Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 0

Гост 6033-80. основные нормы взаимозаменяемости. соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 30°. размеры, допуски и измеряемые величины (с изменениями n 1, 2)

Как устанавливают конструкцию

Штифты анкерные врач установит достаточно быстро, поэтому пациенту не придется долго ждать. Описание этого процесса примерно такое:

  • подготовка корневого канала: дезинфекция, чистка, расширение (чтобы расширить канал, врачи применяют специальный инструментарий), обтурация (заполнение) пломбировочным материалом,
  • введение штифта: его установка должна проводиться под строгим рентгеноконтролем. Погружается изделие на всю внутрикорневую часть,
  • укрепление внутриканального штифта при помощи цементного состава (текучие композиты, СИЦ),
  • удаление излишков цемента,
  • протезирование или моделирование разрушенной единицы: врач либо проводит послойное наращивание зуба на стержне при помощи композита или фотополимеров, либо делает слепки челюстей пациента и отправляет их в лабораторию для изготовления коронки.

Перед проведением перечисленных манипуляций врач ставит пациенту анестезию, чтобы тот чувствовал себя максимально комфортно, хотя сама по себе процедура является практически безболезненной, ведь еще накануне из зуба обязательно удаляют нерв, т.е. депульпируют его.

Что собой представляет штифт

Механический штифт – это металлическая деталь цилиндрической или конической формы. Они выполняются из углеродистых и легированных сталей. В зависимости от требований, соединения изготавливаются из металла, прошедшего нормализацию или закалку. Штифт соединительный выполняется в виде цилиндра или конуса с гладкой шлифованной поверхностью. На цилиндрических деталях под глухое отверстие делают продольные риски для выхода воздуха.

Отверстия под штифты просверливаются и зенкуются одновременно в обеих деталях, скрепленных в рабочем положении. Шероховатость поверхности делается не ниже 5 класса. Припуск на размер – посадка с натягом определяется в соответствии с ГОСТ и выбирается по материалу и его твердости. В зависимости от соединения по валу, втулке или забиваемой детали, посадка по отверстию может быть разной.

В плоских разъемах делается установка на плоскость и два штифта. В этом случае фиксатор крепится в глухое отверстие основной, массивной детали по посадке с натягом или напряженной. Второй фрагмент узла одевается при сборке отверстиями на закрепленные штыри по скользящей посадке или переходной. При разборке узла, достаточно рассоединить его по плоскости, снять меньший узел и вытащить штифты из основания.

В соединениях, которые периодически будут разбираться для ремонта или плановой замены быстро изнашиваемых элементов, делают сквозное отверстие в стенках скрепляемых деталей.

Выколотки заводят в отверстие, подпирают ими выбиваемую деталь и бьют по торцу молотком. Ручка в инструменте вспомогательный элемент, служащий для удобства работы.

Если конструктивно невозможно делать сквозное отверстие, устанавливают штифт с резьбой внутри или на хвостовике.

В ГОСТ 9464 по коническим штифтам предусмотрены и другие способы извлечения деталей. Например, конические изделия с выступающей наружу частью в форме гриба с проточкой вместо ножки. Ломик или клин заводится под выступ шляпки, и фиксатор срывается с места, извлекается из отверстия. В соединениях из мягких металлов используют квадратный и шестигранный хвостовик под торцовый ключ.

Процедура установки анкерного штифта

Для начала пациента должен осмотреть врач, определить степень поражения зуба и возможность установки такой конструкции. Затем проводится тщательная герметизация корневого канала (нанесение пломбировочного материала). На следующем этапе стоматолог определяет вид конструкции (активная или пассивная). При запломбированном зубе чаще всего устанавливают пассивный штифт, его крепят с помощью цементного раствора.

Процедура установки анкерной конструкции проходит в несколько этапов:

  1. Очистка корневого канала и введение гуттаперчи.
  2. Введение в образовавшуюся полость штифта с последующим рентгеновским снимком (на нем видно, правильно ли установлен стержень).
  3. Нанесение на стенки цементного материала, который помогает закрепить конструкцию.
  4. Шлифовка и обточка зуба, подготовка к процедуре протезирования.
  5. Установка коронки или протеза для восстановления анатомической формы зуба.
  6. Тестирование установленной конструкции на прочность, при необходимости проведение шлифовки.

Вся процедура занимает не больше часа. Поскольку проводится предварительное удаление зубного нерва, то при установке анкерного стержня не требуется использование анестезии. Такая конструкция может прослужить более 10 лет при правильном уходе.

Плюсы и минусы

Использования штифтов, как и любая другая процедура, связанная с протезированием, имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

  1. Несложная реставрация зуба с повреждениями.
  2. Снижение возможности перелома корня зуба (при использовании конструкции из стекловолокна).
  3. Возможность использовать стекловолоконные конструкции на передних зубах благодаря их эстетичному виду.
  4. Высокая прочность конструкции (при использовании штифта из углеродоволокна, благодаря эластичности которого, напряжение в канале корня зуба распределяется равномерно).
  5. Возможность сохранить зуб даже после разрушения большей его части.
  6. Длительный срок службы (металлокерамические конструкции могут прослужить больше 10 лет).

Отрицательные стороны:

  • при проведении процедуры, неопытный врач может допустить ошибку, которая способна привести к осложнениям. Например, может развиться кариес, что уменьшит срок службы конструкции;
  • особенности фиксации в случае, если нужно будет удалить штифт, являются причиной вынужденного удаления немалой части материала, а иногда и корня целиком;
  • аллергические реакции пациента могут стать причиной отторжения шрифта;
  • штифт может привести со временем к истоньчению стенок зуба. Это способно привести к невозможности его восстановления;
  • недостаток некоторых видов конструкций — отсутствие необходимой гибкости;
  • возможность подвержения штифтов коррозии;
  • слабая прочность соединения зуба и металлического стержня;
  • достаточно высокая стоимость некоторых видов конструкций.

Виды штифтов

Механические штифты выполняются в различных вариантах, в зависимости от типа соединения и необходимости разбирать его. Значение имеет твердость материала и действующие нагрузки. Основные виды штифтов:

  • цилиндрический;
  • конический;
  • пружинный;
  • просеченный.

Всего регулярно используются в промышленности и домашних мастерских примерно 16 разновидностей фиксаторов.

Цилиндрические

Цилиндрические изделия похожи на аккуратно отрезанные и прошлифованные куски проволоки. На самом деле они изготавливаются из проката и проходят сложный технологический процесс механической и термической обработки.

Кроме размера, который определяется ГОСТом 3128-70 цилиндрические штифты не каленые, детали делятся на классы по исполнению торца:

  • плоский;
  • с фасками под 45⁰;
  • закругленные с переходным радиусом с одной и обеих сторон.

Детали с плоскими торцами устанавливаются в сквозные отверстия. Они плотно заходят в материал с высокой твердостью. На поверхности низкоуглеродистых сталей и цветных металлов углы торцов оставляют в отверстии задиры, царапины.

Гладкая твердая поверхность отверстий в углеродистых каленных и легированных сталях остается без повреждений и мягкий цилиндр из СТ 45 легко забивается и создает прочное соединение.

Для материалов со средней твердостью подходит штифтовое соединение со снятыми фасками с одной или двух сторон. Образованный на торце конус раздвигает и постепенно сминает неровности поверхности и легко входит в отверстие.

Детали с переходным радиусом от торца к цилиндрической поверхности наиболее сложные в изготовлении. Они редко применяются в машиностроении. Чаще их используют для фиксации мягких материалов типа пластмасс и пластика.

Конические

Конические штифты ставят на узлы, которые будут часто разбираться. Стандартный конус имеет наклон 1:50. Какими бывают нестандартные детали, которые выделены в отдельный раздел специальных изделий. В машиностроении, особенно при создании металлургического оборудования, возможно использование конусов 1:40 и других наклонов.

Они изготавливаются по ГОСТ 9464-79. Преимущество конических фиксаторов в их плотной посадке на протяжении всего периода работы. При износе поверхности отверстия, он только опускается ниже и сам центрируется.

Установка конических штифтов позволяет многократно использовать их при демонтаже и последующей сборке узла. Фиксатор не меняет своей формы и ставится в то же отверстие, где был.

Для изготовления отверстий под нормализованные конические штифты существует ряд сверл по ГОСТ 11177-84. Их угол наклона точно соответствует соотношению 1:50. Для создания более гладкой поверхности рекомендуют использовать развертки из этой же группы инструмента.

Пружинные

Штифт пружинный можно отнести к универсальным фиксаторам. Он ставится в отверстие с натягом. Чем сильнее сжат, тем лучше. Единственное ограничение – торцы продольного разреза не должны упираться друг в друга.

Штифт din 1481 пружинный цилиндрический изготавливается из листового проката методом вальцовки и закалки для фиксации формы и придания упругости. Группа фиксаторов din имеет несколько разновидностей в исполнении и большой перечень типоразмеров.

Преимущества использования пружинных деталей:

  • отверстия делаются с большим разбегом по размерам без снижения эксплуатационных качеств;
  • возможно многократное извлечение и установке обратно при сборке;
  • прочно удерживаются в отверстиях;
  • легко устанавливаются.

Пружинные изделия типа din не могут работать в узлах с большими нагрузками. Они тонкостенные и сминаются.

Назначение

Соединение штифтами широко применяются в машиностроении, медицине, приборостроении и других отраслях. Его используют в автомобильной промышленности и при изготовлении бытовой техники, всюду, где изготавливают неподвижные разъемные соединения.

Конические фиксаторы используют для закрепления элементов корпусных деталей при их совместной обработке. Например, корпус редуктора сначала обрабатывают по плоскости разъема. Затем засверливают по фланцам, устанавливают штифты и производят расточку отверстий под валы и подшипники с точностью H7.

После любого количества разборок все обработанные поверхности точно совмещаются.

Материал изготовления

Материал для штифтов выбирается в зависимости от требований к его твердости и коррозионной стойкости. Не каленые цилиндрические и конические детали изготавливают из Ст 45. Высокую твердость и устойчивость к сминанию имеют Ст 40ХН и другие легированные стали.

Антикоррозионной стойкостью и пластичностью отличается нержавейка аустенитной группы. Она маркируется буквой А и цифрами, например, А2, А1 — наиболее популярны.

Износостойкость и защиту от воздействия влаги придает СТ 45 оксидирование и горячее цинкование. Детали покрывают после полного изготовления.

Для пружинных фиксаторов используют листовой прокат из Ст 65Г и Ст 60С2А.

Штифт не может заменить шпонку и передавать поступательное или вращательное движение. Его назначение зафиксировать соединение и не дать возможность деталям сместиться.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации