоматизированных установок;
  • стабильность углов заточки от звена к звену;
  • возможность установить высоту заточки по наиболее сточенному зубу.

Последняя возможность позволяет автоматически выравнивать высоту зубцов. Это существенно повышает срок службы цепи, поскольку нагрузка равномерно распределяется между всеми звеньями.

Еще один способ, позволяющий сэкономить и время, и средства- отдать цепь на заточку в сервисный центр. Он удобен, если есть запасная цепь.

Виды звеньев

Цепи комплектуются звеньями разных конструкций, а также вспомогательными элементами для обеспечения более прочных и эргономичных соединений. В зависимости от назначения и условий эксплуатации, цепь якорная может содержать следующие компоненты:

  • Общие звенья. Формируют основу цепного каната. Параметры звеньев одинаковы по всей линии независимо от способа изготовления.
  • Увеличенные звенья. Конструкционно это то же общее звено, но в более крупном исполнении.
  • Соединительное звено. Используется для связки отдельных частей якорной системы вне основной линии.
  • Концевые звенья. Интегрируется в конструкцию на концах коренных и якорных смычек.

В качестве вспомогательных элементов используются уже упомянутые вертлюги и жвака-галс. Их задачи, в зависимости от конфигурации якорной системы, могут выражаться в обеспечении связок между коренными скобами, отрезками основной цепи и якорным ящиком.

Материалы

Калёная велоцепь тёмно-серого цвета. Такая сталь применяется для изготовления закалённой проволоки, о которую легко затупить даже болторез, и большинства инструментов – например, отвёрток и бит для шуруповёртов, где нужна особая прочность.

«Золотая» расцветка – индикатор наличия антикоррозийного покрытия. В состав бронзово-золотистого покрытия входят легирующие добавки стали, например, кобальт. Такая сталь используется при изготовлении многоступенчатых и обычных свёрл, обладает повышенной твёрдостью и прочностью.

Алюминиевая цепь – нонсенс. Она быстро бы сломалась, стоит велосипедисту поднажать на педали для быстрого старта. Здесь не применяют цветмет – он слишком мягок; любые сплавы на основе алюминия – удел рам и вилок, а не деталей трансмиссии. Только сталь – и ничего лишнего.

Усиленные цепи – в основном односкоростные. Они могут быть изготовлены как из закалённой, так и (частично) из нержавеющей стали.

Титановая – большая редкость. Титан сам по себе – дорогой материал, в десятки раз дороже железа. Если, скажем, оправа для велоочков из титана сегодня стоила бы 3000-5000 рублей, то велоцепь по затратам выйдет ещё дороже.

Нержавеющая цепь может быть изготовлена как целиком из такой же стали, так и иметь напыление из этой же нержавейки. Но все виды антикоррозионного покрытия стираются за несколько десятков или пары сотен километров, и обнажается незащищённая сталь.

Технология изготовления морских цепей

Производство цепи организуется в промышленных условиях, хотя мелкоформатные изделия могут выполняться и ручным способом в небольших ремесленных мастерских по методу ковки. Крупные стальные звенья плетут из специально подготовленных цилиндрических прутков. Перед гибкой производят нарезку заготовки специальными ножами или пилами, после чего отрезки укладываются в рядную форму. Одинаковые по длине куски стальных прутьев отправляются на колтование – процесс чистки поверхностей металла от следов коррозии. Не обходится изготовление якорной цепи и без шлифования. Причем для этого используются не абразивные инструменты и расходники, а сами заготовки. Их помещают в специальный барабан, вращение которого приводит к трению прутков друг о друга. Под тяжестью собственного веса ударными движениями они и выполняют шлифовку своих поверхностей.

Самая же ответственная задача ложится на станки непосредственного плетения. На современных производствах это роботизированные аппараты, которые функциональными органами поочередно захватывают отрезки стальных прутьев, сгибают их мощными рычагами и в результате смычки образуют цепь. Для облегчения операции деформирования металл может предварительно нагреваться.

Технология плетения цепочки

Прежде чем рассмотреть традиционную технологию плетения, стоит отметить виды, которые встречаются в итальянской технике плетения

Внимание уделяют методам соединения скоб и колец. Преимущество отдают типовым технологиям, которые были придуманы еще в прошлые века

Выделяют три способа выполнения плетения:

  1. Штампованное. Звенья изготавливаются на станке при помощи специальной аппаратуры. Ювелир проверяет качество каждого кольца, после чего снимает их со станка. Далее кольца помещают под пресс, который паяет грани соседних звеньев.
  2. Ручное. Ювелир вручную изготавливает тонкую нить и разрезает ее на кольца. Затем соединяет концы, паяет при помощи нагревательного прибора и дает кольцам остыть. Остуженная масса отправляется на шлифовку, и только потом мастер приступает к плетению изделий.
  3. Машинное. Всю работу и контроль качества доверяют станкам и конвейерам. На устройстве разрабатывают форму и плотность нити из золота или серебра. Затем при помощи скоб звенья сдавливают. Образуются смежные стенки на гранях колец, что играет роль односторонней части двух цепей браслета или другого изделия.

Если в автоматизированной работе получаются сразу готовые цепочки, то в ручной технологии плетения изготавливаются лишь звенья. Изделия дальше делают ювелиры исходя из заказов фабрики.

Внешние отличия ручного и машинного производства мало разнятся друг от друга. Единственный момент, который указывает на ручную работу – отсутствие утолщенных участков на отрезках соединения звеньев. Мастер не может сдавить кольца таким образом, чтобы получились единые грани

Это под силу лишь машинам, но и здесь стоит обратить внимание на шлифовку конечного изделия

Важный аспект в плетении – принадлежность изделия и его общий образ соответствия имиджу владельца. Чем тоньше цепь, тем ниже она ценится, независимо от количества используемого материала и его пробы. Тонкие и аккуратные цепи всегда делаются на станках. Ручная работа предполагает изготовление крупных колец – так удобнее работать с изделиями.

Готовые изделия различают по плотности и ширине колец. Бывают:

  1. Тонкие браслеты и цепи.
  2. Широкие и плоские браслеты.
  3. Крупные и объемные браслеты и цепи.
  4. Крупные и плоские браслеты.

Цепочек с широкими и крупными звеньями не делают даже вручную, так как технология подразумевает сплетение колец. Массивные соединительные скобы будут мешать ювелиру продеть вспомогательное кольцо. Поэтому лучшим решением для сочетания изделий будет тонкий и широкий браслет с тонкой цепочкой. Другой вид сочетания – цепь с широкими звеньями, но в дополнении тонкий аккуратный браслет с какой-нибудь подвеской или вставкой.

https://youtube.com/watch?v=YeOFb1URn3Q

Особенности

В трансформаторах напряжения, которые помещают на электростанции либо подстанции с рядом распределительных устройств, размещают релейные щиты и щиты управления достаточно далеко друг от друга, заземляя их в месте, удаленном от трансформатора напряжения. Из-за такой особенности невозможно установить автоматические выключатели, которые бы защищали трансформатор в случае замыкания цепи.

Вторичная цепь, питание которой осуществляется с помощью аккумулятора, обладает некоторыми нюансами. Их всегда учитывают, выбирая предохранители.

Понятие «вторичные цепи» относится к проводам и кабелям, в том числе объединяющим оборудование, предназначенное для измерения величин в первичной цепи.

Их применяют в заливочных и разливочных кранах, которые работают с жидкими металлами. Также используются и в быстроходных кранах. В обоих случаях цепи представлены проводами с медными жилами, а также с термостойкой изоляцией.

Важно учитывать, что предохранители должны быть открыты для того чтобы без труда их осматривать и ремонтировать, не понижая напряжения на всей сборке. Цепь состоит из изолированных проводов, объединенных в потоки

Если в одном потоке проводов больше 25 штук, то работа с ними становится чрезмерно сложной

Цепь состоит из изолированных проводов, объединенных в потоки. Если в одном потоке проводов больше 25 штук, то работа с ними становится чрезмерно сложной.

Каждый поток кладут по самому короткому пути, помещая его в горизонтальном либо вертикальном направлении. Допустимо отклонять их от этих положений лишь на 6 мм в каждом метре длины. Формируя потоки, провода никогда не скрещивают. Каждое ответвление проводится под прямыми углами

Важно чтобы ряды их были ровными. Обычно на поток берется 10-15 проводов

В нижних рядах находятся самые длинные провода, а в верхних – с наименьшей длиной.

Если вторичная цепь в шкафах и панелях включает медные провода, то во внешних соединениях – между шкафами и панелями – контрольные кабели. Иногда внешнее соединение реализуется с применением проводов в стальных трубах.

3/8 или 0,325 что лучше и почему

Определить какой параметр лучше, а какой хуже нельзя, т. к. каждый из них имеет свои особенности и предназначен для цепных пил определенной мощности. В зависимости от того как правильно подобрана пильная гарнитура, производительность инструмента будет иметь разные показатели. Если гарнитура подобрана оптимально, т.е. расстояние между звеньями соответствует рекомендованной мощности, то производительность бензопилы будет максимальной. При неправильном выборе, двигатель будет испытывать перегрузки, способные привести к возникновению неисправностей.

Оптимальные показатели мощности для 0,325 дюйма – 1,8-2 кВт. Именно по этой причине на бензопиле Хускварна 142/137 используются цепи с таким шагом.

Для параметра 3/8, необходим инструмент с мощностью до 3 кВт. В таком случае возникает вопрос, а почему на Штиль 180, с мощностью 1,5 кВт используются цепи 3/8 дюйма. Ответ прост: у бензопил Штиль, мощность не самое главное, большое значение имеет максимальное количество оборотов. Штиль 180 выдает более 13500 об/мин, за счет этого он способен пилить гарнитурой 3/8 дюйма.

Для 0,404 дюйма, оптимальная мощность 4,5 – 5 кВт.

Важно! Указанные значения мощности и шага цепи не несут обязательно характера, пользователь сам вправе выбирать параметры гарнитуры, которую он планирует использовать на бензопиле

Параметры и режимы ускоренных стендовых испытаний цепей на надежность

В.1
Установлены следующие группы испытаний цепей:

А — для цепей,
работающих преимущественно в передачах мотоциклов, мотороллеров, в масляной
ванне или при периодической смазке;

Б — для цепей,
работающих преимущественно в открытых тихоходных передачах при периодической
смазке (передачи сельскохозяйственных и им подобных машин);

В — для цепей,
работающих в приводах машин общепромышленного назначения в условиях
периодической смазки;

Г — для цепей,
работающих преимущественно в быстроходных передачах в масляной ванне.

В.2 Условия
стендовых испытаний цепей на надежность должны соответствовать указанным в
таблицах В.1, В.2.

В.3 Расчетную
нагрузку для многорядных цепей типов 2ПР, 3ПР и 4ПР, испытываемых по режимам
таблиц В.1 и В.2, определяют путем умножения
расчетной нагрузки для соответствующих однорядных цепей на коэффициент, равный:

1,8 — для
двухрядной цепи;

2,5 — для
трехрядной цепи;

3,0 — для
четырехрядной цепи.

В.4
Продолжительность испытания согласно таблицам В.1, В.2 указана с учетом времени периода приработки.

Для
многорядных цепей типов 2ПР, 3ПР и 4ПР нормы средней наработки до отказа и
установленной безотказной наработки определяют умножением средней наработки до
отказа и установленной безотказной наработки для соответствующих однорядных
цепей на коэффициент, равный соответственно 0,8; 0,6; 0,5.

В.5 В таблицах
В.1, В.2 предельное увеличение длины отрезка цепи от
его начального значения с числом звеньев по таблице 8 дано без учета износа в
период приработки.

Таблица В.1 — Группа испытания А

Типоразмер цепи

Параметры базового корпуса

Режимы и результаты испытаний

Предельное увеличение длины измеряемого отрезка, мм

Количество звеньев в контуре

Число зубьев звездочки

Частота вращения  
ведущей звездочки, мин-1

Передаваемая нагрузка, даН

Период приработки

Средняя наработка

до отказа, не менее

Установленная безотказная наработка, не менее

ведущей

ведомой

ч

ПР-8-4,6

120

21

21

3200

25

10

1000

660

1,2

ПР-9,525-9,1

120

21

21

3000

60

15

1100

700

1,4

ПВ-9,525-11,5

44

15

31

2600

36

40

1100

700

2,0

ПВ-9,525-13

66

24

52

2600

53

40

1100

700

2,0

2ПВ-9.525-20

66

24

52

2600

65

40

1100

700

3,0

ПР-12,7-10-1

112

19

48

1200

40

20

950

600

1,9

ПР-12,7-9

112

19

48

1200

50

20

950

600

1,9

ПР-12,7-18,2-1

110

17

40

1200

125

60

1100

700

2,5

ПР-12,7-18,2

110

17

44

1280

140

60

1100

700

2,5

ПР-15,875-23-1

100

16

42

1180

175

60

1100

700

3,1

ПР-15,875-23

100

16

42

1180

220

60

1100

700

3,1

Таблица В.2 — Группа испытания Б

Типоразмер цепи

Параметры базового контура

Режимы и результаты испытаний

Количество звеньев в контуре

Число зубьев звездочки

Частота вращения ведущей звездочки, мин-1

Передаваемая нагрузка, даН

Период приработки

Средняя наработка до отказа, не менее

Установленная безотказная наработка, не менее

Предельное увеличение длины измеряемого отрезка
цепи, мм

ведущей

ведомой

ч

ПР-19,05-31,8

110

19

19

1200

200

40

1200

760

1,9

ПР-25,4-60

110

19

19

800

400

65

900

570

1,9

ПР-31,75-89

100

17

17

600

605

100

850

540

2,4

ПР-38,1-127

100

17

17

450

945

150

850

540

2,3

ПР-44,45-172,4

100

17

17

350

1025

200

800

500

1,8

ПР-50,8-127

94

17

17

280

1470

250

750

460

1,8

ПР-63,5-354

94

17

17

220

2320

300

650

410

1,5

Ключевые слова: приводные роликовые и втулочные цепи,
размеры, разрушающая нагрузка

  • ГОСТ 13568-97 Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия
  • ГОСТ 592-81 Звездочки для пластинчатых цепей. Методы расчета и построения профиля зубьев. Предельные отклонения
  • ГОСТ 20742-93 Муфты цепные. Параметры и размеры
  • ГОСТ 591-69 Звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям. Методы расчета и построения профиля зуба и инструмента. Допуски
  • ГОСТ 15127-83 Фрезы червячные цельные для нарезания зубьев звездочек к приводным роликовым и втулочным цепям. Технические условия

Как правильно выбрать гостиную

Прежде чем начать приобретать наполнение комнаты (мебель), важно тщательно распланировать весь интерьер в мельчайших деталях. Этот процесс занимает много времени и сил, особенно у не профессионалов, по этому, чтобы избавиться от хлопот, лучше обратиться в дизайнерскую компанию.

Первым этапом планирования будет определение функциональных возможностей помещения. Для этого необходимо начертить на бумаге подробный план комнаты с учетом всех оконных и дверных проемов, ниш, эркеров и подобных элементов.Затем определить назначение гостиной: будет ли она просто зоной отдыха, рабочим кабинетом или помещением для проведения праздников.

От этого пункта напрямую зависит наполнение помещения, например для кабинета понадобится компьютерный стол или многофункциональное бюро, удобное кресло и несколько стеллажей для книг и документов.Также довольно популярным в дизайне гостиной, является зонирование пространства.

Чаще всего этот прием осуществляется путем контрастного окрашивания стен в цвета, кардинально отличающиеся друг от друга, или свето-разделением. Стоит отметить, что этот прием часто используют в оформлении малогабаритных помещений.

О термине

Техническая литература нередко по-разному выражает понятие «вторичные цепи электропередачи». Так, у него есть и синонимы. Часто то же явление называют цепями вторичной коммутации. Однако многие специалисты считают такую замену неудачной. Все дело в том, что цепь вторичной коммутации скорее относится к процессам переключения электрических цепей, ведь термин «коммутация» является наименованием действия.

Важно различать между собой и ряд иных понятий. Электрическая энергия передается по первичным цепям

Вторичные цепи чаще всего применяются с источниками оперативного питания. Их напряжение составляет 220 В либо 110 В, нередко отмечается использование комбинированных источников питания.

Понятие «вторичные цепи электропередачи» может включает в себя несколько их разновидностей:

  • с постоянным током;
  • с переменным током;
  • в трансформаторах тока;
  • в трансформаторах напряжения.

В него включают и несколько шинок с различным назначением. Чтобы различать вторичные цепи электропередачи от разных их участков, применяют ряд особых обозначений.

Нумеруют их, учитывая полярности цепей. Так, области вторичных цепей электропередачи с положительной полярностью обозначают нечетными числами. Если же полярность отрицательная – применяют четные.

Если речь идет о вторичной электрической цепи с переменным током, то их обозначают числами по порядку, не деля по признаку четности. Иногда наряду с числовыми обозначениями используют и буквы.

Устройство цепи

Самые первые якоря изготавливались из камня и древесины, а функцию соединителя выполняли канаты. И лишь несколько столетий назад в практику кораблестроения вошла комплектация металлическими конструкциями с цепью, способной выдерживать десятки тонн. Система формируется последовательно соединенными звеньями из смычек и разъемных элементов. В комплексном виде устройство якорной цепи также включает средства фиксации к промежуточной скобе, смычку крепления к судну и машинку, которая при необходимости (как правило, аварийные ситуации) позволяет сделать выброс вытравленного контура. Крайние звенья изготавливаются с параллельными сторонами без контрфорсов (центральная вертикальная перекладина внутри звена). Это дает возможность более удобного соединения элементов с точками крепления – к вертлюгам или жвака-галсу.

Таблицы размеров пильных цепей и шин для бензопил по моделям

Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’.Шаг 1/4’’ (6,35 мм) свойственен небольшим цепям, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы.

Цепи с шагами 0,325’’ (8,25 мм) и 3/8’’ (9,3 мм) — наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404’’ (10,26 мм) и 3/4’’ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность, но шире пропил. Для преодоления возрастающего сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества — большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация, более чистый рез.

Толщина ведущего звена. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки». Толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, что повышает надежность посадки цепи и исключает вероятность ее «соскока». Все предусмотрено пять стандартных размеров:

  • 1,1 мм (0,043’’) для маломощных пил
  • 1,3 мм (0,050’’) бытовые и полупрофессиональные цепи,
  • 1,5 мм (0,058’’) мощные и производительные пилы,
  • 1,6 мм (0,063’’) и 2,0 мм (0,080’’) высокопрофессиональные пилы.

Назначение использования накладывает свои требования к используемым цепям. Например, при необходимости распиловки твердой и загрязненной древесины или при сносе и строительстве сооружений — лучше использовать специальные твердосплавные цепи Picco Duro или Rapid Duro, имеющие твердосплавные зубья или накладки, дающие им непревзойденную прочность и долговечность использования. Некоторые работы просто невозможно выполнить без их помощи.

Так же известно, что для продольной распиловки древесины (вдоль волокон) желательно использовать специальные цепи. Основное различие между цепями продольного и поперечного типа — это углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов. У цепей для продольного пиления (например цепи Stihl Picco Micro X) углы более острые — от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их назначения приводит либо к пониженной производительности, либо к повышенной «агрессивности», сильной вибрации и дополнительной нагрузке на двигатель бензопилы.

Дополнительными характеристиками цепи являются высота профиля и глубина резанья.

Высота профиля.

Цепи бывают высоко- и низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины. Высокопрофильные цепи, обычно, используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности пиления. Низкопрофильные цепи устанавливают на бензопилы бытового и любительского класса, т.к. благодаря увеличенной площади опоры режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания — это величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025 дюйма (или 0,635 мм) и 0,030 дюйма (или 0,762 мм), реже — с зазорами до 0,07 дюйма (или 1,778 мм), последние предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Виды

Цепи подразделяются по видам на изделия для односкоростных и многоскоростных велосипедов.

Односкоростные цепи изготавливают из более толстой стали. Обусловлено это в первую очередь отсутствием на кассете с задней звёздочкой соседних звёзд. Отсутствует ограничение на свободное пространство, которое иначе изготовитель сэкономил бы, чтобы заднюю часть рамы и сам байк не «раздуло» бы вправо, и велосипед не сместил бы центр тяжести с колеса вбок.

Эта цепь при регулярной смазке хотя бы обычным машинным маслом способна пройти 10 тысяч км и более – она почти не растягивается, а звёздочки своими зубцами входят в щели цепи на всю длину, эффективно распределяя нагрузку на цепь и передавая усилие от педалей на заднее колесо. Такие цепи ставят на дорожные ситибайки и женские круизеры, велосипеды с фиксированной передачей, на все детские и многие подростковые модели. Конструкция звена цепи предельно проста: внешние и внутренние пластины, пины, ролики («стаканы»). Ширина цепи – 8-11 мм.

Для многоскоростных байков применяется более узкая цепь. В качестве дополнительной запчасти пин окружает внутренний стакан, а сам он выглядит более тонким. Если поставить «односкоростную» цепь на многоскоростной байк, то ездить он будет лишь на самых крупных звёздочках. Конструкция утяжелится на лишний килограмм за счёт ставших ненужными других звёздочек и лишних звеньев – вместо 108 используются 126 звеньев. Из-за экономии места между звёздочками при попытке переключиться на более мелкие по диаметру (и поехать на этой передаче) цепь тут же слетит.

Более узкая цепь допускает технологический изгиб: если используется байк с 3 передними и 6 задними передачами, то при включении комбинации 1-3, 2-5 и 3-6 плоскость, в которой цепь должна быть выровнена, отклонится в сторону – чего не наблюдается на односкоростных байках. Из-за более тонкой стали и изгиба износ и удлинение цепи возрастает на порядок, и после пробега на нескольких сотнях или паре тысяч километров её меняют. Ширина цепи – 6,5-8 мм.

Облегчённая велоцепь имеет пустотелые пины и пластины с щелями. Уменьшение массы цепи – удел гоночных велосипедов, где каждый грамм на счету, даются все условия для обгона соперников на треке. Но она растягивается и ломается чаще и скорее, чем обычная многоскоростная.

Полузвенная – Half-Link – содержит одно и то же повторяющееся звено, которое вдвое легче в подгонке под нужную для конкретного байка общую длину. Пластины каждого звена выгнуты в резко очерченные спуски. Она также подвергается более быстрому, чем стандартная двухуровневая цепь, разрушению и не может бессменно применяться на многие тысячи километров пути. Такая цепь применяется на любом велосипеде, независимо от количества скоростей на нём.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации