Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 1

Сравнительный анализ транспорта газа по трубопроводам в жидком и газовоздушном состояниях

Особенности перевозки автотранспортом

Транспортировка природного газа в автоцистернах является достаточно распространенным способом. Газ перед перевозкой переводят в сжиженное состояние, для чего применяется специальная технология. Температура топлива опускается до -160 градусов, а объем уменьшается примерно в 600 раз. Сжатое под давлением топливо закачивают в автомобильную цистерну. Как правило, перевозку газа таким способом применяют в тех случаях, когда другие варианты недоступны.

Слабые места транспортировки сжиженного газа автотранспортом:

  • необходимость строгого соблюдения правил передвижения и оборудования машины;
  • увеличение риска для водителя и рядом расположенных объектов;
  • строгая регламентация разрешаемых к перемещению объемов топлива;
  • высокие требования к технической исправности транспортного средства;
  • дороговизна метода (с учетом расходов на горючее и ТО машины).

Кроме цистерн, сжиженный газ может закачиваться в баллоны (допустимый уровень заполнения – не больше 90% от общего объема). В дальнейшем вещество применяется в промышленных или бытовых целях.

Существуют следующие правила транспортировки газовых баллонов:

обязательно наличие специальных приспособлений для надежного крепления баллонов;
перед перевозкой с газовых баллонов нужно снять редукторы, а на вентили прикрепить защитные колпачки (при наличии защитных ящиков эти меры предосторожности не требуются);
не допускать перегревания емкостей;
к работе данного типа разрешается допускать только водителей с соответствующим опытом;
выхлопную трубу машины необходимо вывести в переднюю часть авто и оснастить искроулавливающей сеткой;
транспортное средство должно быть укомплектовано парой углекислотных огнетушителей;
место установки баллонов необходимо оборудовать хорошей вентиляцией;
во время погрузки и транспортировки сжиженного газа в баллонах запрещается курить или применять открытые источники пламени.

Еще один вариант наземной транспортировки топлива в сжиженном состоянии – железнодорожные пути. Для транзита используются специальные стальные емкости и цистерны. Как правило, речь идет о транспортировке газа на небольшие расстояния. К достоинствам способа относят универсальность и распространенность железнодорожных веток. Как правило, они соединяют большинство крупных городов страны. Это дает возможность недорого доставлять цистерны или баллоны с газом практически в любой регион.

С 2021 года

Как следует из текста постановления, новые, «минимальные», тарифы, рассчитанные НКРЭКУ, вступают в силу аж с 1 января 2021 года. Таким образом, весь этот год тем потребителям, кто получает заоблачные платежки, придется получать их и, соответственно, оплачивать до следующего Нового года. Впрочем, само постановление еще окончательно не принято, и эксперты допускают, что из-за-спешки случилась ошибка.

«На 90% я склоняюсь к тому, что это ошибка, учитывая тот резонанс, который вызвала вся эта история с платежками. Какой сыр-бор поднялся за то, чтобы люди не платили, было бы странно переносить это на следующий год», – прокомментировал UBR.ua сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Требования перевозки сжиженного газа:

  • В процессе доставки, хранения и использования жидкого газа, в емкости надо поддерживать повышенное давление, чтобы исключить переход вещества в газообразное состояние.
  • При планировании газоснабжения надо помнить, что плотность горючего вещества в газообразном состоянии в 2 раза больше, чем воздуха.
  • Тара для сжиженного газа должна быть герметичной, чтобы не было утечек.
  • Резервуар для перевозки сжиженного газа нельзя заполнять больше, чем на 85%, потому что при повышении температуры атмосферного воздуха газ расширяется.

Технология производства сжиженных газов начинается с добычи и завершается закачкой в хранилища. Перед последним этапом углеводороды проходят процесс очистки от следов нефти, воды и соединений серы. Главное условие поддержания жидкого состояния газа заключается в предотвращении теплообмена с атмосферным воздухом посредством нагревания стенок сосуда. Поэтому емкости для его хранения делаются по типу термосов, с двойными стенками.

Выбор вида транспорта, который будет перевозить сжиженный газ, зависит от многих факторов. Одними из определяющих являются местоположение получателя и дальность транспортировки. Вещество доставляют по трубопроводам, в баллонах или цистернах, автомобилями или по железной дороге, морскими или речными судами.

Морские корабли-газовозы могут быть рефрижераторными, полунапорными и напорными

При организации перевозки сжиженного газа этим видом транспорта надо принимать во внимание совместимость конкретного газа с материалами корпуса судна. А также помнить, что груз обладает свойствами жидкости и потому может нарушить остойчивость корабля

Его всплескивание способно причинить серьезные разрушения. Точно так же аварийная ситуация может возникнуть из-за самопроизвольного перемешивания, вследствие которого резко поднимается давление в емкости и усиливается парообразование. Чтобы этого не допустить, в резервуарах газовозов ставят продольные перегородки.

Перевозка сжиженного газа автомобилями выполняется на небольшие расстояния. Для регламентации этого процесса изданы соответствующие нормативные документы. Полные баллоны проверяются и маркируются. После этого их кладут в горизонтальном положении на деревянные поддоны с вырезанными в них полукруглыми углублениями. Перевозить баллоны вертикально разрешается только в том случае, если они зафиксированы веревками или резиновыми кольцами.

Можно доставлять сжиженный газ наливом в цистернах. Паспорта емкостей регистрируются в Госгортехнадзоре РФ. Каждая цистерна должна быть оборудована предохранительными клапанами, запорными устройствами, уровнемерами и манометрами. При наличии заправочной установки, автоцистерна может не только служить для перевозки сжиженного газа, но и работать в качестве заправщика.

Марка и модель машины для доставки сжиженного газа определяется в зависимости от дальности поездки, веса груза и состояния дорог. В автомобиле должен быть огнетушитель и защитный тент. На транспорт наносятся соответствующие опознавательные знаки. На линию выпускаются только автомобили в безупречном рабочем состоянии, прошедшие техосмотр. Во время движения необходимо соблюдать предписанный правилами скоростной режим. Интервал между машинами — не менее 50 метров.

По железной дороге перевозится сжиженный газ, не требующий охлаждения. В этом случае вещество можно транспортировать на большие расстояния. На каждый вагон-цистерну должна быть установлена труба для отвода испарений и предохранительные клапаны, на случай повышения давления в емкости.

Во всех случаях на перевозку сжиженного газа оформляются соответствующие сопроводительные документы.

Транспортировка танкерами

Развитый речной и морской транспортный флот нашей страны позволяет перевозить сжиженный газ на судах. Особенно эффективны в этом отношении морские танкеры.

Плюсы водной транспортировки:

  • безопасность и удобство хранения сжиженного топлива;
  • малые затраты не перевозку;
  • неограниченная пропускная способность морских путей;
  • возможность доставки в прибрежные районы, где отсутствует стационарная ГТС.

Минусы использования водного транспорта:

  • небольшая скорость перемещения танкеров;
  • окупаемость только в случае перемещения больших объемов;
  • узкопрофильность танкеров (обратный рейс может быть пустым);
  • необходимость налаженной системы погрузки и разгрузки газа в портах;
  • высокие требования к пожарной безопасности используемых плавсредств.

Самое экономичное и экологичное топливо

На сегодняшний день природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом. Природный газ — это фактически готовое моторное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. При этом двигатель такого транспортного средства соответствует высочайшим стандартам — Евро-5 и Евро-6. Согласно классификации МЧС, природный газ относится к самому безопасному классу горючих веществ.

Увеличенная фотография (JPG, 238,7 КБ)

В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов: компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ).

Целевые сегменты рынка:

  • КПГ — пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт и коммунальная техника;
  • СПГ — магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника.

Наземные виды транспортировки газа

Сейчас достаточно часто используют железнодорожный транспорт. Поезда позволяют перевозить абсолютно все виды ресурсов, включая непереработанную нефть. Транзит осуществляется в спроектированных для перевозок жестяных резервуарах и цистернах, которые характеризуются повышенной прочностью.

Как правило, железная дорога находит место в системе поставок, только когда нужно транспортировать сравнительно небольшое количество продукции на маленькие дистанции. Таким методом осуществляется транзит битумов, машинного масла, топлива и сжиженного газа.

Среди преимуществ явно выделяется универсальность железной дороги. Рельсами связаны все крупнейшие населенные пункты государства. Разветвленная паутина путей делает возможной поставку сырья в любое место по сравнительно малой себестоимости. Это широко применяется в логистике. При крупномасштабных перевозках использование транспорта такого рода не является высокоэффективным.

Нередко транспортировка сжиженного газа осуществляется водным транспортом. Используются речные или морские суда. Это достаточно удобный и эффективный способ. Основная недоработка этого метода касается малой скорости перевозок. К тому же это один из самых сложных способов, так как для погрузочно-разгрузочных работ необходимо создать определенные условия в пунктах приема и отправки.

Но главное преимущество вычеркивает все недостатки. Морской транспорт открывает возможность межконтинентальных доставок. Это существенно увеличивает доступность сырья многим странам.

Самым распространенным видом приспособлений, используемых для доставки газа и нефти, является автомобильный транспорт. Применяется такая методика, когда нужно поставить небольшие объемы на короткие расстояния. Чаще всего используется мелкими потребителями. Технология достаточно проста и удобна, так как машина может проехать практически везде, где не достают другие коммуникации.

К плюсам относятся:

  • высокая степень маневренности;
  • хорошая проходимость;
  • доступность каждому потребителю.

Основной недостаток – автотранспорт невозможно применять для транзита больших объемов. Также непрактично с точки зрения логистики использовать машину для доставки груза на большие расстояния.

Сбор, подготовка и транспортировка газа каждым из методов имеет свои особенности. При этом нужно строго соблюдать правила, которые помогут обезопасить процесс доставки.

Транзит сжиженного газа автомобилями

При перевозке сжиженного углеводородного сырья машиной необходим крайне ответственный подход. Связано это с опасностями перевозок. Газ подвержен воспламенению и обладает взрывоопасными качествами, что обуславливает применение некоторых мер безопасности. Эти же рассуждения заставляют предусматривать всевозможные ситуации на дороге и способы их предупреждения.

Специалист, несущий ответственность за транзит газа, обязан в строгом порядке соблюдать написанную предприятием инструкцию, выполняя все ограничения, регламентированные законодательной базой. Если возникнут какие-либо неисправности в функционировании техники, то потребуется незамедлительный вызов бригады для устранения поломки и ее причины. Если наблюдается утечка газа, необходимо перекрыть участок дороги с целью избежать жертв от вероятного взрыва.

Сжиженный газ, транспортировка которого строго регламентируется, должен перевозиться в емкостях, которые прошли специализированную аттестацию. Только после прохождения этой процедуры они допускаются к эксплуатации. Непосредственно перед каждой логистической операцией они тщательно осматриваются обученным персоналом.

Крупнейшие магистральные газопроводы России

Ямал — Европа

Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Белоруссию. Российская часть газопровода начинается в Торжке, имеет длину 402 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1999—2006 годах.

Уренгой — Помары — Ужгород

Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Украину. Длина российского участка — 3291 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1983 году.

Бованенково — Ухта (две нитки)

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала. Состоит из двух ниток (очередей) длиной около 1200 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 120 атм. Проектная мощность — 197,5 млрд м³ в год. Введен в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2017 году (вторая очередь).

Сахалин — Хабаровск — Владивосток

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Сахалина в Хабаровский и Приморский края. Длина газопровода — более 1800 км, давление — 100 атм. Диаметр труб — 1220 мм и 700 мм. Проектная мощность первой очереди — 5,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011 году.

Северные районы Тюменской области — Торжок

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Тюменской области в центр Европейской части России и далее потребителям Северо-Западного региона, а также для заполнения экспортного газопровода «Ямал-Европа». Длина газопровода — 2200 км. Проектная мощность на разных участках — 20,5-28,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2006—2012 годах.

Ухта-Грязовец (2 нитки)

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала и Западной Сибири в центр Европейской части России и далее потребителям Центра и Северо-Западного региона, а также на экспорт. Состоит из двух ниток длиной 970 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 90 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2018 году (вторая очередь).

Грязовец — Выборг

Является сухопутной частью газопровода «Северный поток». Длина — 900 км, диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 55 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011—2013 годах.

Уренгой — Центр (2 нитки)

Две нитки длиной 3211 и 3035 км соответственно. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983-1984 годах.

Ямбург — Елец (2 нитки)

Две нитки длиной по 3146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1986-1987 годах.

Ямбург — Западная граница («Прогресс»)

Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 4366 км (включая участок на территории Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1987 году.

Оренбург — Западная граница («Союз»)

Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 2677 км (включая участки на территории Казахстана и Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1980 году.

Ямбург — Тула (2 нитки)

Две нитки длиной 2946 и 2146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1988-89 годах.

Ямбург — Поволжье

Длина 2730 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1990 году.

Уренгой — Петровск

Длина 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.

Уренгой — Новопсков

Длина 3609 км. Диаметр труб – 1420 мм, давление газа – 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.

Сила Сибири

Должен обеспечивать поставку газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений потребителям Дальнего Востока России, а также на экспорт в Китай. Длина около 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года

Правила сбора, подготовки, транспортировки газа автомобилем

Перевозка сжиженного газа автотранспортом проводится, как гласит регламент поставок, только до заправочной станции. Но это открывает возможность транзита лишь малого объема сырья, поэтому для доставки большого количества газа он не подходит. К тому же состояние транспортного средства должно отвечать всем современным требованиям и быть практически идеальным.

На машину ставится знак со специальной информацией, которая даст понять другим водителям о транзите особо опасного груза. На задней части кузова машины размещается ещё один распознавательный спецзнак. При совершении различных маневров прочие водители, которые передвигаются сзади, будут в курсе того, что перед ними едет транспортное средство с опасным грузом.

Подготовка газа к транспорту играет немаловажную роль в логистической операции. Так, цистерна, в которой перевозится опасный ресурс, в обязательном порядке должна быть помечена надписью «Огнеопасно». При этом на ней должна указываться вся информация о перевозимом сырье.

В ходе осуществления интернациональной поставки по бокам емкости с багажом также наносятся опознавательные знаки спецназначения. Кузов авто для таких доставок должен быть оборудован специальным оснащением. Резервуары аккуратно закрепляются, чтобы при движении машины они оставались в недвижимом положении. Конструкция для перевозки ресурса должна сохранять герметичность все время перевозки.

Транспортировка может быть опасной, в случае если объем провозимого сырья превышает установленные нормы. Поэтому транзит баллонов для личного применения государством не запрещается, но регламентируется. При этом проверка герметичности резервуара является обязательным для выполнения условием.

Все это говорит о том, что подготовка природного газа к транспортировке, как и сам процесс доставки, должны строго контролироваться ответственными структурами и самими перевозчиками. Газообразные вещества могут представлять опасность для живых организмов. Именно потому должны соблюдаться все условия при их перевозке.

Различные варианты и виды транспортировки газа на выставке

Весной в Москве пройдет проект, посвященный индустрии добычи, переработки и доставки нефтепродуктов и газа. Событие входит в число самых крупных мероприятий соответствующей отрасли.

Выставка «Нефтегаз» – главное событие в сегменте оснащения и разработок для всего комплекса. При этом роль организатора взял на себя московский ЦВК «Экспоцентр».

Экспозиция является самой крупной в отрасли. Здесь рассматриваются передовые технологии, оборудование для транспортировки природного газа по трубопроводу. Масштабность мероприятия позволяет охватить все направления производства.

Выставка «Нефтегаз» – событие, которое позволяет всем без исключения компаниям презентовать свои технологии, продукцию и продвинуться на международную арену. В одном месте собирается большое число организаций, представители которых отстаивают свои интересы.

Стоит отметить, что на выставке будут находиться как отечественные предприятия регионального уровня, так и организации из дальнего и ближнего зарубежья, которые уже являются участниками интернационального рынка. Потому экспозиция относится к числу мероприятий международного масштаба.

К примеру, два года назад на выставке была представлена продукция компаний из более тридцати стран мира.

Нынешнее мероприятие будет высокоэффективным способом рекламы организаций-участников. Для выставки была выделена вся площадь выставочного комплекса, здесь будут рассмотрены наиболее важные моменты развития области производства.

Среди широкого перечня тем будет затронут вопрос высокоэффективной транспортировки газа по трубопроводам. Достаточно важным вопросом является и складирование ресурсов.

В мероприятии участвуют крупнейшие предприятия, зарубежные компании и региональные заводы, предлагающие оснащение для переработки, хранения и доставки газа.

Тематика «Нефтегаз» весьма широка:

  • запорно-регулирующая арматура;
  • оснащение для предприятий нефтехимии;
  • трубопроводы различных типоразмеров;
  • устройства для сварочных работ;
  • защита оборудования и материалов при транспортировке газа по газопроводу;
  • средства автоматизации заводов и прочих предприятий индустрии.

Разнообразное оснащение и множество экспонентов выставки сообщают всем посетителям о масштабности проекта. На тематических лекциях и круглых столах компании-производители обговаривают процессы, которые проходят на производстве.

Так, в рамках подобных мероприятий разнообразные фирмы будут обсуждать тенденции современного отечественного и интернационального сектора, достоинства передовых разработок и системы транспортировки газа.

Также на экспозиции будут презентованы передовые технологии ученых и самых перспективных инженеров.

Многие экспоненты и специалисты полагают, что представленное оснащение позволит существенно повысить качество работ при поставках и хранении углеводородного ресурса.

При этом рассматриваются перспективы отрасли, уменьшение энергозатрат на транзит сырья и прочие наиболее острые вопросы и задачи.

Более подробно о способах и видах транспортировки газа и нефти также можно узнать на выставке.

Хранение нефтепродуктовТипы резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктовТехника и технология строительства трубопроводов

Примечания

  1. ↑ . Минэнерго России. Дата обращения 22 сентября 2019.
  2. Митрова Т., Капитонов С., Хендерсон Д. . Московская школа управления Сколково. Дата обращения 22 сентября 2019.
  3. Эдер Л. и др. . Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука Сибирского отделения РАН. Дата обращения 22 сентября 2019.
  4. . Газпром. Дата обращения 22 сентября 2019.
  5. . Газпром. Дата обращения 22 сентября 2019.
  6. . Новатэк. Дата обращения 22 сентября 2019.
  7. . Новатэк. Дата обращения 22 сентября 2019.
  8. . ТАСС. Дата обращения 11 декабря 2019.
  9. . Neftegaz.ru. Дата обращения 22 сентября 2019.
  10. , с. 43.
  11. , с. 63.
  12. , с. 13—23.
  13. . Мосгорсвет. Дата обращения 22 сентября 2019.
  14. , с. 161.
  15. , с. 173.
  16. , с. 13-23.
  17. . Мосгаз. Дата обращения 22 сентября 2019.
  18. , с. 213—234.
  19. , с. 268—296.
  20. , с. 573—575.
  21. . ООО «Газпром трансгаз Саратов». Дата обращения 22 сентября 2019.
  22. . ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». Дата обращения 22 сентября 2019.
  23. . Архивы Югры. Дата обращения 22 сентября 2019.
  24. . Газпром. Дата обращения 22 сентября 2019.
  25. . Коммерсантъ. Дата обращения 22 сентября 2019.

Подготовка вещества

Прежде чем добытый из скважины газ начать транспортировать, его соответствующим образом готовят.

Процесс подготовки вещества включает в себя следующее:

  • Многоступенчатая процедура удаления примесей, повреждающих оборудование. Первый этап очистки проводится по месту добычи, второй – внутри специальных сепараторов. Третья стадия реализуется на компрессорных установках.
  • Выведение из состава смеси лишней влаги с помощью поглотителей. Если это не сделать, вещество начнет кристаллизироваться и забивать трубы. Еще один способ осушения природного газа – использование дросселирования или охлаждения.
  • Введение в состав топлива добавок, придающих природному газу специфический аромат. Очищенное от примесей вещество полностью лишается запаха (как следствие, его утечка может оказаться незамеченной). Данная проблема решается путем ввода в состав смеси ароматизатора.

После подготовки топливо можно транспортировать одним из перечисленных ниже способов.

СПГ — экологический вид топлива

Имея хорошие энергетические характеристики и высокое октановое число, сжиженный газ используется не для одной лишь газификации населенных пунктов и объектов промышленности, но и как моторное топливо на различных видах транспорта. Физико-химические, энергетические и экологические свойства природного газа делают его довольно перспективным видом топлива, использование которого может дать ощутимый положительный эффект в некоторых вопросах. Экологическая безопасность и топливная экономичность двигателей, работающих на природном газе, снижение износа деталей газового двигателя, уменьшение расхода масла — вот характерные особенности.

Применение СПГ на транспорте преследует следующие цели:

  • Экономию денежных средств на покупку топлива, так как цена эквивалентного количества сжиженного газа ниже, чем бензина или дизельного топлива
  • Обеспечение в перспективе устойчивого топливоснабжения  (учитывая динамику изменения объемов нефтегазодобычи, сравнительный анализ запасов нефти и газа, прогнозы истощения месторождений)

СПГ как моторное топливо для автомобильного транспорта применяют в Соединенных Штатах Америки, Франции, Нидерландах, Норвегии, Германии и  других странах. Помимо автотранспорта, сжиженный газ в качестве моторного топлива применяется и на других видах транспорта (водный — газовозы, железнодорожный — газотепловозы). На сегодняшний день уже  насчитывается более двух сотен морских  судов-метановозов, которые используются для транспортировки СПГ  и применяют его в качестве моторного топлива. Во многих развитых странах ведутся работы по использованию сжиженного природного газа на морском, речном и ж/д транспорте.

Грузовой автомобиль Kenworth T800 (газовый двигатель на сжиженном газе СПГ/LNG)Грузовой автомобиль Peterbilt’s Model 386 (газовый двигатель на сжиженном газе СПГ/LNG)

На сегодняшний день применение СПГ в качестве моторного топлива – довольно интенсивно развивающееся направление, которое  в дальнейшем должно стать самостоятельной отраслью экономики развитых стран.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации