Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Процесс сборки шинной пилорамы своими руками

Стационарная конструкция шинной пилорамы

Для этого потребуется между ведущей шестерёнкой и электрическим мотором смонтировать передачу ременного типа. На шестерёнке и валу электромотора монтируются шкивы, на которые будут натягиваться ремни. Для прижатия ременного изделия используются специальные ролики. Чтобы облегчить работу можно позаимствовать готовую конструкцию из мотоблока.

Ознакомившись с конструкцией и принципом действия шинной пилорамы, каждый желающий сможет собрать такой деревообрабатывающий станок своими руками. Такое распиловочное устройство качественно распускает бревна на доски любой толщины с достаточно высокой точностью. Если человек планирует заняться заготовкой пиломатериала или просто предстоит большое количество строительных работ связанных с деревом, то самостоятельное изготовление распиловочного станка шинного типа позволит сэкономить много времени, сил и денег при обработке, брёвен, досок и других деревянных изделий.

Изготовление пилорамы своими руками

Перед началом работ по созданию пилорамы нужно определиться с типом подачи. Можно сделать так, что подвижным будет сам материал (бревно), а можно – рабочий орган. При выборе типа с подачей материала необходимо учесть, что площадка для размещения механизма должна быть вдвое больше, чем при подаче каретки. Помимо этого нужно предусмотреть высокую точность расположения полозьев, по которым будет двигаться бревно, их постоянную очистку от опилок.

Для изготовления самодельной шинной пилорамы с подачей каретки необходимы следующие материалы и инструменты.

  1. Чертеж конструкции.
  2. Металлический уголок размером 50х50 для подстаночного пути (длину смотри в тексте ниже).
  3. Труба прямоугольная металлическая 60х60 для создания каретки.
  4. Труба круглая металлическая для закрепления силового агрегата.
  5. Лист металла 1 м2, толщиной 3-4 мм.
  6. 4 металлических колеса с осями.
  7. Запчасти от пилы (шина, цепь, ведущая звездочка).
  8. Электродвигатель.
  9. Сварочный аппарат с электродами.
  10. Электродрель и набор сверл.
  11. «Болгарка».
  12. Разметочный инструмент (линейка, мел или маркер).

Длина уголка для подстаночного пути определяется по следующей схеме: длина будущей заготовки (бревна) + расстояние от крайней опоры (колеса) до края шины, умноженное на 2, + 10 см запаса. Размеры труб определяются размером каретки, который зависит от типа применяемой шины.

Этапы сборки распиловочного механизма

В первую очередь необходимо из квадратных труб сварить конструкцию, которая внешне похожа на ящик, у которого нет стенок, дна и крышки. Одна (нижняя) короткая сторона будущей каретки должна быть длиннее верхней на 10-15 см в во все стороны. На выступающие части труб закрепляются колеса.

На следующем этапе с одной стороны устанавливаются круглые трубы, по которым площадка двигателя будет перемещаться «вверх-вниз». Это необходимо для регулировки размера будущего пиломатериала.

Затем изготавливается сама площадка для двигателя: на листе железа размечаются отверстия для крепления электродвигателя. Затем к площадке приваривается еще одна плоскость, на которой закрепляется непосредственно шина от бензопилы. К этой же площадке прикрепляется ось, на которой закреплена ведущая звездочка цепи. Крепление шины нужно сделать таким образом, чтобы сохранить возможность регулировки натяжения цепи. Плохо натянутая цепь может порваться при пилении, а сильно натянутая приведет к излишней нагрузке на ось ведущей звездочки, перегреву шины, что приведет к ее деформации и выходу из строя.

Заключительным действием будет размещение питающего кабеля на площадке и электрическое присоединение двигателя к сети.

Так как шинная пилорама снабжается электродвигателем большой мощности, то необходимо особое внимание уделить защите работающего от возможного поражения электротоком. Все места подключений должны быть закрыты крышками с уплотнителем, кабель должен иметь не менее 2-х слоев изоляции, и располагаться так, чтобы исключить его попадание в зону работы пилы

Установка конструкции на основу

Основа пилорамы, или подстаночный путь, собирается по принципу лестницы: две основные направляющие из уголка укладываются на какое-либо основание и соединяются между собой поперечными соединителями. При монтаже основы необходимо предусмотреть размещение на ее перекладинах винтов, которыми будет зажиматься исходный материал (бревно). Понятно, что без применения таких винтов, закрепить бревно на основе будет невозможно.

Собранная каретка устанавливается на основу, путем холостого проката каретки по всей длине, проверяется легкость, плавность и ровность ее движения. Проверяется работа кабеля без включения двигателя.

После проведения всех проверок пилораму можно включать в работу.

Типы шинных пилорам

Простота конструкции пильной шины позволяет использовать ее с любым приводом. Поэтому шинные пилорамы разделяются по виду двигателя:

  • бензиновые, с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания;
  • электрические, с трехфазным асинхронным электродвигателем большой мощности.

Установка в качестве силового агрегата электродвигателя имеет смысл в том случае, если предполагается использование пилорамы как стационарного устройства. Из-за того, что пилорама используется, как правило, на открытом воздухе, то предпочтительной будет комплектация ее асинхронным двигателем.

Пилорама шинная электрическая подразумевает значительное потребление электроэнергии, поэтому устанавливать необходимо двигатель мощностью не менее 3кВт. Естественно, для питания столь мощной машины нужен кабель с большим сечением проводов. При продольной распиловке бревен с использованием электрической шинной пилорамы следует учитывать, что в этом механизме рабочий орган подвижный и может передвигаться на расстояние до 6 м. Обеспечение нормальной работы механизма в таких условиях требует, чтобы кабель был не только мощным, но и хорошо изолированным. В то же время он должен быть гибким и подвижным.

Бензиновый двигатель, устанавливаемый на шинную пилораму, избавляет оператора от забот с кабелем, тем самым повышая мобильность пилорамы. Но и у бензинового двигателя есть недостатки. Например, если на машину устанавливается обычный бензиновый двигатель, то для его запуска необходим аккумулятор. Если же устанавливается привод от бензопилы, то нужно быть готовым к запуску двигателя обычным шнуровым стартером.

Установка конструкции

Сначала необходимо собрать пилящий узел агрегата. Изготавливается кронштейн П-образного типа. В центральной части его располагается шина, которая закрепляется с обеих сторон.

Натяжение цепи лучше устроить за счет движения ведущей звездочки. Принцип регулировки несложный: ведущий элемент устанавливается на вал редуктора, сам вал крепится на металлических пластинах, имеющих продольные прорези. За счет передвижения редуктора в нужном направлении будет происходить изменение натяжения цепи.

На шпонку устанавливается вал редуктора, а второй шкив закрепляется на двигателе. Конструкция сцепления ремней может быть разной, при этом натяжение их осуществляется роликами.

Несущее основание по конструкции аналогично ленточной пилораме. Здесь также нужно устроить направляющие рельсы, по которым будет перемещаться кронштейн, а также прижимные устройства для бревна.

Шинная пилорама своими руками

Перед началом сборочного процесса стоит приобрести все необходимы материалы и инструменты. Для того чтобы получилась шинная пилорама, видео создания которой представлено ниже, вам понадобится:

  • точный схематический чертеж
  • швеллер или рельса из металла
  • патрубки различного диаметра
  • электрический мотор
  • шина и ведущая звёздочка от бензопилы
  • сварочный аппарат и электроды
  • электрическая болгарка и дрель
  • молоток, рулетка и мел. 

Чтобы изготовить шинную пилораму можно использовать составные части обычной бензопилы. Рабочая часть включает шину, электрический силовой агрегат и систему сцепления, которые расположены в отдельном корпусе.

Прежде всего нужно создать каркас в форме прямоугольника. В центре основания располагается шина

Принимая во внимание тот факт, что каркас будет подвергаться высоким нагрузкам, его необходимо надёжно закрепить с двух сторон. Ведущая звёздочка зачастую имеет отверстие, которое предназначено для монтажа элементов к металлической оси из высокопрочного сплава

Ось дает возможность избежать перемещения шины в горизонтальной плоскости.

Чтобы предотвратить смещение по вертикали необходимо максимально плотно к шине на оси с двух сторон прикрепить два подшипника. Далее нужно надеть втулку, зажимающую подшипники, после чего ось стоит приварить к одной грани каркаса.

На противоположной стороне будет размещен электрический двигатель и система контроля натяжения цепи. Здесь даже придумывать ничего не нужно, просто используйте заводские запчасти от бензопилы. Главный барабан крепится на вал электрического силового агрегата и фиксируется при помощи продольной шпонки.

Конечным этапом сборки можно назвать центрование и надёжную фиксацию в корпусе

Особое внимание во время осуществления работ своими руками необходимо уделить монтажу мотора, который во время распиловки будет сильно вибрировать. По этой причине нужно обеспечить жесткую станину

Теперь вы знаете, как сделать шинную пилораму своими руками. Такой агрегат обеспечивает осуществление высококачественной распиловки древесины. Главные характеристики шинной пилорамы: точность, компактность, невысокая цена, простая конструкция, надежность, малый вес, эргономичность во время работы, легкость транспортировки.

Пилорама углового или дискового типа

Если есть потребность в радиальном распиле досок, то в этом случае понадобиться угловая или дисковая пилорама.

Угловая конструкция обладает множеством функций и может выполнять большой объем работы.

Покупать готовое оборудование такого типа достаточно накладно, и поэтому многие задумываются о том, как собрать его собственноручно.

Собирать угловую или дисковую пилораму своими руками следует по соответствующим чертежам, при этом перед началом работ необходимо купить все комплектующие и узлы, которые потребуются в процессе сборки.

Вначале надо собрать из металлических труб каркас и направляющие особой прочности. Все стыковые соединения следует скреплять при помощи сварки.

В качестве направляющих для каретки лучше использовать рельсы. Далее собирается каретка

В процессе сборки следует особое внимание обратить на точность всех размеров, указанных в чертеже

Угловая (дисковая) пилорама обязательно должна иметь мощный бензиновый двигатель.

Двигатель монтируется на каркас деревообрабатывающего станка и через специальные крепления соединяется со всеми рабочими элементами.

В большинстве случаев на деревообрабатывающем станке такого типа устанавливают цепную передачу, однако это может привести к перегреву самого привода.

Видео:

Сегодня в магазинах можно найти аналогичные приспособления, которые будут более долговечными и практичными.

Также при сборке привода следует уделить внимание технике безопасности и исключить все возможные риски при его будущей эксплуатации. Как правильно собирается угловая или дисковая пилорама своими руками можно увидеть на размещенных выше фото и видео

Как правильно собирается угловая или дисковая пилорама своими руками можно увидеть на размещенных выше фото и видео.

Бензопила как основа для пилорамы

Бензопила есть в наличии у большинства мастеров, много работающих с древесиной. Благодаря доступности, невысокой стоимости и простоте, достаточно просто может быть изготовлена пилорама из бензопилы своими руками. Вариантов минипилорамы, в качестве основного элемента которой служит бензиновая пила, достаточно много, но все их отличает простота, малый размер, мобильность (ее легко можно перенести с места на место).

Для изготовления пилорамы из бензопилы потребуются следующие составляющие:

  • швеллера;
  • утолки металлические;
  • рельсы;
  • бензопила в качестве основного элемента.

На приготовленном для работы месте, которое при необходимости нужно разровнять, собирается каркас с отверстиями под крепеж и стяжками из металлических труб. Крепление производится при помощи болтов. Необходимо постоянно контролировать угловые размеры, чтобы соблюдались точные перпендикуляры (прямые углы). Следует в конструкции предусмотреть дополнительные ребра жесткости, что усилит конструкцию.

Основой для мобильной платформы выступает металлическая плита с приваренными с нижней стороны двумя уголками. Эта основа устанавливается на ролики (лучше подшипники). На верхней части плиты должны быть приварены уголки, к которым будет крепиться бензопила. Последним этапом выступает монтаж конструкции для надежного крепления бревна при его распиле.

Как показывает практика, при наличии не слишком больших навыков, пилорама изготавливается своими руками не особо сложно. Главное внимательность, четкое следование указанным в чертеже данным и «прямые руки». При эксплуатации также необходимо соблюдать меры безопасности, поскольку техника данного типа относится к высокорискованным.

Когда необходимо обработать большое количество досок и древесины, то лучше всего использовать пилораму, изготовленную своими руками. Многие считают, что лучше всего приобрести готовый агрегат, но и сделать самостоятельно его не составит большого труда. Главное – это определиться с тем, каким будет объем предстоящей работы, а также с древесиной, после чего необходимо выбрать тип пилорамы для успешного выполнения поставленной задачи.

Собирая агрегат своими руками, особое внимание следует уделить вопросам безопасности, потому что такое устройство считается объектом повышенного риска. Изготовление различных видов пилорам представлено далее на видео

Как работает пилорама

Распил осуществляется цепной шиной, закрепленной на каретке, движущейся медленно вдоль бревна. Следует учесть, что цепь предназначена для продольного пиления и должна быть острой, чтобы пилить было легче. Если используется цепь для поперечного пиления, ее нужно заточить под другим углом, пригодным для продольного пиления.

На схеме показаны особенности заточки цепи для поперечного и продольного пиления

Новую цепь рекомендуют замочить в масле на ночь для продления срока службы.

Цепная пила, прикрепленная к шине, имеет долгий срок службы, быстро и легко устанавливается. При износе ведущей звездочки ее надо поменять, прежде чем надеть новую цепь.

Перемещение каретки с шиной осуществляется ручным способом. Высоту шины регулируют тоже вручную с помощью специальной ручки на винте. Шину можно поднять или опустить на определенное расстояние для обеспечения требуемой толщины распила.

Натяжение цепи должно быть отрегулировано, за этим постоянно следят во время работы. В носовую звездочку шины организуют постоянное поступление масла из масленки.

Как сделать правильный выбор

Во время выбора самого идеального варианта станка для деревообработки необходимо обратить внимание на самое основное преимущество ленточных пилорам в сравнении с многопильными дисковыми станками, это преимущество состоит в небольшой высоте пропила. Величина пропила дисковой пилорамы, зачастую колеблется в пределах 5-6.2 мм

Шинная пилорама делает еще больший пропил. К примеру, можно посмотреть карту раскроя тонкомерного бревна сечением 180 мм и материал с сечением 124х35, получается, суммарная площадь пропила будет составлять 4377 мм2. А вот если бревно будет 90х90, то 17.2% древесины станет опилками. Если каждый месяц вы будете перерабатывать 900 м3 и более, то такая потеря древесины не будет заметна, потому что выполняемые объемы компенсируют потерю. Но если объемы производства не большие, то нужно использовать технологии, которые отличаются низкой производительностью, но дают возможность распиливать заготовки с минимальными потерями. Следовательно, для малых объемов производства лучше применять ленточные пилорамы, но не шинные


Величина пропила дисковой пилорамы, зачастую колеблется в пределах 5-6.2 мм. Шинная пилорама делает еще больший пропил. К примеру, можно посмотреть карту раскроя тонкомерного бревна сечением 180 мм и материал с сечением 124х35, получается, суммарная площадь пропила будет составлять 4377 мм2. А вот если бревно будет 90х90, то 17.2% древесины станет опилками. Если каждый месяц вы будете перерабатывать 900 м3 и более, то такая потеря древесины не будет заметна, потому что выполняемые объемы компенсируют потерю. Но если объемы производства не большие, то нужно использовать технологии, которые отличаются низкой производительностью, но дают возможность распиливать заготовки с минимальными потерями. Следовательно, для малых объемов производства лучше применять ленточные пилорамы, но не шинные.

При использовании ленточного станка, величина пропила составит от 2.2 до 2.5 мм. При заготовке сечением 180 мм для изготовления пиломатериалов с сечением 124х35, площадь пропила равняется 1765 мм2. В опилки превратится в этом случае лишь 6,9% древесины.

Шинные устройства, которые дают широкий пропил, применяются, чаще всего, частниками или небольшими фермерскими хозяйствами для обработки минимальных объемов сырья, при которых не важен выход пиломатериалов.

Излюбленным материалом при строительстве, в изготовлении утвари для дома и хозяйства, а также самых разных декоративных изделий, мебели и т. п., как и сотни лет назад, остается древесина. И хозяином, имеющим навыки работы с техникой и мастеровитые руки, может быть изготовлена пилорама своими руками. Это позволит иметь возможность заготовки досок и другого пиломатераиала на месте по собственной потребности, нужного размера и типа, и обходится это будет значительно дешевле покупки готовой продукции.

Немного истории

История связанная со станком, таким как пилорама, уходит в глубину веков и начинается она с обычных пил. Первые пилы появились в Бронзовом веке. Уже в начале I тысячелетия до н. э. в государстве Финикия была изобретена двуручная пила. Благодаря этой пиле стала возможна выработка бруса, который в свою очередь использовался в кораблестроении. Чуть позже, для привода пилы в движение догадались использовать водяное колесо. Данная конструкция долгие годы была основной, вплоть до изобретения парового двигателя.

И вот, наконец, появилась первая лесопилка в России. А точнее в 1690 году по приказу Петра Первого купец Осип Баженин поставил под Архангельском «пильную мельницу с немецкого образца» на тот момент это была первая в России пилорама. Хотя само продольное пиление древесины вошло в широкий обиход русских ремесленников сравнительно поздно

Стоит обратить внимание, что лучковая пила появилась в России только в XIX веке

Обзор моделей

Во время поисков шинной пилорамы вы неоднократно столкнетесь с компанией «Мурка», которая выпускает деревообрабатывающее оборудование. Бензиновая модель «М1» считается абсолютно новой конструкцией, благодаря которой можно легко и быстро устанавливать бензопилу и приступать к работе. С таким агрегатом можно распиливать круглый лес, получив в результате доски, брус и другие пиломатериалы. К особенностям цепного станка относится качественная сборка рельсового пути, минимальные габариты, позволяющие осуществлять транспортировку, шариковые подшипники для двигающихся элементов и простую сборку. Рама изготовлена из листового металла с помощью лазерной резки, а высокоточная гибка обеспечила идеальное исполнение. Данная модель потребляет 0,8 л бензина на протяжении часа, несмотря на мощность бензопилы.

«Мурка М12» работает при помощи электродвигателя с мощностью 5,5 кВт. Устойчивость распила гарантирована, качественно обрабатывает любой диаметр бревен. Конструкция отличается повышенной прочностью и надежностью. Максимальный показатель диаметра бревна составляет 600 мм, в смену можно обрабатывать до 4 кубометров, а это говорит о высокой производительности. Такая электрическая пилорама может служить как на производстве, так и для личного применения.

К новому поколению пилорам относится модель «М5», которая имеет автономное питание от бензопилы. Устойчивость в пропиле обеспечена, оборудование считается экономичным, так как не употребляет много топлива. Это также негабаритный агрегат, который можно легко транспортировать. Отличительной чертой продукции «Мурка» является надежное крепление рамы к рельсам, а также прочный зажим бревен. Это стальная конструкция, которая обеспечит точную геометрию пиломатериалов и прослужит достаточно долго.

Заключение

Далеко не каждый может позволить себе покупку готовой пилорамы, да и её окупаемость совсем небольшая, и то если речь идёт о коммерческом использовании и постоянных заказах. Поэтому приобретать столь недешевое оборудование, не зная, есть ли в этом смысл, нецелесообразно. Можно ли сделать конструкцию самостоятельно? Какие сложности могут возникнуть в процессе сборки, и чего ожидать от предстоящей работы начинающему самодельщику, который решился проводить распиловку необработанных бревен в домашних условиях?

Как уже говорилось выше, процесс изготовления самодельной пилорамы может быть достаточно простым и понятным при условии, что вы ответственно отнесетесь к изучению инструкций и чертежей. Основные сложности могут заключаться в выборе подходящих комплектующих, обширном количестве токарных и сварочных работ, а также необходимости проводить разводку и заточку пилы специальным способом. Правда, если соблюдать все тонкости ухода и обслуживания пилорамы, она сможет добросовестно проработать своему хозяину на протяжении долгих лет, обеспечивая максимальное качество работы.

Общие особенности и порядок изготовления самодельной пилорамы рассмотрены. Специалисты рекомендуют заранее определить тип задач, которые будут решаться на оборудовании. Только после этого можно переходить к монтажу и сборке конструкции. Для упрощения предстоящей работы, можно скачать и изучить готовые чертежи, которые имеются в свободном доступе в сети. В таком случае вы сможете быстро и эффективно собрать установку с разными размерами, учитывая масштабирование. Также можно воспользоваться готовым руководством, но применить свои изменения, чтобы поменять конфигурацию или расширить набор функциональных возможностей пилорамы.

В любом случае, если придерживаться базовых принципов, учитывать советы профессионалов и не допускать непоправимых ошибок, отклоняясь от инструкции, вы сможете создать высокоэффективное устройство, которое позволит решать множество задач по обработке древесины в домашних условиях.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации