Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Снегоуборочная машина своими руками: достойная альтернатива заводским моделям

Шнековая машина

Снегоуборочная техника для дома своими руками — полезная самоделка. Чтобы сделать снегоуборщик, надо для начала изучить механизмы. Снегоуборочный агрегат будет состоять из шнека, который находится внутри корпуса из металла. Это своеобразный стержень или вал, вдоль которого располагается спиральная поверхность. Вал вращается из-за подшипников и приводит спиральный профиль в действие. Правильно сделанный своими руками самодельный снегоуборщик станет незаменимым помощником зимой.

Одноступенчатая модель

По принципу действия приспособления для уборки снега могут делиться на двухступенчатые и одноступенчатые. Схема работы одноступенчатого аппарата заключается в «поглощении» и сбрасывании снега. Это достигается при помощи вращения шнека.

Рабочая кромка на аппарате бывает гладкой и зубчатой. Гладкая обычно применяется, чтобы убрать рыхлый снег, а зубчатая подходит для твёрдой корки, которая обледенела за ночь.

Если судить по весу, то шнековые агрегаты намного легче шнекороторных. Их недостаток заключается в том, что они несамоходные, поэтому человеку всегда нужно будет стоять у руля. Такая машина представляет собой большую лопату на колёсах, которую нужно постоянно подталкивать вперёд. Тогда она будет сгребать снег и выбрасывать его в установленную сторону.

Шнек приводится в действие бензиновым или электрическим двигателем, который может быть четырехтактным либо двухтактным. Такие машины стали очень популярны из-за лёгкого управления. Также к положительным моментам стоит отнести их компактность.

Двухступенчатый агрегат

Агрегат сконструирован несколько иначе, чем предыдущая модель. Первая ступень конструкции обеспечивает сгребание снега шнеком. Вторая ступень жёлобом будет выбрасывать снег. Это достигается при помощи снегоротора, который выполняет функции крыльчатки сброса.

Подобные модели устроены по принципу винтового вала, имеющего зубчатую или гладкую кромку. Шнеки исполняются:

  • в металлическом или резиновыми варианте;
  • из армированной стали;
  • из резинопластика.

Выбор будет зависеть от предназначения самоходной машины.

Крыльчатка у двухступенчатой модели может иметь 3 или 6 лопастей. Они изготавливаются из разнообразного материала, зависящего от степени тяжести работы, которую предстоит выполнять с помощью агрегата. Чем сложнее работа, тем крепче стоит выбирать материал.

Сборка шнека для снегоочистителя своими руками

Главным рабочим элементом машины для уборки снега является шнек, который собой представляет режущие лопасти-кольца, которые присоединены к валу привода. В роли вала применяют трубу размером примерно 90 см. В середине трубы необходимо проделать сквозное отверстие, куда в дальнейшем будет установлена лопата для подачи снега. Во время вращения трубы (вала) лопатка начнет откидывать снег.

Прежде чем изготовить шнек для снегоуборщика своими руками, нужно воспользоваться готовыми чертежами или разработать схему, по которой начнут вырезаться кольца. Лопасти шнека делаются из листового металла. Для чего из него вырезают четыре диска, режут их и вытягивают в виде витка. Затем приготовленные части спирали привариваются к трубе, поровну с каждой стороны.

Затем, узнав центр вала, параллельно относительно друг друга приваривают две лопатки, которые и начнут откидывать снег. По бокам трубы привариваются стальные распорки для крепления винтовой конструкции. С одной стороны спиралеобразные лопасти фиксируются к распоркам, со второй — к центральным лопаткам.

Рекомендация: Во время изготовления шнека из бензопилы для снегоуборочной машины важно, чтобы витки стальной спирали находились от центра на одном расстоянии и по направлению к нему. Иначе аппарат будет очень вибрировать. Во время изготовления шнекового корпуса, его длину нужно оставить равной длине вала учитывая отрезок для привода

К бокам вала приваривают цапфы, при помощи которых его ставят на подшипники. Их используют в закрытом исполнении, дабы не допустить попадания воды и снега. Наглядно получить представление про изготовление шнека можно, посмотрев видео самодельного снегоочистителя: своими руками сделать снегоуборщик в данном случае будет гораздо проще

Во время изготовления шнекового корпуса, его длину нужно оставить равной длине вала учитывая отрезок для привода. К бокам вала приваривают цапфы, при помощи которых его ставят на подшипники. Их используют в закрытом исполнении, дабы не допустить попадания воды и снега. Наглядно получить представление про изготовление шнека можно, посмотрев видео самодельного снегоочистителя: своими руками сделать снегоуборщик в данном случае будет гораздо проще.

Начинают изготовление шнекового корпуса с боковин. Для чего из металла отрезают два круга, размер которых превышает сечение узла шнека на 5-7 см. К боковым частям приваривается выгнутый в полукруг металлический лист необходимого размера. В середине боковых частей выполняются отверстия, куда ставится механизм шнека. К боковинам с внешней стороны привариваются подшипники. В участке трубы для привода сваркой крепят ведомую звездочку (подходит звездочка, к примеру, от мопеда).

Затем приступают к изготовлению снегоотвода, который можно сделать из трубы размером около метра и сечением 100 мм. Чтобы в корпусе шнека установить трубу, надо сделать отверстие необходимого диаметра, которое обязано располагаться на задней стенке корпуса. В данное отверстие устанавливается труба снегоотбрасывателя, крепится болтами, а поверх ставится короб.

Каркас для снегоуборочной машины изготавливают с помощью приваривания в раму профилированных труб. К поперечным уголкам рамы подсоединяют планки для фиксации двигателя. Нужно сказать, что силовая установка должна свободно передвигаться вдоль рамы, чтобы была возможность ее зафиксировать в необходимом положении. К каркасу крепится ручка с выведенным управлением.

С учетом вида рельефа каркас снегоуборочной машины оборудуют полозьями или колесами. Для ровных территорий можно установить колеса, для неровной и бугристой поверхности — полозья. Для полозьев основу изготавливают из брусков, куда для хорошего скольжения крепятся пластиковые накладки.

Устройство роторного снегоуборщика своими руками

Основными составляющими самодельного роторного снегоуборщика своими руками являются:

  • двигатель внутреннего сгорания, оснащенный глушителем;
  • топливный бак;
  • трос управления дроссельной заслонкой.

Для изготовления всех элементов снегоуборщика необходимо будет наличие токарного станка. Его используют для того, чтобы подогнать все детали механизма до нужного размера. Если такого оборудования нет в наличии, изготовление ротора можно заказать в мастерской по имеющимся у вас эскизам.

Мероприятия по устройству роторного снегоочистителя можно разбить на несколько этапов:

  • сборка шнекового механизма;
  • изготовление ротора;
  • монтаж корпуса;
  • устройство каркаса.

Изготовив каждый узел отдельно, их собирают в одну конструкцию. Чтобы снегоуборочная машина имела презентабельный вид, ее после сборки окрашивают.

Устройство самодельного роторного снегоуборщика: А — корпус; Б — диск ротора; В — ступица; Г — лопатка; Д — кольцо; Е — дефлектор; Ж — скребок; З — кронштейн; И — нож; К — полозья; Л — брусок ручки; М — подкос; Н — поперечный брусок; О — брусок для двигателя; П — ручка

Изготовление комплектующих для роторного снегоуборщика

Технология изготовления шнекового механизма аналогична устройству шнека для снегоуборочной машины из бензопилы. В качестве винтовых лопастей можно использовать плотную (толщиной 10 мм) транспортерную ленту. Габариты шнекового узла должны соответствовать размерам на чертежах.

Ротор изготавливают из листового металла толщиной 2,5-3 мм. С помощью циркуля необходимо начертить на листе круг нужного диаметра и вырезать его болгаркой. Чтобы сделать лопасти, за основу берут заготовочную деталь от электродвигателя. Из листового металла формируют лопасти. Их приваривают на равноудаленном расстоянии друг от друга к стальному диску, соединенному со ступицей. Количество лопастей должно быть не менее четырех.

Каркас для снегоочистителя собирают, сваривая отрезки из металлического уголка в раму согласно имеющейся схеме. Все составляющие каркаса крепятся посредством болтового соединения.

Для самостоятельной сборки снегоуборочной машины можно использовать подручные материалы

Когда все составляющие снегоуборщика будут готовы, приступают к их сборке в единый агрегат. На роторный механизм насаживают вал шнека. Затем весь этот механизм фиксируют на каркасе с помощью болтов и прижимного кольца. Крепление ротора к раме производится посредством специальной скобы. В качестве снегоотбрасывателя для самодельного роторного снегоуборщика используют трубу из пластика диаметром 100 мм.

Преимущества комбинированных моделей снегоуборщиков

В сравнении со шнековыми агрегатами снегоуборочные машины комбинированного исполнения более эффективны в работе, так как нагрузку распределяет между собой и шнек, и ротор. Они обладают достаточной мощностью и могут справиться с очисткой территории от снежной толщи внушительного объема. Среди преимуществ самодельных роторных снегоочистителей выделяют:

  • отличную маневренность и высокую производительность техники;
  • в зависимости от используемого двигателя, дальность выброса снега может достигать 12 м;
  • возможность регулировать ширину захвата снежного покрова;
  • небольшой вес машины (до 20 кг) позволяет справиться с очищением придомового участка (в том числе и женщине);

Процесс очищения придомовой территории от снега

  • возможность проведения ремонта снегоуборщика своими руками;
  • невысокая стоимость материалов для изготовления всех комплектующих агрегата.

Самостоятельное изготовление роторной снегоуборочной машины довольно сложное и кропотливое дело. Если вы плохо разбираетесь в технике, не обладаете определенными навыками или не имеете необходимого инструмента, а купить заводскую модель пока не позволяют финансы, можно изготовить своими руками снегоуборочную лопату.

Машина из триммера

Для сборки снегоуборщика такого типа подойдут далеко не все модели триммеров. Основной характеристикой, которой должна обладать электрокоса, должна быть высокая мощность.

Если тример имеет изогнутую форму и стальной тросик для передачи вращения, то такой агрегат не подойдёт.

Электрическая косилка должна иметь прямую штангу и работать посредством вращения мотора через жёсткий вал или редуктор. Такие триммеры обладают достаточной мощностью, чтобы сделать из них уборщик снега.

Перед началом работ убедитесь, что в наличии есть все необходимые инструменты: болгарка, дрель и сварочный аппарат. Последовательность работ должна быть такой:

  1. Берём небольшую металлическую бочку для изготовления корпуса. Срезаем от неё цилиндр длиной 15 см. В центре цилиндра делаем отверстие, через которое будет выступать элемент редуктора. По краям необходимо просверлить отверстия так, чтобы они совпадали с креплениями щитка для редуктора.
  2. На боковой стороне вырезаем квадратное отверстие размером 10 x 10 см. Оно понадобится для откидывания снега.
  3. Накрываем третью часть корпуса (открытого) листом из жести. Отверстие для выброса снежной массы должно при этом находиться строго посередине.
  4. Изготавливаем из листового металла четыре лопасти для роторного типа снегоуборщика. Для этого потребуются пластины размером 25 на 10 см. Обрезаем их так, чтобы у нас получилась форма лопастей. Затем их следует приварить к диску косилки.
  5. Для изготовления снегоотвода берём металлическую трубу или остатки металла от бочки. Труба должна быть не меньше 10 см в высоту и немного загнута на конце — это обеспечит правильный отброс снежной массы.
  6. Лопатку тоже следует смастерить из листового металла. Загибаем её края так, чтобы борта были не менее 2 см высотой.
  7. Лопатка приваривается снизу. Редуктор закрепляется на болты. Снегоотвод приваривается в том месте, где находится отверстие для выброса снега. Роторный вал устанавливается внутри триммера.

Устройство снегоуборщика

Вообще, как правило, все снегоуборщики имеют примерно одинаковую сборку. Список деталей снегоуборщика:

  • Специальная металлическая сетка для равномерного распыления снега
  • Ковш с дополнительными ребрами жесткости, служащие для упрочнения конструкции
  • Лопатка для очистки снега с крыльчатки, желоба и ковша снега
  • Специальное крепление редуктора к ковшу для большей прочности и надежности
  • Зубчатый металлический шнек
  • Два срезных болта, которые предотвращают повреждения редуктора при попадании в шнек крупных предметов
  • Редуктор червячный в корпусе из стали с бронзовой шестерней для предотвращения взноса и стирания
  • Вал зубчатого шнека на подшипниках для надежности соединения и увеличения скорости вращения
  • Крыльчатка шнека со специальным покрытием, защищающим от коррозии
  • Удобные колодки для регулировки высоты ковша
  • Подрезная пластина
  • Разблокировка колес шплинтом
  • Бескамерные колеса, имеющие четырнадцати дюймовый размер. Обеспечивают высокую проходимость и обладают ярко-выраженными направлениями протекторов.
  • Профессиональный 4-тактный двигатель с верхним расположением клапанов для лучшей заполняемости цилиндра горючей смесью и чугунной гильзой цилиндра, предотвращающей преждевременный износ
  • Регулировка направления выброса желоба и длительности выброса снега с панели опратора
  • Точное распределение веса значительно добавляет устойчивости конструкции, предотвращает заваливание на бок и сильные вибрации
  • Управление движением шнека с помощью курка
  • Регулировка угла поворота желоба для выбора нужного направления выброса
  • Переключение скоростей: 5 вперед и две назад
  • Управление движением снегоуборочной машины с помощью курка
  • Галогеновая фара позволит эффективно убирать снег в любое время суток
  • Емкость бака примерно 7 литров позволит экономить время на дозаправках
  • Поворачиваемый на 190 градусов металлический желоб с регулируемой верхней планкой для выбора дальности выброса до 19 метров

Это список всех самых важных элементов, которыми оснащён почти каждый прибор.

Как сделать снегоуборщик своими руками

При должной подготовке вполне реально получить качественный самодельный снегоуборщик своими руками. Чертежи, тщательно выполненные, помогут в этом.

Достойны внимания роторный снегоочиститель «Вьюга» (Пензенская областная станция юных техников) на базе двигателя Д-6. Модель Д.Слонова (Алтайский край) с двигателем от бензопилы «Урал-2Т».

Ниже приведено видео снегоуборщика «Вьюга»:

1. Чертежи основных узлов снегоуборщика с двумя шнеками на базе вездехода работы В. Бережного (г. Валдай, Новгородская обл.) служат отличной наглядной инструкцией.

2. Сварной корпус из листовой стали усилен лонжеронами из уголков, и дополнительным бортом. Стыкуется с вездеходом-основой двумя водилами, приваренными к ложу шнека.


Схема-2

Шнековый механизм состоит из 2-х лент (противоположно направленные винты Архимеда, приварены к выступающим шпилькам М6). Между звездочками шнека и вала натянута мотоциклетная цепь.


Схема-3

Приводной вал сделан с помощью снятых с сельскохозяйственной техники звездочек и подшипников, зафиксированных шпонками и штифтами.


Схема-4

3. Детально вычерченная с указанием всех размеров схема снегоуборщика С. Хомякова не менее интересна и проста в исполнении.


Схема-5

4. Сначала из стальных уголков сваривается несущая рама. На ее поперечины прикручивается П-образный профиль для крепления легко снимаемой платформы под двигатель. Затем монтируются сделанные из трубы ½ дюйма рукоятки управления.

Снизу к раме-основе приделывают колеса или полозья (лыжи). Подходящие колеса можно взять от старой тележки, а полозьями послужат деревянные бруски, усиленные пластиковым коробом.

5. На подготовленную базу крепим двигатель.

6. Ковш, приводной вал, шнек:

  • Корпус ковша выполняем из листового железа, дополняя его фанерными боковинами. При ширине ковша более 50 см. понадобится двигатель большей мощности. На 50 см. вполне подходит мощность в 6,5 л.с..
  • Приводной вал делаем из трубы ¾ дюйма. В сквозной пропил посередине трубы крепим ротор (120×270 мм.) Перпендикулярно ему привариваем уголки 25×25 мм. (с обеих сторон по два) и делаем с одной стороны трубы паз для шпонки под звездочку.
  • Диаметр трубы, чтобы она вошла в подшипники 205, уменьшаем двумя дополнительными пропилами.
  • Подшипники взяты от автомобиля КАРТ. Но можно использовать любые закрытые (чтобы не попадал снег), например, опору кардана от «Жигулей».
  • Передаточный ремень соединяет вал и двигатель.
  • Лопасти шнека вырезаются из транспортерной ленты (4 кольца, каждое по 28 см. в диаметре) или листовой стали (4 диска, каждый разрезаем пополам и загибаем спиралью).
  • В качестве привода используем цепь или ремень.

7. Главный корпус изготовляется из листового железа или двухмиллиметровой стали.


Шнек из листового железа

8. Закрепленная на корпусе шнека деталь для выброса снега сделана из частей пластмассовых канализационных труб диаметром 160 мм., одетых одна на другую и дополненных желобом. Ширина лопатки-ротора обязательно должна быть меньше диаметра желоба выброса.

9. Для большего эффекта покрасим законченную модель.

Особенности конструкции

Снегоуборщик, изготовленный самостоятельно, может иметь довольно разное устройство. Но в любом случае должны быть две основные части: собирающая снег и перекидывающая его в нужное место. В качестве привода в основном используют бензиновые либо электрические моторы. Подбирая конструкцию будущей снегоуборочной машины, необходимо учитывать, насколько большой участок придется очищать. Простейшие модели недостаточно производительны и не всегда справляются с расчисткой прочных наледей, сугробов.

Если требуется навести порядок на обширной территории, незаменимым решением являются устройства с ДВС. Они отличаются повышенной проходимостью и могут далеко отбросить снежную массу.

Несмотря на значительную тяжесть таких конструкций, никакой необходимости в физических усилиях для их перемещения нет. Что касается несамоходных снегоочистителей, то они чаще всего применяются для наведения порядка на дорожках в саду, на тротуарах и на плоских крышах.

Маневренность несамоходной техники довольно высока. Но когда требуется удалять плотный, основательно слежавшийся слой, или когда снега много, или когда он влажный, уборка становится весьма затруднительным делом. Мало того, понижается и маневренность аппарата. Чтобы в какой-то мере компенсировать этот момент, требуется использовать максимально легкие детали. Если предпочтение отдано бензиновым моделям, это не так уж принципиально.

Как собрать снегоуборщик для мотоблока своими руками

Самодельный снегоуборщик к мотоблоку

В магазинах сельхозтехники продаются разные механизмы для работы не только на поле, но и на улице. Имеется в продаже и снегоуборочное навесное оборудование для мотоблоков. Все эти механизмы прекрасно справляются со своей работой и претензий к ним мало.

Но стоят они неоправданно дорого, и не у всех есть возможность приобрести их. Поэтому мастеровые люди разрабатывают свои аналоги промышленных механизмов и снегоуборщиков, в частности, и делают их в домашних мастерских.

Прежде всего, надо знать, что есть всего четыре основных типа снегоочистителей:

  1. Бульдозерного типа. Спереди устанавливается отвал.
  2. Шнековый. Снег захватывается и перемещается шнеком к отверстию трубы для выброса снега.
  3. Вентиляторно-лопастной. Снег попадает на лопасти вентилятора, поднимается ими к наклонной трубе и вылетает через нее.
  4. Воздушно-вентиляторный (принцип пылесоса). Масса слипшихся снежинок втягивается воздушной струей и выбрасывается с другой стороны.

На селе, в отличие от города, где применяются все четыре типа, уборка снега происходит мотоблоками, выполненными по первым трем вариантам. На последний необходим двигатель большой мощности.

Как сделать снегоуборщик для мотоблока

Состоит из мотоблока с адаптером, к которому прикреплена снегоуборочная насадка, представляющая собой самодельный отвал (наподобие бульдозерного), которым и расчищают сугробы. В качестве ножа заостренный металлический лист, которым подрезают пласт снега, отвозят и отбрасывают в сторону.

Детали отвала вырезаются из стального листа и свариваются. Снизу приваривается нож. Отвал крепится к основному блоку с помощью штанг (2) и кронштейнов (3). Тяги закрепляются в проушинах отвала и через ролики или металлические трубки подводятся к ручкам управления.

Применение механизма без адаптера не эффективно.

Фактически, это снегоуборочная насадка на мотоблок. К блоку прикрепляется шнековый (роторный) механизм, который состоит из:

  • открытого короба;
  • шнека;
  • трубы для выброса снега;
  • вала;
  • редуктора (ставится не всегда);
  • передаточного механизма (звездочка с цепью), который на данном рисунке не виден.

Самодельная снегоуборочная приставка к мотоблоку подобного типа выполняется из металлических листов и труб.

Короб сваривается из листового материала. Нижние концы короба загибаются, чтобы получить подобие лыж. На вал, выполненный из трубы калибром не менее 5 см, посередине наваривается захват, состоящий из двух отдельных П-образно загнутых пластин, повернутых на 180 градусов относительно друг друга.

К ним приваривается шнек, выполненный из 4-х колец, по двое с каждой стороны. Кольца вырезаются из листа, разрезаются с одной стороны и их концы раскрываются примерно на величину диаметра, причем конец одного сваривается или склепывается с началом другого.

Один конец кольца приваривается к лопасти захвата, а второй усиливают полосой стали, приварив ее одной стороной к валу, а другой на расстоянии 5-10 см от свободного конца.

Сзади захвата прорезается круглое или квадратное отверстие, в которое вваривается загнутая труба соответствующего калибра. Расстояние между задней стенкой короба и лопастями захвата, когда они подходят к отверстию, должно быть минимальным.

Вал крутится в подшипниках, которые закреплены в стаканах на боках короба, и выходит из короба на 5-10 см. На его конце приваривают звездочку или систему звездочек (для смены скоростей) и соединяют с мотоблоком цепью.

Устройство снегоуборщика

Если возникла необходимость создать снегоуборочную машину для дачи своими руками, надо знать основные различия спецтехники. Это поможет более точно определиться с подходящей самодельной моделью.

Основные различия снегоуборщиков заключаются в следующих узлах:

  1. Мотор. Снегоуборочные навески не имеют собственного двигателя. Привод они получают от мотоблока, мини-трактора. Полноценные снегоуборщики работают от бензинового или электрического мотора.
  2. Снегоуборочный узел. Механизмом для захватывания снега выступает шнек или ротор. Существуют комбинированные модели – шнекороторные.
  3. Механизм узла передвижения снегоуборщика. Несамоходные модели установлены на лыжи. Могут присутствовать колеса, но все равно для движения агрегат нужно толкать. Самоходные снегоуборщики получают привод на колеса от мотора. Оператор только управляет направлением движения. Заводские самоходки выпускают на колесном и гусеничном ходу.

Для дальнейшего изучения снегоуборщика следует знать основное его устройство:

Тяговую силу агрегат получает от мотора. В первую очередь двигатель приводит в действие снегоуборочный механизм: шнек или ротор. У самоходных снегоуборщиков мотор передает крутящий момент узлу передвижения: колесам или гусеницам.
Ковш является кожухом снегоуборочного механизма. Рабочий элемент расположен всегда спереди снегоуборщика. От габаритов ковша зависит ширина и высота захвата снежного пласта за один проход.
Желоб для выброса снега оснащают поворотным козырьком, задающим направление. Квадратный или круглый рукав сделан из металла, реже – пластика. В самоделках используют кусок ПВХ канализационной трубы диаметром 110 мм. Козырьком выступает колено.
Шнек или ротор – рабочие узлы агрегата, предназначенные для захвата снега. Первый вариант ножа напоминает спираль и работает по принципу мясорубки. Ротор – это своеобразная крыльчатка с лопастями. Создающийся вихревой поток усиливает выброс снега за счет дополнительных потоков воздуха. Для эффективности работы снегоуборщики могут комплектовать комбинированными узлами, состоящими из шнека и ротора.
Колеса для снегоуборщика используют на резиновом ходу

Важно устанавливать покрышки с глубоким рисунком протектора для обеспечения хорошей сцепки на скользкой поверхности.
Гусеничный ход имеют снегоуборщики заводского изготовления. Тяжелые самоходные агрегаты с бензиновым мотором характеризуются улучшенной проходимостью по сложной местности.
Ручки имеет даже самоходный снегоуборщик

Они нужны для управления техникой. На ручках ставят органы управления сцеплением, газом, пуском двигателя.

Важным узлом снегоуборщика является панель управления. Стоит она на самоходных заводских агрегатах. На панель выведены все органы управления: кнопки, тумблера, рычаги.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации