Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Гост 4751-73 рым-болты. технические условия (с изменениями n 1, 2, 3, 4)

1 Особенности конструкции рым-гайки

Чтобы покрепче затянуть винтовое крепление, было решено увеличить рычаг воздействия, этому помогло кольцо, которое приварили к обычной гайке. Так появился и потом успешно прижился новый тип крепежа. Возникновение идеи такого элемента произошло не на нашей территории, несмотря на его широкое применение у нас сейчас (рым-гайка М16 используется во многих областях, начиная от быта и заканчивая промышленностью и машиностроением).

Рым-гайки М16

Это как раз объясняет тот факт, что регулирующего ГОСТа на него нет, зато есть достаточно авторитетный аналогичный документ европейского пера – DIN 582. И хотя часто вы увидите ГОСТ 22355-77 в сочетании с названием этого крепежа, но в этом документе описываются размеры шайб, которыми хорошо дополняется рым-гайка (DIN 582). Откуда же появилось такое название? Приставка «рым» в переводе означает кольцо. Крепеж, о котором идет речь в нашей статье, имеет отличительную особенность – кольцо, расположенное перпендикулярно его плоскости. Причем, рым-гайка М8 будет иметь резьбу, соответствующую простой детали такой же маркировки.

Особенность полученной конструкции в том, что ее легко завинтить с куда большей силой, чем при использовании обычного гаечного ключа. В этом нам поможет кольцо, которое прочно соединено с основанием, в него вставляют прут, за счет чего и получается большой рычаг для затягивания. Затем его можно использовать и как петлю для навесных креплений. Если придерживаться требований по грузоподъемности, то проблем возникнуть не должно. Например, рым-гайка М12 способна выдержать 340 кг и на 100 кг меньше, если нагрузка будет приходиться под углом 45°.

2 За какими данными стоит заглянуть в аналог ГОСТа – DIN?

Обывателю может показаться, что простота конструкции исключает какие-то эксплуатационные проблемы. Но подбирать изделие следует только согласно параметрам, указанным в технической документации. Ведь при малейшем несоответствии характеристик мы поставим под угрозу достоверность таких важных показателей, как рабочая нагрузка или даже предел разрушения.

Производитель обязуется соблюдать угол наклона кольца к плоскости шайбы, его диаметр, внутренний и внешний, а также его толщину

Также важно не забывать и о самой резьбе гайки. Для нее стандартизованы такие параметры, как толщина, внутренний и внешний диаметр

Измеряют еще и общую высоту изделия. Все эти параметры скомбинированы в определенном соотношении, чтобы рабочие возможности крепежа были максимальны, и сведены в простую, с первого взгляда, маркировку.

Каждая рым-гайка (DIN 582) обозначается по номинальному внутреннему диаметру резьбы простым шифром Мх, где х – это миллиметры. Так, рым-гайка М8 имеет внутренний диаметр самого крепежа, соответствующий метрической резьбе М8. Внешний диаметр – 20 мм. Размеры кольца – 20 и 36 мм по внутренним и внешним краям соответственно. При этом грузоподъемность изделия составляет 140 кг. Если нагрузка будет под углом, то последний параметр следует снизить на треть.

Рым-гайка DIN 582

Следующей в таблице идет рым-гайка М10 с соответствующей метрической резьбой. В этом случае внешний диаметр изделия и внутренний кольца увеличивается на 5 мм и равен 25 мм. Допустимая нагрузка уже составляет целых 230 кг, если же она приложена под углом, то это значение снижается до 170 кг. А вот рым-гайка М20 уже сможет выдержать нагрузку в целых 1200 кг и 830 кг под углом. Гайки должны выдерживать температурный разбег от -40 до +65 °С. На внутренней поверхности крепежей, будь то любая рым-гайка (DIN 582), не допускаются рванины, а также выкрашивания, выходящие по глубине за пределы среднего диаметра резьбы.

Также их длина не должна превышать 1/4 витка. Все изделия проходят испытания на нагрузку, определение твердости и коэффициента закручивания. Правила приемки более подробно описаны в общем для всех крепежей ГОСТе 17769-83. Для каждого испытания отбирается по 5 изделий одного вида. Масса элементов зависит от их размера. Если сравнить, каким весом обладает рым-гайка М10 и следующий в таблице типоразмеров крепеж, то в первом случае масса 100 штук составит 0,11 кг, а во втором это значение достигнет 0,18 кг. А вот рым-гайка М16 имеет еще больший вес, и масса 100 штук таких изделий составит уже 0,28 кг.

Неважно, необходима вам рым-гайка М12 либо иной типоразмер, в любом случае изделие обязано выдержать указанные нагрузки, поэтому металл, из которого оно сделано, должен быть высокого качества и соответствовать ГОСТу. Углеродистая аустенитная сталь обладает прекрасными характеристиками

Она выдерживает высокие и низкие температуры, ей не страшны динамические нагрузки, и все это в сочетании с относительно низкой стоимостью. Также для изготовления такого типа гаек используют легированные марки сталей. Правда, часто цена этих сплавов достаточно велика.  А вот чтобы рым-гайка М8 или резьбой побольше обладала отличной коррозионной стойкостью, ее поверхность покрывают слоем цинка. Эта обработка также положительно сказывается на внешнем виде изделия.

Назначение

Предназначена рым-гайка для поднятия различных габаритных конструкций, удерживания предметов на весу, перемещения конструкций, для грузоперевозок или такелажных работ.

А также у данного метиза довольно широкая сфера применения. Они используются:

  • в строительстве (чаще всего особую роль играют при выполнении высотных работ);
  • в судостроении;
  • в производстве автотранспорта (например, при помощи такого крепежа можно отбуксировать неработающий автомобиль);
  • в промышленности;
  • в быту;
  • в сельском хозяйстве.

При эксплуатации крепеж накручивается на резьбовой стержень шпильки или винта, размер которого должен соответствовать размеру втулки гайки.

Из чего делают?

Согласно международному стандарту рым-гайки должны изготавливаться из прочных материалов:

  • углеродистой стали марок С1030 и С1045;
  • нержавеющей или высоколегированной стали марок 304 (А2) и 316 (А4);
  • если это цветные сплавы или металлы, подойдут латунь, бронза кремниевая, титан и алюминий.

Крепежи, которые производят из сталей стандартных марок, обязательно покрывают антикоррозийным покрытием. Это может быть способ горячей оцинковки, анодирование для алюминиевых метизов или воронение, также известное как чернение или оксидирование.

Какая работоспособность будет у крепежа, зависит от того, каким способом оно было изготовлено – это может быть литье/ковка или штамповка. Большей популярностью пользуется метод горячей штамповки: в пресс устанавливают форму, в которой уже находится заготовка. Под высоким давлением материал «сдавливается». Чтобы улучшить технические характеристики и повысить срок эксплуатации, деталь покрывают слоем цинка или олова. После того как гайка готова, ее очищают от грязи и окалин. Метод ковки не такой востребованный, так как является слишком дорогим и трудоемким.

Related Posts via Categories

  • Класс прочности болтов – насколько хорошо метизы противостоят разрушению?
  • Анкерный болт с гайкой – испытанный вариант крепежа
  • Дюбель-гвоздь – какие крепежные изделия самые качественные?
  • Анкерные болты – особый вид крепежа для сложных конструкций
  • Обозначение болтов по ГОСТ – ориентируемся в мире метизов
  • Как заклепать заклепку – автоматические и ручные методы для разных материалов
  • Изготовление болтов – понятный технологический процесс
  • Игольчатый пружинный шплинт – ушастый крепеж для сферы машиностроения
  • Высокопрочные болты – полная информация о крепежных изделиях
  • Размеры вытяжных заклепок – над чем следует подумать при расчете?

Что это такое?

На территории России стандартов ГОСТ для рым-гайки нет, ее производят по DIN582. Это мировой стандарт.

Традиционная гайка представляет собой крепежную деталь с внутренней резьбовой нарезкой. Соединение создается в сочетании с винтовыми болтами или шпильками. Приставка «рым» переводится как «кольцо». То есть рым-гайка – это кольцо, соединенное с гайкой. Главная ее особенность – это резьба, расположенная под углом 90 градусов относительно ее кольца. Резьба может быть метрической или дюймовой.

Вот главные плюсы таких крепежей.

  • Нет потребности в гаечном ключе для затягивания метиза. Это можно сделать при помощи любого рычага, вставленного в кольцо.
  • Технологические характеристики по международному стандарту очень высокие – стальная гайка выдерживает большую нагрузку. А также изделия обладают увеличенной грузоподъемностью – до 21600 килограммов.
  • Устойчивы к процессу ржавления в условиях повышенной влажности.
  • Невысокая цена.

Необычная форма метиза позволяет завинтить рым-гайку очень сильно в отличие от обычной, где обязательно использование гаечного ключа.

Классификация

Размеры гаек устанавливаются также по стандартам DIN582.

На боковой части кольца рым-гайки наносится маркировка, в которой указана информация о размерах, материале и заводе-изготовителе.

Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть М6, М8, М10, М12, М16, М18, М20, М24, М26, М30, М36, от М42 до М48. А также выпускают метизы нестандартных размеров, например, М4, М5, М7, М22, М27, М33, М39, М39х2, М100. По DIN такие параметры не рекомендуется изготавливать, и приобрести их можно только на заказ. Самыми распространенными стали метизы с размерами М8-М16.

А также гайки классифицируются:

  • по виду кольца – круглой формы, овальной или в форме закругленного прямоугольника;
  • по размеру втулки – низкая или высокая (удлиненная);
  • по нагрузке – несиловые и силовые;
  • по типу резьбы – с мелкой метрической резьбой, то есть когда размер указан в миллиметрах, или с дюймовой резьбой, соответственно, здесь размер будет в дюймах.

Дюймовая размерность впервые начала набирать популярность в Соединенных Штатах и Великобритании, в то же время в Европе и Азии распространенной была метрическая система. Соответственно, появилась проблема с совместимостью различного рода крепежей. В дальнейшем Великобритания приняла метрическое измерение, отказавшись от дюймового.

По внешнему виду отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля у них идентичен – 60 градусов. Различить возможно по маркировке: в метрической системе класс прочности обозначается цифрами, в дюймовой – линиями. Крепежи с разным типом резьбы никогда не будут взаимозаменяемыми, так как при свинчивании в конструкции образуется зазор или промежуток. Единственная трудность, возникающая во время монтажа рым-гайки – это правильное соединение двух элементов.

По виду головки рым-гайки она может быть трех модификаций:

  1. А – головка в форме петли;
  2. В – силовой вариант, увеличенная головка;
  3. D – уменьшенная головка.

По размеру диаметра кольца, либо по его толщине

Некоторые крепежи имеют поворотную петлю, которая будет поворачиваться в направлении нагрузки, и привариваемую петлю на шарикоподшипниках – здесь она будет вращаться во всех направлениях на 360 градусов. Изготавливаются они из нержавейки, в дальнейшем покрываются краской.

Важно! По международному стандарту для рым-гаек устанавливается не предельная, а разрушающая нагрузка, то есть, когда с деталью начинают происходить необратимые изменения. Это два разных определения, поэтому при выборе значение грузоподъемности уменьшается на 60%

Выбирая рым-гайку, нужно учитывать область, в которой она будет эксплуатироваться, и как долго, какой вес будет у груза, какие правила безопасности предусмотрены.

Приобретать гайку желательно вместе с винтом или шпилькой, для того чтобы сверить размер и шаг резьбы – правильно подобранные крепежи сделают конструкцию или механизм надежным и долговечным. Прочность их также должна быть идентична, но допускается более высокая прочность гайки, но не наоборот. Если шпилька будет прочнее, во время закручивания, может произойти срыв резьбы рым-гайки. Стоит помнить о том, что повреждение стержня выявить легко, так как разрыв происходит резко, и его трудно не заметить. А с гайкой все наоборот – сорванную резьбу практически невозможно увидеть.

Данный крепеж имеет большую популярность и распространение во многих сферах, поэтому при выборе и эксплуатации нужно помнить о нескольких правилах:

  • не допускаются никакие деформации на самой гайке и дефекты на кольце;
  • эксплуатируемый крепеж должен быть цельным, заваривание различных повреждений недопустимо;
  • параметры размера резьбовой части зависят от веса конструкции, которую предстоит поднять;
  • поверхность метиза должна быть очищена от загрязнений, стружки, окалин;
  • поднятие груза, его перемещение должно происходить равномерно и без резких движений;
  • после отвинчивания гайки ее вид должен остаться неизменным, то есть не должно быть трещин, разрывов, погнутых частей и прочих деформаций;
  • угол между втулкой крепежа и стропой не должен превышать 45 градусов;
  • ось стропы должна располагаться в плоскости кольца;
  • температурный режим для гаек очень широкий – эксплуатация возможна как при -20, так и при +200 градусах Цельсия;
  • немаловажную роль играет и выбор завода-изготовителя.

О том, что такое рым-болт и рым-гайка, вы можете узнать из видео ниже.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации