Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Маленький самодельный ткацкий станок

Самодельный ткацкий станок

Конструкция самодельного ткацкого станка приведена на рис. 1.

Рис. 1. Конструкция самодельного ткацкого станка:
1 — «левая» рейка рамы; 2 — уток; 3 — челнок; 4 — вертикальная рамка; 5 — «правая» рейка рамы; 6 — резиновый жгут; 7 — передвижная рейка; 8 — нити основы.

Расположенная горизонтально большая рама просто сбита из подходящих плоских реек. Причем продольные рейки прибиты торцами к поперечным рейкам. Внутренние размеры этой рамы 26×130 см, так что упомянутые выше шарф и дорожка на пол в ней уместятся. Внутрь этой рамы вертикально вставлена рамка поменьше, которую можно легко поднимать и опускать относительно большой рамы. Эта передвижная рамка предназначена для поднятия вверх и опускания вниз нечетных нитей основы. Напомним, что основа — это расположенные параллельно друг другу нити, идущие вдоль ткани.

Рис. 2. Конструкция вертикальной рамки ткацкого станка:
H — нечетные нити основы; Р — четные нити основы.

Устройство передвижной рамки ткацкого станка понятно из рис. 2. Как и большую раму, эту рамку сбивают или склеивают из прочных реек. В верхнюю планку вбивают мелкие гвоздики, на каждый из которых нацепляют вдвое сложенную гладкую нить (или тонкий шнурок). Свешивающиеся концы каждой нити перевязывают два раза (см. рис. 2), чтобы сделать петельку («окошечко»). Нижние концы этих нитей (или шнурков) либо обвязывают вокруг нижней рейки, либо прикрепляют к гвоздикам, вбитым в нее (последний способ крепления нитей на нижней рейке и приведен на рис. 2).

А теперь вернемся к нашей горизонтальной раме. В ее переднюю (левую на рис. 1,а) рейку забиваем гвоздики, которые необходимы для закрепления нитей основы. Пряжу (нити) разрезаем на куски так, чтобы длина одной нити была равна двойному расстоянию между поперечными рейками рамы (плюс небольшой припуск для крепления нити). Каждую такую пару нитей навешиваем на «свой» гвоздик «левой» рейки. Далее вставляем в горизонтальную раму вертикальную рамку и приступаем к прокладыванию нитей основы

Обратим ваше внимание, что все четные нити (2-я, 4-я, 6-я и так далее) протягиваем непосредственно от «левой» рейки рамы между нитями вертикальной рамки, а концы этих четных нитей закрепляем с помощью гвоздиков на «правой» рейке горизонтальной рамы. Постарайтесь правильно проложить четные нити основы, так как от этого будет зависеть качество изготовляемого полотна

На рис. 2 положение четных нитей основы в вертикальной рамке обозначены буквой р. Все нечетные нити (1-я, 3-я, 5-я и так далее), идущие от «левой» рейки рамы, направляют через петельки («окошечки»), образованные в нитях вертикальной рамки, концы же нечетных нитей основы фиксируют не на правой рейке рамы, как концы четных нитей, а крепят к специальной передвижной рейке (см. рис. 2). Добавим еще, что передвижная рейка прикреплена к концам «правой» рамы упругим резиновым жгутом.

Рис. 3. Челнок.

Поперечную нить «уток» наматывают на челнок, который (рис. 3) обычно выпиливают лобзиком из тонкой фанеры или дощечки. Размеры челнока произвольные, зависят они только от толщины нити.

Натянув нити основы, приступаем к работе над изделием. Перемещая вверх вертикальную рамку, поднимаем все нечетные нити основы, после чего протягиваем с помощью челнока нить «утка» между четными и нечетными нитями основы (см. рис. 1). Затем опускаем вертикальную рамку, вследствие чего нечетные нити оказываются ниже четных, и снова протягиваем между ними челнок с нитью «утка». Чтобы нить «утка» ложилась в полотне ровно и прочно, «прибиваем» ряды «утка» друг к другу обычным гребнем. Понятно, что работать на таком станке можно, установив его между столами, что даст возможность свободно передвигать вверх и вниз вертикальную рамку. А лучше установить горизонтальную раму на прочные ножки. Тогда наш ткацкий станок можно поставить прямо на стол (рис. 4). Мы не касаемся здесь художественной стороны процесса ткачества. Скажем лишь, что чередуя нити различных цветов, удается получить изделие с рисунком «в клетку» или «в полоску».

Рис. 4. Ткацкий станок на ножках.

И еще. В конце работы, прежде чем обрезать концы нитей (или снять их с гвоздиков), необходимо обметать края (торцевые стороны) шарфа или дорожки нитью соответствующего цвета.

А. Шамраев, «Маленький самодельный ткацкий станок».

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Изготовление простого устройства для ткачества

А также в домашних условиях можно смастерить несложное мини-устройство, которое послужит игровым приспособлением для детей, а также обучать их ткачеству. Детский ткацкий станок будет полезен для обучения детей древнему искусству ткачества. При помощи такого простого ткацкого станка можно сделать компактный коврик, который пригодится в домашней обстановке.

Причем это устройство не потребует специальных приспособлений. Вам потребуется лишь плотный картон, ножницы, крючок, карандаш, вилка и пряжа. Вместо картона возможно употребление старой фанеры, ДСП или иного жесткого основания.

Работает ткацкий станок на основе вдевания нитей в разрезы и последующее плетение. Пряжа проделывается в разрез, а ее окончание располагается на изнаночной стороне. Продевание пряжи нужно выполнять в виде змейки. В итоге выходит обвязывание полученных вырезов. На другой стороне тоже делаются полосы из нитей. Одна сторона будет лицевой, а другая – изнаночной. На лицевой получается сделанное полотно.

Натягивать нитки приходится плавно, чтобы не выгнуть картон. Можно использовать для удобства большую иглу. Число нитей должно соответствовать тому, чтобы край был кромочным и осуществлялся переход из ряда в другой ряд. Осуществить движение нитей вплотную друг к другу можно с помощью вилки. Так, такой ткацкий станок для детей поможет вам научить ребенка прядильному мастерству, не прикладывая много усилий.

Можно рассказать детям, как пряли первые ткацкие станки, и как работает самодельное устройство. Ведь увлекаться ткачеством – это очень интересное занятие.

Трудно найти рукодельницу, которая не хотела бы хоть разочек попробовать себя в ткацком ремесле, однако купить ткацкий станок, увы, не всем по карману. Выход есть!

Изготовление станка в домашних условиях многим представляется слишком трудоемким и долгим процессом. Спешим развеять ваши сомнения и предложить простой и доступный способ изготовления ткацкого станка своими руками.

Вам понадобится:

  • шпагат или хлопчато-бумажная нить
  • деревянная картинная рама без задника (от ее размера будет зависеть ширина изделия)
  • деревянная рейка (лучше всего подойдет длинный деревянный нагель, который можно приобрести в строительных магазинах, длина его должна быть не меньше ширины рамы)
  • ножницы

Шаг 1

Тканое полотно, как известно, состоит из нитей основы (идут вдоль) и утка (поперек). В качестве нитей основы мы и будем использовать шпагат. Даже если вы используете какие-то другие нитки, главное помнить, что нить основы должна быть прочной, не слишком толстой и не слишком тонкой.

Конец нити привяжите на двойной узел к левому нижнему углу рамы, затем проведите клубок сквозь раму, перебросьте нить через верхнюю перекладину, спуститесь к нижней.

Шаг 2

Ваши движения должны напоминать «восьмерку»: каждый раз, обогнув верхнюю или нижнюю перекладину, клубок должен проходить сквозь раму. Продолжайте натягивать нить, следя за тем, чтобы она была равномерно и умеренно тугой, без провисаний.

Шаг 3

Ширина вашего конечного изделия зависит как от количества получившихся «петель», так и от размера рамы. В среднем следует сделать не менее 10 и не более 25 «петель», расстояние между ними при этом должно быть 1 см. Имейте ввиду, что чем больше расстояние между нитями, тем проще работать, поэтому новичкам лучше начать с минимального количества «петель» и максимального расстояния между ними.

Закончив, закрепите свободный конец на двойной узел.

Шаг 4

Взгляните на свой ткацкий станок сбоку — в середине нити должны перекрещиваться (если же нет, значит, при натягивании вы не соблюдали «восьмерку»).

С помощью длинной деревянной рейки мы разделим нити на две части — просуньте ее между нитей, точно под тем местом, где они перекрещиваются, а затем подтяните рейку к верхней перекладине рамки.

Шаг 5

Так должен выглядеть законченный станок

Обратите внимание — теперь нити основы перекрещиваются над деревянной рейкой. Они равномерно разделены на верхний и нижний слои, что существенно облегчит процесс ткачества в дальнейшем

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Делаем ткацкий станок своими руками

Так как коврик у нас декоративный, я использовала небольшой кусок картона размером 12×15 см.

В первую очередь необходимо нанести на картон разметку, по которой мы будем делать надрезы.

Размечаем наш будущий станок следующим образом: по двум сторонам картона ставим карандашом засечки через каждый сантиметр на глубину 0,5-1 см.

Для того чтобы разметка, а в последующем и коврик, получились ровными, проводим параллельные линии по отметкам, которые мы проставили через каждый сантиметр. Линии должны идти параллельно неразмеченной стороне.

Далее делаем надрезы по нашей разметке на нужную нам глубину по обеим сторонам картонки.

Берем нашу пряжу и делаем основу. Вместо пряжи, которую вы будете использовать для коврика, можно использовать декоративные ленточки, обыкновенные нитки и другие материалы.

Вставляем пряжу в надрез на картонке, как показано на фото. Оставляем небольшой кончик пряжи (двух сантиметров вполне достаточно) с изнаночной стороны картона.

Продеваем пряжу через надрезы по принципу «змейка». С одной стороны картона мы обвязываем вырезы.

Изнаночная сторона

С обратной же стороны создаем линии. Эта сторона будет лицевой станочной, на которой и будет располагаться наш коврик.

Лицевая сторона

Как выбрать ткацкий станок?

На какие критерии стоит обратить внимание при покупке:

  1. Настольный ткацкий станок или напольный. Первый вариант имеет меньший вес и размеры по сравнению со вторым. Благодаря своей компактности он занимает меньше места, его удобнее транспортировать. Работать проще с напольным типом устройства. Используя такой станок для ткачества, можно применять разные аксессуары для этого занятия.
  2. Если планируете создавать ковры, гобелены, лучше остановиться на вертикальной модели устройства. Для изготовления обычных материалов подойдет ткацкий горизонтальный станок.
  3. Для удобства работы следует выбирать автоматическое приспособление, потому что в механическом варианте придется вручную периодически заряжать шпульку в челнок.
  4. Плотность берда. Она измеряется количеством нитей на 10 см основы ткани. Чем их больше, тем тоньше волокно можно использовать для ткачества. Например, бердо плотностью 20/10 применяется для обработки толстых шерстяных нитей, а 40/10 – для тонких волокон. Универсальной считается плотность 30/10 – с его использованием можно ткать материалы из нитей средней толщины и толстые нити.
  5. Ширина станка. Она подбирается в зависимости от ширины производимых полотен. Оптимальный показатель – 50-70 см, но если устройство приобретается для ребенка, ему удобнее будет работать с приспособлением шириной 20-40 см.

Производители ткацких станков

Лидирующие позиции занимают европейские компании, среди которых бельгийские производители, итальянские и немецкие. В частности, пневматические модели на рынке предлагают фирмы Dornier, Picanol и Promatech. Также станки высокого качества производят японские компании, среди которых Tsudakoma и Toyota. Под этими же брендами выходят и гидравлические модели. Примечательно, что российских предприятий в этом сегменте не представлено. Зато отечественный ткацкий станок можно найти в категории рапирных моделей. Свою продукцию в этой нише предлагают заводы «Текстильмаш» и «СТБ».

Типы станков по принципу прокладки утка

До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.

С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):

  • пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Этот тип станков был изобретен и внедрен в производство в Советском Союзе в конце 1970-х годов, Такие станки позволили увеличить скорость производства и ширину вырабатываемой ткани (например, ситцы и ткани из хлопка: с 80 см до 120 см и более). Кромка таких тканей имеет вид ниточной бахромы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: на сегодняшний момент производители станков данного типа не известны.
  • гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
  • рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Picanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
  • станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
  • станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.

Как ткать ткань в домашних условиях?

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

Распределить нити основы.
Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
По завершении работы подогнуть разрезы на картоне

Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском  творчестве. По внешнему виду  изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного  рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями

Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

Предшественники

Как уже говорилось, «умный станок» придумал не Жаккар — он лишь доработал изобретения своих предшественников. В 1725 году, за четверть века до рождения Жозефа Жаккара, первое подобное устройство создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.

Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей. Станок Фалькона оказался успешнее предыдущего, и хотя он не получил широкого распространения, в течение жизни мастер успел продать около 40 экземпляров.

Третьим, кто взялся доводить ткацкий станок до ума, был изобретатель Жак де Вокансон, который в 1741 году был назначен инспектором шелкоткацких мануфактур. Вокансон работал над своей машиной много лет, однако его изобретение не имело успеха: слишком сложное и дорогое в изготовлении устройство по‑прежнему могло управлять относительно небольшим числом нитей, и ткань с незамысловатым узором не окупала стоимости оборудования.


1841. Ткацкая мастерская Каркилля. Тканый рисунок (сделан в 1844 году) изображает сцену, произошедшую 24 августа 1841 года. Месье Каркилля, владелец мастерской, дарит герцогу д’Омалю полотно с портретом Жозефа Мари Жаккара, вытканное таким же образом в 1839 году. Тонкость работы невероятна: детали мельче, чем на гравюрах.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации