Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Цепные стропы

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У — стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре -40 °С в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см2.

2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп. — , допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

7.3. Контроль состояния стропов при эксплуатации

7.3.1. В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах, эксплуатирующихся в условиях групп классификации режима 7К-8К и 1К-6К соответственно.

7.3.2. Применяемые при ремонте материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также используемые технологические процессы и методы контроля должны соответствовать требованиям настоящего РД.

После ремонта стропы подлежат техническому освидетельствованию на предприятии, на котором они ремонтировались.

При техническом освидетельствовании стропы должны подвергаться внешнему осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность, в соответствии с требованиями настоящего РД.

7.3.3. Стропы, прошедшие после изготовления приемо-сдаточные испытания на предприятии-изготовителе, не подлежат первичному техническому освидетельствованию.

7.3.4. Браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с требованиями ст. 7.3.28 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

7.3.5. Браковка колец, петель и крюков производится:

при наличии трещин;

при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;

при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

7.3.6. Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы изымаются из работы до проведения ремонта.

Результаты осмотра стропов заносятся в Журнал учета и осмотра (форма Журнала см. ).

7.3.7. Не допускаются к эксплуатации стропы:

имеющие дефекты, указанные в пп. — ;

при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15 %;

с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10 % первоначального;

с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Как классифицируют цепные стропы?

Помимо количества ветвей (а зачастую в зависимости от него) стропы также различаются по самому главному параметру, отвечающему за их функциональность – грузоподъёмности. Условно её можно определить как сумму устойчивости всех отдельных элементов стропов к долговременным стационарным нагрузкам. Соответственно, чем выше класс прочности стропа, тем большую нагрузку он сможет выдержать без риска обрыва, и тем дольше прослужит.

Класификация строп

Различают следующие основные классы прочности:

  • 3 класс – максимальная нагрузка не может превышать 100 кг;
  • 5 класс – 300 кг;
  • 8 класс – 800 кг;
  • 10 класс – 1200 кг;
  • 12 класс – 3150 кг.

Ещё один параметр внутриклассового различия стропов – диаметр звеньев. Чем он выше, тем крепче будет сама цепь. Указанные выше значения являются стандартными, актуальными для стропов с минимальным диаметром звена; по мере его увеличения грузоподъёмность стропа может возрасти до значения в 1,5-2 раза выше определённого классом прочности.

Рекомендуем купить

Грузовые цепные стропы – лучший выбор?

Название говорит само за себя. Конструкция данного изделия представляет из себя цепь из некоторого количества звеньев, на концах которой соответственно располагаются рабочий крюк и закрепительная скоба либо концевое звено. Данный строп представляет из себя своеобразную «золотую середину», плавный переход от ленточных моделей к канатным, совмещая в себя неплохие показатели прочности и гибкости.

Допускается применение цепных стропов в условиях критически низких и высоких температурах (и даже в открытом огне). Незаменимы при работе груза с острыми кромками. Одним из главных преимуществ перед другими изделиями является крайняя простота ремонта цепи – при необходимости повреждённое звено просто заменяется либо удаляется и работа продолжается. Из недостатков можно выделить большую массу изделия, а также некоторую подверженность коррозийным и некоторым видам химических воздействий. Стоимость цепных стропов примерно на 5-10% меньше, чем канатных.

Различают следующие типы маркировок:

  • одноветвевой – 1СЦ;
  • двухветвевой – 2СЦ;
  • четырёхветвевой – 4СЦ;
  • кольцевой (универсальный) – УСЦ;
  • цепная ветвь (применяется, в основном, в качестве детали для ремонта ветви при повреждении нескольких звеньев, но может использоваться и как стандартный одноветвевой строп) – ВЦЦ.

Вне зависимости от типа изделия, оно должно оснащаться соответствующей биркой, в котором указывается его маркировка, материал изготовления, длина и грузоподъёмность, порядковый номер и дата проведения последнего лабораторного испытания. На обратной стороне указывают марку фирмы-изготовителя и номер обратной связи.

2.4. Требования к элементам стропов

2.4.1. Стальные
канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать
действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата
предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80
«Канаты стальные. Технические условия». При получении канатов, не снабженных
сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным
стандартом. Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых
стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническим
условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

2.4.2. Ветви
канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов
не допускается.

2.4.3. Число
проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в .

Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его
диаметра

Диаметр каната,
мм

Число проколов
каждой прядью, не менее

До 15

4

5

От 28 до 60

6

Последний
прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок
(половинным сечением пряди).

2.4.4. При заделке концов каната заплеткой места
сплетения проволок должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться
через обжимную втулку. Разрешается при индивидуальном изготовлении место
заплетки стропа уплотнять простукиванием молотком.

2.4.5. После
отрезки технологических припусков концы прядей должны быть заделаны способом,
исключающим их разматывание и повреждение рук стропальщика.

2.4.6. Место
сплетения не должно иметь выступающих концов проволок. Рекомендуется обматывать
место сплетения проволокой или снабжать его защитной оболочкой другого вида.

При защите места сплетения оплеткой или оболочкой
должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок на 10
— 30 мм.

2.4.7. Требования
к выполнению заделки концов канатов опрессовкой алюминиевыми втулками приведены
в .

2.4.8. Крюки
должны изготавливаться ковкой или штамповкой. Допускается изготовление крюков
из листовой или полосовой стали при условии направления волокон вдоль
вертикальной оси крюка. Крюки грузоподъемностью до 1 т допускается изготовлять
гибкой из прутков по технологии, согласованной со специализированной
организацией по кранам.

При изготовлении кованых и штампованных крюков сварка
не допускается.

Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого
прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.

2.4.9. Петли и скобы должны изготавливаться гибкой;
допускается изготовление их ковкой, штамповкой или плазменной резкой из
листового или полосового материала.

Применение других способов резки допускается при
согласовании технологического процесса резки со специализированной организацией
по кранам.

2.4.10. При
изготовлении элементов, указанных в пп. и , холодной гибкой относительные радиусы гибки (по
внутренней поверхности) не могут быть меньше значений, приведенных в .

2.4.11. Качество
поковок для кованых и штампованных крюков (захватов) должно соответствовать
группе II по ГОСТ
8479.

2.4.12. На поверхности
крюков, звеньев и других элементов стропов не допускаются трещины, плены,
расслоения, волосины и надрывы.

Заваривать и заделывать указанные дефекты не
разрешается.

Зависимость радиуса гибки rот толщины элемента

Толщина
(диаметр) элемента s, мм

Углеродистые
стали

Низколегированные
стали

До 10

2d

5d

От 10 до 20

3d

8d

От 20 до 60

5d

10d

Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры
материала, из которого изготовлены элементы.

2.4.13. Сварной
шов треугольного звена (петли) должен располагаться в центре нижней
прямолинейной части звена, а овального кольца — на прямолинейной части.

2.4.14.
Крюки после ковки или штамповки, разъемные звенья после гибки и неразъемные
звенья после сварки должны пройти термообработку и быть очищены от окалины. Вид
термообработки — нормализация.

Для элементов, изготовленных из низколегированных
сталей, твердость после нормализации не должна превышать НВ 140.

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы
стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из
сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий
эксплуатации стропов.

2.3.2. Для
подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ
15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией
свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ
1050; для стропов климатического исполнения У — стали марок 09Г2 и 09Г2С с
гарантией свариваемости по ГОСТ
19281.

2.3.3.
Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке
элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии
проверки ударной вязкости материала при температуре -40 °С в соответствии с ГОСТ
9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см2.

2.3.4. Втулки
для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов
марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение
материалов, не указанных в пп. — ,
допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

W)

Материал: для деталей климатического исполнения У — сталь 20 по ГОСТ 1050 или СтЗсп по ГОСТ 380, для деталей климатического исполнения ХЛ — 15ХСНД или 09Г2С по ГОСТ 19281.

Таблица 45

Обозначение

скобы

d

L

а

b

Г

1

С

Длина

развертки

Масса, кг

Ск-0,32

15

120

18

16

9

30

292

0,41

Ск-0,4

16

135

20

20

10

1,0

323

0,51

Ск-0,5

18

150

24

25

12

35

359

0,72

Ск-0,63

20

155

26

13

377

0,92

Ск-0,8

22

170

30

30

15

43

1,2

413

U9

Ск-1,0

25

32

16

45

425

1,59

Ск-1,25

28

185

36

35

18

463

2,22

Ск-1,6

32

205

40

20

55

1,5

521

3,29

Ск-2,0

36

235

44

40

22

592

4,72

Размеры в миллиметрах

Таблица 46

Обозначение

скобы

d

L

а

b

Г

1

С

Длина

развертки

Масса, кг

Ск-0,4ХЛ

15

135

20

20

10

1,0

320

0,44

Ск-0,5ХЛ

16

150

24

25

12

35

353

0,56

Ск-0,63ХЛ

18

155

26

13

371

0,74

Ск-0,8ХЛ

20

170

30

30

15

43

1,2

407

0,97

Ск-1,0ХЛ

22

32

16

45

416

1,23

Ск-1,25ХЛ

25

185

36

35

18

445

1,76

Ск-1,6ХЛ

28

205

40

20

55

1,5

509

2,43

Ск-2,0ХЛ

32

235

44

40

22

580

3,66

2.2.2. Конструкция и размеры пластины Пк карабинов Кр, эксплуатируемых в районах с умеренным климатом, должны соответствовать указанным на черт. 33 и в табл. 47, а в районах с холодным климатом — на черт. 33 и в табл. 48.

Материал: для деталей климатического исполнения У — СтЗпс по ГОСТ 380, для деталей климатического исполнения ХЛ — СтЗсп по ГОСТ 380.

ВО ±1°

2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые
стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов,
а также конструкторской
документации, утвержденной в установленном порядке.

Проектирование и изготовление грузовых стропов должны
проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию)
органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными
специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и
изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего
нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление
стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы
Госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи
специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной
опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением
безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением
Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.

К заявлению предприятия — изготовителя стропов должны
быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность
качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в
установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления
стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при
необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается
территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов
проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им
документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть
снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в ).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых
как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью
концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение
усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии
дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями
не превышают 90° ().

Рис. 1.
Строповка груза двух- (а),трех- (б) и четырехветвевыми (в) стропами

2.1.4.
Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности
распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз
удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки
запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке,
указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части
крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу
текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка
с проушиной при расчете на растяжение — не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные
участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу
прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при
расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения
должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на
внешней стороне — не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8.
Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов,
имеющих температуру выше 300 °С, но не более 500 °С, снижают на 25 %, а выше
500 °С — на 50 %.

2.1.9. Канатные
стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником,
допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше
100 °С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим
сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, — не
выше 150 °С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со
стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400
°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру выше 400 °С, не
допускается.

2.1.10. Отклонение
длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать
1 % длины ветви.

Как правильно выбрать

При подборе любых приспособлений для подъема грузов, в том числе цепных строп, важно очень внимательно относиться к их характеристикам. Особенно тщательно надо рассчитывать максимально допустимую нагрузку на стропы

  • Одноветвевая стропа ограничена возможностями цепи, из которой она сделана, т.к. все остальные элементы имеют определенный запас по прочности по сравнению с цепью, состоящей из большого количества отдельных звеньев. Каждое из них рано или поздно может деформироваться, создавая опасность разрыва.

  • Стропы непрерывно-замкнутого типа УСЦ максимальный вес считается равным удвоенной предельной нагрузке на цепь.

Учитывая склонность цепей к скручиванию, принято все значения умножать на 0,8. Такой подход создаст немалый запас прочности. Также необходимо учитывать схему строповки, зависимость грузоподъемности от ее вида можно посмотреть в таблицах.

Грузоподъемность основных видов цепных стропов с учетом схемы строповки:

Таблица1

Диаметр цепи, мм678101316181920222325262832364045
1сц1,121,523,155,381011.212,5151621,221,22531,5405063

2сц, сц1вз 

α=90°, β=45°

1,62,122,84,257,511,214161721,223,6283033,545567190

2сц, сц1вз 

α=90°, β=45°

2,363,154,256,7101721,223,626,531,535,54045506785106132

усц

1,82,53,1558,512,516182023,626,531,533,540506380100

Таблица2

 Типстроп 1СЦстроп 2СЦстропСЦ1взстропы 3СЦ, 4СЦ,  стропСЦ2взстроп УСЦ
 Схемаабв,га
 Грузопод-ъемность1хРпрн1,4хРпрн1,4х0,8хРпрн2,1хРпрн2,1х0,8хРпрн2х0,8хРпрн

Номинальная  грузоподъемность  многоветвевого  стропа  основана  на  предельной  рабочей  нагрузке этого  стропа,  применяемого  при угле между ветвями 90°  (45°  к вертикали)  и  определяется по таблицам 1 и 2  и  в  соответствии с  ISO 7593-1986  и  ГОСТ Р ЕН 818-4-2005.  Номинальная грузоподъемность  многоветвевого  стропа может быть определена по минимальной грузоподъемности комплектующих элементов с учетом  расчета по схемам  «б», «в»,  «г»  рис.1  и таблицы  2 .

Схемы строповки грузов в соответствии с ISO 7593-1986 и ISO 3056-1986:

Зависимость грузоподъемности от температуры окружающей среды:

Грузоподъемность, %, от указанной на бирке при использовании стропа при температурах, т
от -40° С до 200° Сот 200° С до 300° Сот 300° С до 400° С
1009075

По желанию заказчика цепи могут быть укомплектованы ограничителями длины ветви, позволяющими строповать нестандартные грузы.

2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые
стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов,
а также конструкторской
документации, утвержденной в установленном порядке.

Проектирование и изготовление грузовых стропов должны
проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию)
органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными
специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и
изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего
нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление
стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы
Госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи
специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной
опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением
безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением
Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.

К заявлению предприятия — изготовителя стропов должны
быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность
качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в
установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления
стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при
необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается
территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов
проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им
документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть
снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в ).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых
как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью
концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение
усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии
дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями
не превышают 90° ().

Рис. 1. Строповка
груза двух- (а),трех- (б) и четырехветвевыми (в) стропами

2.1.4.
Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности
распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз
удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки
запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке,
указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части
крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу
текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка
с проушиной при расчете на растяжение — не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные
участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу
прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при
расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения
должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на
внешней стороне — не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8.
Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов,
имеющих температуру выше 300 °С, но не более 500 °С, снижают на 25 %, а выше
500 °С — на 50 %.

2.1.9. Канатные
стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником,
допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше
100 °С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим
сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, — не
выше 150 °С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со
стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400
°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру выше 400 °С, не
допускается.

2.1.10. Отклонение
длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать
1 % длины ветви.

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы
стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из
сталей, предусмотренных в РД
24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для
подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ
15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией
свариваемости по ГОСТ 380
и сталь 20 по ГОСТ 1050;
для стропов климатического исполнения У — стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией
свариваемости по ГОСТ
19281.

2.3.3.
Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке
элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии
проверки ударной вязкости материала при температуре -40 °С в соответствии с ГОСТ
9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см2.

2.3.4. Втулки
для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов
марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение
материалов, не указанных в пп. — ,
допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

Разновидности цепных стропов

Все стропы данного вида имеют схожую конструкцию – рабочую цепь, состоящую из определённого количества типовых звеньев, двух переходных (для крепления рабочего крюка и самого стропа) и одного концевого, отличающегося большими размерами и предназначенного для соединения с переходными звеньями. Соединения могут быть как разъёмными, так и неразъёмными; для осуществления первых зачастую используются карабинные конструкции.

Основной признак, по которому цепные стропы отличаются друг от друга – количество цепей (их ещё называют ветвями). Соответственно, изделия с наибольшим количеством ветвей используются для подъёма наиболее сложных (из-за смещённого центра тяжести или неравномерного расположения точек строповки) грузов. По данному параметру различают следующие виды стропов:

  • одноветвевые (1СЦ);
  • двухветвевые (2СЦ);
  • трёхветвевые (3СЦ);
  • четырёхветвевые (4СЦ);
  • универсальные, включающие в себя одну ветвь, которая может быть как замкнутой (УСЦ-К), так и разомкнутой (ВЦ).

Также возможно производство более сложных конструкций, совмещающих в себе сразу несколько вышеуказанных типов. Обычно их изготавливают на заказ по специальному техническому проекту, который составляется с учётом предполагаемых нагрузок и специфики грузоподъёмных работ.

Канатные грузовые стропы

Грузовой строп указанного типа имеет самую сложную и трудоёмкую конструкцию в сравнении со своими аналогами, и представляет из себя стальной трос, сплетённый из нескольких проволочных стренг, концы которого прессуются специальными втулками из стального или алюминиевого сплава. В нижней части стропа располагаются рабочий крюк, на который и приходится основная нагрузка, а верхней – скоба, за которую он крепится к тросу подъёмного механизма.

В случае использования нескольких ветвей данная скоба может заменяться на концевое звено овальной формы, на котором располагаются ветви. Все комплектующие изготавливаются отдельно, в соответствии с утверждёнными стандартами.

Из плюсов использования такой конструкции можно выделить высокий показатель прочности, длительный срок эксплуатации и возможность использования в широком температурном диапазоне (от -40С до +400С). Также данные стропы довольно дёшевы (цена главным образом зависит от грузоподъёмности и количества ветвей). В числе минусов главным образом выступает крайне малый показатель гибкости, сложность ремонта в случае обрыва или расплетания, а также сама фактура изделия, которая не позволяет использовать его при работе с некоторыми грузами (например, хрупкими или окрашенными).

Приняты следующие обозначения канатных стропов:

  • одинарный или одноветвевой – 1СК;
  • двухветвевой – 2СК;
  • четырёхветвевой – 4СК;
  • кольцевой, концы которого скрепляются друг с другом при помощи зажимов или опрессовки – СКК;
  • однопетлевой, в котором отсутствует соединительная скоба – вместо неё конец с оплёткой складывается в петлю, скреплённую зажимом – 1СКП;
  • двухпетлевой – аналогичен однопетлевому, но имеет обе петли на концах – 2СКП.

Браковка текстильных стропов — нормы и правила

Выбраковка ленточных строп произведенные по РД 24-С3К-01-01 обязательна в следующих случаях:

  • При отсутствии на стропе бирки или нечитаемости сведений о нем.
  • При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов
  • При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа
  • В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.
  • При наличии местных расслоений ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. на одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  • Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  • В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.
  • При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.
  • В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. длиной.
  • При выпучивании ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.
  • При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).
  • Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом — браковка стропа обязтельна незамедлительно.
  • При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

При появлении любого из этих признаков производится выбраковка текстильных строп, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна.

Ремонтировать текстильный строп самостоятельно запрещается.

На конструкционных элементах текстильного стропа (таких как скобы, кольца, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

  1. трещины любых размеров — браковка таких строп обязателна, трещины не могут быть уменьшены и устранены.
  2. износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.
  3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.
  4. Повреждения креплений и резьбовых соединений. Браковка строп обязательна, согласно руководящего документа.

Цены и характеристики таких строп смотрите в разделе

5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

5.1. При испытаниях стропов статической нагрузкой по п. их ветви должны быть расположены под углом 90° друг к другу.

Допускаются испытания под другим углом с соответствующим пересчетом действующих нагрузок.

При серийном изготовлении стропов время их выдержки под нагрузкой составляет 3 мин, при индивидуальном изготовлении — 10 мин.

Испытательную нагрузку создают с помощью тарировочных грузов или нагрузочных приспособлений с контролем величины нагрузки посредством измерительных приборов,

5.2. Элементы стропов (соединительные звенья, крюки) испытывают на соответствие требованиям п. с помощью нагрузочных устройств или стендов, снабженных приборами, контролирующими величину действующей нагрузки.

5.3. Соответствие материалов и полуфабрикатов элементов стропов и сварочных материалов требованиям пп. , , — проверяют по технической документации на изготовление, утвержденной в установленном порядке,

Качество материалов проверяют по сертификатам или результатам лабораторного анализа.

5.4. Качество поверхностей элементов по пп. и , правильность расположения сварных швов по п. , качество заделки концов канатов по пп. — , цельность канатных ветвей стропов по п. проверяют визуально.

5.5. Отклонение длин ветвей по п. , размеры алюминиевых втулок по п. , радиус гибки по п. , глубину вмятин по п. , увеличение диаметра сечения элемента и относительное смещение концов элемента по п. , размеры сварных швов по п. проверяют с помощью универсального мерительного инструмента.

5.6. Качество сварных соединений, выполненных контактной сваркой, по п. проверяют путем их осмотра, обмера и механических испытаний звеньев на статическое растяжение по ГОСТ 6996.

5.7. Твердость металла по п. определяют по ГОСТ 9012, предел текучести, временное сопротивление разрыву и относительное удлинение металла — по ГОСТ 1497, ударную вязкость металла — по ГОСТ 9454.

ГОСТ на грузовые цепные стропы

Какой-либо определённый государственный стандарт на производство изделий данного вида отсутствует, поэтому изготовители руководствуются нормативными требованиями Руководящего Документа (РД) от 11 июля 2007 года.

В номенклатуре цепные стропы обозначаются следующим образом: сперва идёт установленный класс прочности, затем – наименование, включающее в себя количество ветвей, максимальную грузоподъёмность в температурных условиях, не приближенных к критическим и длину изделия в миллиметрах.

Для примера, «10-2СЦ-16,0-8000» обозначает «цепной строп 10 класса прочности, двухветвевой, с грузоподъёмностью каждой ветви, равной 16 тоннам и длиной 8000 мм». В зависимости от специфики изделия, в данное обозначение могут добавляться дополнительные сведения – например, климатическое исполнение.

В обязательную комплектацию стропа входят закрепительные скобы, концевые звенья, рабочие крюки и другие грузозахватные приспособления в зависимости от условий технического задания. Вся указанная комплектация отмечается в паспорте изделия.

Основное влияние на прочность конструкции оказывает сталь, из которой изготавливаются входящие в её состав звенья. Так звенья для стропов третьего и пятого класса прочности изготавливаются из стали ГОСТ 380; для больших нагрузок используются цементируемая конструкционная сталь ГОСТ 1050. При работе с самыми тяжёлыми грузами на специализированных предприятиях используют цепные стропы, изготовленные из легированной строительной стали ГОСТ 19281.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации