Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Виды и формы предпринимательской деятельности

Что такое организационная культура

Организационная культура является неотъемлемой частью коллектива, организации и предприятия. Она может изменяться по мере развития, но должна быть принята преобладающим большинством членов этого сообщества. Именно посредством определённых сводов правил и норм, целей и предписаний, организационная культура формирует взаимоотношения в коллективе.

Это возможно только при соблюдении установленного свода правил. Причём эти правила могут быть:

формальные – они должны неуклонно соблюдаться для достижения порядка в коллективе, поэтому важно их регулярно интерпретировать;
неформальные – вырабатываются в любом коллективе по мере его развития и становления, зависят преимущественно от личных качеств каждого работника.

Какие типы предприятий бывают в России

Типы организации предприятий на территории Российской Федерации точно указаны в законодательстве и не могут выходить за его пределы. Так, кроме формы индивидуального предпринимателя, как физического лица, могут существовать следующие виды компаний, являющихся юридическими лицами:

  • Общества с ограниченной ответственностью
  • Публичные (открытые) акционерные обществ
  • Непубличные (закрытые) акционерные общества
  • Унитарные предприятия (государственные коммерческие учреждения)
  • Производственные кооперативы
  • Фермерские хозяйства
  • Товарищества на вере
  • Полные товарищества

Каждая организационная форма имеет свои достоинства и недостатки, при этом в современных условиях российского бизнеса чаще всего для ведения коммерческой деятельности используются ООО, ОАО, ЗАО, реже – кооперативы.

Институт товариществ среди юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность представлен крайне редко из-за сложностей оформления и слишком высоких рисков для участников.

Условия, предполагаемые такой организационной формой, являются намного менее удобными для осуществления предпринимательской деятельности, а положительных сторон, выгодных в сравнении с другими формами у них практически нет.

Классификация предприятий

После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает четырьмя характерными признаками:

— имеет обособленное имущество;

— отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

— имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

— может являться истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

Предприятия в рыночной экономике можно классифицировать по различным признакам:

Особенности планирования разных типов выпуска продукции

У каждого из рассмотренных типов производства существует своя система производства.

Существует фиксированная позиционная планировка. Такая система подразумевает то, что сборочная единица находится в неподвижном состоянии, а необходимые ресурсы подаются к месту работы по мере возникновения необходимости. Такой метод применяют при осуществлении разнообразных проектов. Иногда такой способ называют островным и его иногда применяют при производстве турбин. Такая планировка считается временной  и имеет силу на время реализации проекта. Основная сложность реализации такого метода проектирования заключается в грамотном размещении ресурсов.

Фиксированная позиционная планировка

Другой способ планирования – пооперационный функциональный. При таком методе оборудование размещают по видам или по признаку выполняемых работ. То есть организуют участки для различных видов работ, например, участок для работы с корпусными деталями. Соответственно детали и узлы изделия перемещаются по различным технологическим маршрутам. Такой тип отличается определенными сложностями с оптимизацией транспортных потоков.

Для массового производства чаще всего применяют линейную или поточную планировку. При такой форме планирования производимые детали проходят через одни и те же операции. Одной из ключевых характеристик такого производственного процесса является то, все технологические процессы расчленяют на простые операции, которые выполняют на специализированном оборудовании последовательно расположенном. Комплекс такого оборудования называют поточной линией.

Другими словами, движение деталей и улов будущего изделия осуществляется непрерывно. Планирование этого типа предусматривает то, что у рабочих мест должна быть одинаковая пропускная способность. В противном случае выпуск готовой продукции будет происходить с перебоями.

Планирование работы предприятия осуществляется на определенный период времени. Такой подход обеспечивает гибкость рабочего цикла, позволяет вести учет и контроль над всеми ресурсами (материальными, людскими, финансовыми), задействованными в системе предприятия.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации — это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Самостоятельность предприятия

Предприятие обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.

Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

Взаимодействует с самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие в рамках рыночной экономики выступает как источник личной выгоды, и это является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя свою сугубо личную выгоду, тем не менее, работает на общество в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает более качественные типы продукции.

Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством. Помимо вышеуказанных обязательств предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правил безопасности производства, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников.

Характерным признаком деятельности предприятия является предпринимательский риск. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска — соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т.д.

Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена.

Предприятие, осуществляя самостоятельное хозяйствование, связано через систему рыночных связей (рынки ресурсов и готовой продукции) с другими предприятиями, поставщиками и потребителями.

Виды деятельности организаций (предприятий)

Определить перечень видов экономической деятельности, осуществляемый хозяйствующим субъектом на уровне групп или подгрупп ОКВЭД, и для каждого из видов экономической деятельности вычислить значение критерия, указанного в пункте 2.1. При определении перечня видов экономической деятельности следует руководствоваться положениями, изложенными в разделе 1 данного Порядка.

2. Если для одного из видов экономической деятельности значение критерия составит 50 и более процентов, то этот вид экономической деятельности следует считать основным (пример 1).

3. Во всех других случаях ОВД следует определять поэтапно с использованием метода «сверху — вниз» (примеры 2, 3).

При этом классифицирование осуществляется от самого высокого уровня агрегирования, соответствующего разделу (буквенное обозначение), до нижнего в соответствии со структурой кода ОКВЭД, в котором каждый из последующих уровней группирует виды деятельности по более глубокой специализации (класс — 2 знака, подкласс — 3 знака, группа — 4 знака, подгруппа — 5 знаков, вид — 6 знаков). Данный метод не использует подразделы.

Этапы определения ОВД методом «сверху — вниз»:

Сформировать перечень разделов ОКВЭД, к которым относятся виды экономической деятельности, осуществляемые организацией.

Определить для каждого из разделов значение критерия путем сложения значений, соответствующих (относящихся к разделу) видов экономической деятельности.

Определить основной раздел — раздел с наибольшим значением критерия.

В основном разделе сформировать перечень классов и определить для каждого из них значения критерия путем сложения значений критериев относящихся к нему видов экономической деятельности.

Определить основной класс — класс с наибольшим значением критерия.

В основном классе сформировать перечень подклассов и определить для каждого из них значение критерия путем сложения значений соответствующих входящим в эти подклассы видам экономической деятельности.

Определить основной подкласс — подкласс с наибольшим значением критерия.

В основном подклассе сформировать перечень групп и определить для каждой из них значение критерия путем сложения соответствующих значений по входящим в эти группы видам экономической деятельности.

Определить основную группу — группа с наибольшим значением критерия.

В основной группе выбрать видовую группировку с наибольшим значением критерия.

Код выбранной видовой группировки будет кодом основного вида экономической деятельности.

В том случае, если на каком-либо из этапов определения ОВД (определении основного раздела, класса и т.п.) будут получены два или более одинаковых значений критерия, то предпочтение следует отдавать тому разделу, классу и т.п., который соответствует ОВД предыдущего года, а при отсутствии таких данных — заявленному в учредительных документах первым (пример 4).

Функции руководителя

Руководитель организации всегда выступает в качестве менеджера высшего звена. Любой менеджер, вне зависимости от высоты занимаемой им должности, должен выполнять определенный перечень функций, возложенный на него коллективными договорами.

  1. Менеджер должен определять основные цели и заниматься постановкой задач, чтобы достичь их, осуществляя таким образом управление предприятием.
  2. Менеджер должен заниматься распределением обязанностей между всеми своими подчиненными лицами, в зависимости от их компетенции.
  3. Менеджер занимается мотивацией сотрудников на достижение поставленных перед ними целей. Мотивация при этом может быть как материальной, которая чаще всего выражается в выплате премий и пособий, так и нематериальной, к примеру, размещение на доске почета или вручение грамот.
  4. Менеджер должен прикладывать все силы, чтобы создать в организации приятный психологический климат. Грамотный руководитель всегда сразу замечает все намечающиеся конфликты и разрешает разногласия между членами коллектива.
  5. Менеджер должен способствовать кооперации своих сотрудников и тщательно поощрять инициативу.
  6. Каждый менеджер должен принимать управленческие решения и нести за них ответственность.
  7. Перед менеджером лежит необходимость создавать такие условия труда, чтобы работнику ничего не мешало выполнять свои трудовые функции.
  8. Менеджер должен заниматься формированием отдельной системы наказаний, которые работники должны будут понести за совершенные нарушения существующей на предприятии дисциплины.

Мы рассмотрели вкратце основные понятия и деятельность предприятия в ее общем виде.

Типы организаций

Огранизационно-экономические: концерны, ассоциации, консоциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн – многоотраслевое, акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Приобретает контрольный пакет акция различных компаний не редко расположенных в других странах. Они являются дочерними.

Ассоциация – форма добровольного объединения экономически-самостоятельных предприятий, организаций, которые могут входить и в другие образования. Состав ассоциации – предприятия и организации одной специализации, расположенные на одной территории. Основная цель создания – совместные решение научно-технических и др. задач.

Консоциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения финансовой операции.

Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуг, о разделе рынков сбыта, о долях в общем объеме производства.

Предпринимательская деятельность малых и средних предприятий.

Ин. Граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Перепечатать у Маши. Я психанула)

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1124 | Нарушение авторских прав

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации