Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Размер подшипника 6206 (206)

Подшипник 6201 – размеры

Направление получаемого воздействие данного элемента – двухстороннее радиальное и осевое. Причем второе – до 70% неиспользованной разрешенной радиальной нагрузки. Эта деталь способна работать под осевым воздействием при очень высокой частотности вращения.

Обозначение 6201 – это международный формат названия детали. На отечественном рынке его легче найти под кодом 201. Основной размер данного изделия 12х32х10.

Таблица характеристик 201 подшипника:

Характеристика

Значение

Ед. измерения

Внутренний размер 12

мм

Наружный размер 32

мм

Ширина 10

мм

Радиус монтажной фаски детали 1

мм

Грузовая нагрузка в статике 3100

Н

Грузовая нагрузка в динамике 6890

Н

Общая масса 0.037

кг

Частота вращения 22 000 об/мин

Выше приведена таблица размеров и характеристик шарикового радиального однорядного подшипника с обозначением 6201 в средней ценовой категории. В такой элемент уже при сборке вносят смазочную жидкость. Открытый тип способен обеспечить пороговую частоту вращения немного выше, если его предварительно смазать минеральным маслом. В такой ситуации справа к номеру добавляются дополнительные пометки:

      • ZZ или 2Z – двухсторонние металлические заглушки;
      • 2AS, 2RSH, 2RS, 2RS1, 2RS2, DD, UU, 2RSR, LLU, 2NSE9 (зависит от изготовителя) – с обеих сторон резинки из каучука, армированные листовой сталью. Паз для фиксации стопорного кольца помечается в обозначении при помощи N. Все перечисленные изделия, кроме этой детали, ничем не отличаются друг от друга. Они схожи по всем параметрам, и нередко выступают как взаимозаменяемые элементы, на примере ниже изображен подшипник 6201 2RS.
      • Односторонние, тобишь закрытые металлической шайбой с одной из сторон, зарубежные изделия гораздо реже используются и в продаже их сложнее найти, по аналогии расширение обозначается Z.
      • С3 или С4 — это обозначение группы радиального зазора. Подшипники с такими обозначениями используются в механизмах с повышенной рабочей температурой из-за расширения стали.
      • Сепаратор может изготавливаться из металла ,не указывается в обозначении, или латунным , помечается буквой М справа от номера. Материал изделия значительно влияет на его стоимость, например из латуни стоит дороже.

Применяемость подшипника 6201 (201)

Таблица применяемости изделия 201, 180201, 80201 и 60201

Техника

Место установки Подшипник

ВАЗ 2101, ВАЗ 2102,

ВАЗ 2103, ВАЗ 2105,

ВАЗ 2106, ВАЗ 2107,

ВАЗ 2108, ВАЗ 2109.

Генератор

180201 УС9

Мотоцикл

минск ммв3-3.11211, минск ммв3-3.1135

Коробка передач, вал промежуточный

201

Мотоцикл ИЖ-ПС Маятниковая вилка

201

ВАЗ 1111 Ока генератор

80201

Луаз-1302 Генератор, задняя опора

180201 УС9

ВАЗ 2121 Нива Генератор, опора со стороны выпрямителя

180201 УС9

Лиаз- 5256 Двигатель, система питания

201

Газ-4301 Генератор, задняя опора

180201 УС9

ЗИЛ-133ВЯ, ЗИЛ-133ГЯ Двигатель, система питания

201

КАЗ-4540 Двигатель, система питания

201

Камаз-43101, Камаз-43106,

Камаз-5320, Камаз-53205,

Камаз-53213, Камаз-53215,

Камаз-55111, Камаз-65115,

Камаз-65117, Камаз-53229,

Камаз-43114, Камаз-43118,

Камаз-53228, Камаз-65111,

Камаз-6426, Камаз-6520,

Камаз-5297, Камаз-4350,

Камаз-5350, Камаз-6350,

Камаз-4326, Камаз-5360,

Камаз-5460, Камаз-6460,

Камаз-6522, Камаз-6540,

Камаз-43253.

Двигатель, система питания

201

МАЗ-504В, МАЗ-5334,

МАЗ-5335, МАЗ-5338,

МАЗ-5430, МАЗ-5558,

МАЗ-509А, МАЗ-5322,

МАЗ-5433, МАЗ-55512,

МАЗ-5336, МАЗ-54321,

МАЗ-5429, МАЗ-5549,

МАЗ-5434, МАЗ-6303,

МАЗ-6422, МАЗ-64221,

МАЗ-64224, МАЗ-64227,

МАЗ-64229.

Датчик

80201

УРАЛ-4320, УРАЛ-5557,

УРАЛ-5920.

Двигатель

201

Белаз-7822, Белаз-78221,

Белаз-7823, Белаз-78231,

Топливный насос

201

Трактор Т-25А Топливный насос, вал регулятора

201

Трактор Т-40М,

Трактор Т-40АМ,

Система питания, насос распределителя топлива 201

МТЗ-5М, МТЗ-5МС,

МТЗ-50, МТЗ-50Л,

МТЗ-50ПЛ, МТЗ-52,

МТЗ-52Л.

Генератор Г81-Д,задняя опора

201

Т-150 Сцепление, рычаг управления главной муфтой

80201

Т-150К,

Т-151К с СМД-62/63

Т-151К с СМД-62А/63А

Двигатель, вал регулятора топливного насоса

201

Т-150К,

Т-151К с СМД-62/63

Двигатель, пусковой двигатель, ручной пусковой механизм 60201

Классификация подшипников

Сегодня подшипником мы называем металлическую деталь, которая является составляющей опоры, поддерживающее всякие подвижные конструкции, например, такие вал и ось. Функция шарикового подшипника заключается в фиксации положения в пространстве, а также обеспечение вращения, качения, перемещения с меньшим сопротивлением, восприятие и передача нагрузки от двигающегося узла на другие элементы конструкции.

Все подшипники, в соответствии с их принципами работы, подразделяются на следующие типы:

  • качения;
  • скольжения;
  • газостатические;
  • газодинамические;
  • гидростатические;
  • динамические;
  • подшипники магнитные.

В основном, в машиностроении используются два типа подшипников – качения и скольжения.

Рассмотрим, как устроен подшипник качения шариковый. Их конструкция состоит из двух колец, тела качения и сепаратора (в некоторых подшипниках сепаратор отсутствует).

Подшипники качения без сепаратора обладают высокой грузоподъемностью, но уступают по своим скоростным характеристикам. На торцевой поверхности кольца и внутренней поверхности кольца имеются дорожки (желоба) для качения, по которым при работе, собственно, и движется тело качения.

Подшипники качения классифицируются на типы:

По виду качения:

  • шариковые подшипники
  • роликовые;

По типу воспринимаемой подшипником нагрузки:

  • радиальные,
  • радиальные упорные,
  • линейные, упорные;

По количеству рядов качения:

  • подшипник шариковый однорядный,
  • подшипник шариковый двухрядный,
  • многорядный.

Шариковые подшипники ГОСТ подразделяет на 11 типов. Размеры шариковых подшипников характеризуются наружным диаметром, внутренним диаметром, толщиной. Например, для автомобилей ВАЗ и Ока применяются шариковые подшипники, размеры которых равны 32,00/12,00/10,00.,местом установки является генератор.

Качество шариковых подшипников влияет на коэффициент полезного действия машины, ее работоспособность и срок эксплуатации. В настоящее время популярны контактные и бесконтактные подшипники.

Таблица размеров шариков подшипников

Таблица размеров

Международное обозначение

Аналог

(ГОСТ)

Диаметр шарика

Количество шариков

17 3,97

6

18 3,97

6

623

23 1,59

7

624

24 2,38

6

625

25 3,18

6

626

26 3,97

6

627

27 3,97

7

4,76

7

634

34 3,18

6

635

35 3,97

6

693

1000093 1,59

6

694

1000094 2

7

695

1000095 2

8

696

1000096 2,38

8

697

1000097 3

7

698

1000098 3

8

699

1000099 3,5

7

6000

100 4,76

7

6001

101 4,76

8

6002

102 4,763

8

6003

103 4,763

10

6004

104 6,35

9

6005

105 6,35

10

6006

106 7,14

11

6007

107 7,94

11

6008

108 7,94

12

6009

109 8,73

13

6010

110 8,73

12

6011

111 10,32

13

6012

112 11,11

12

6013

113 10,32

15

6014

114 12,3

13

6015

115 12,3

14

6016

116 13,5

14

6017

117 13,5

14

6018

118 14,3

15

6019

119 14,288

14

6020

120 14,3

15

6021

121 17,462

13

6022

122 18,256

15

6024

124 18,256

15

6026

126 20,638

14

6028

128 20,638

15

6030

130 22,225

16

6032

132 23,812

15

6034

134 26,988

14

6036

136 30,162

14

6038

138 30,162

14

6040

140 33,338

13

6044

144 35,719

13

6048

148 36,512

14

6052

152 41,275

14

6056

156 41,275

15

200 5,95

6

201 5,56

7

202 5,95

8

203 7,14

7

204 7,94

8

205 7,94

9

206 9,53

9

207 11,11

9

12,7

9

6209

12,7

9

6210

12,7

10

6211

14,29

10

6212

212 15,88

10

6213

213 16,67

10

6214

214 17,46

10

6215

215 17,46

11

6216

216 19,05

10

6217

217 19,84

11

6218

218 22,23

10

6219

219 23,823

10

6220

220 25,4

10

6221

221 26,988

10

6222

222 28,575

10

6224

224 30,162

10

6226

226 28,575

11

6228

228 28,575

11

6230

230 33,338

11

6232

232 34,925

11

6234

234 41,275

10

6236

236 38,1

11

6244

244 44,45

11

6300

300 7,14

6

6301

301 7,94

6

6302

302 7,94

7

6303

303 9,53

6

6304

304 9,53

7

6305

305 11,51

7

6306

306 12,3

8

6307

307 14,29

7

6308

308 15,08

8

6309

309 17,46

8

6310

310 19,05

8

6311

311 20,64

8

6312

312 22,23

8

6313

313 23,81

8

6314

314 25,4

8

6315

315 26,99

8

6316

316 28,58

8

6317

317 30,16

8

6318

318 31,75

8

6319

319 34,925

8

6320

320 36,51

8

6321

321 38,1

8

6322

322 41,275

8

6324

324 42,862

8

6326

326 44,45

8

6330

330 50,8

8

6403

403 12,7

6

6405

405 16,67

6

6406

406 19,05

6

6407

407 20,64

6

6408

408 22,23

6

6409

409 23,02

7

6410

410 25,4

7

6411

411 26,99

7

6412

412 28,58

7

6413

413 30,16

7

6414

414 34,93

7

6416

416 38,1

7

6417

417 39,69

7

6900

1000900 3,97

7

6901

1000901 3,97

7

6902

1000902 3,18

12

6903

1000903 3,5

11

6904

1000904 5

10

6905

1000905 5

12

6906

1000906 5

13

6907

1000907 5,95

13

6908

1000908 6,35

14

6909

1000909 7,14

13

6911

1000911 6,35

18

6912

1000912 7,14

19

6913

1000913 7,144

19

6915

1000915 8,731

18

6916

1000916 9,525

17

6917

1000917 10,319

17

6918

1000918 10,319

18

6919

1000919 10,319

18

6920

1000920 12,7

16

6921

1000921 12,7

17

6922

1000922 11,509

19

6924

1000924 13,494

18

6926

1000926 15,081

18

6928

1000928 11,509

19

6930

1000930 17,462

18

6932

1000932 17,462

18

6934

1000934 17,462

20

16002

7000102 4,76

8

16003

7000103 5,16

9

16004

7000104 5,556

10

16005

7000105 5,56

11

16006

7000106 5,56

14

16007

7000107 5,56

15

16008

7000108 6,35

16

16009

7000109 6,35

17

16010

7000110 6,35

18

16011

7000111 7,14

17

16012

7000112 7,14

18

16013

7000113 7,14

19

16014

7000114 7,14

18

Литература

  • Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035).
  • Ничипорчик С. Н., Корженцевский М. И., Калачёв В. Ф. и др. Глава 13. Подшипники скольжения // Детали машин в примерах и задачах: / Под общ. ред. С. Н. Ничипорчика. — 2-е изд. — Мн.: Выш. школа, 1981. — 432 с. — ISBN ББК 34.44 Я 73, УДК 621.81 (075.8).
  • Леликов О. П. Основы расчёта и проектирования деталей и узлов машин. Конспект лекций по курсу «Детали машин». — М.: Машиностроение, 2002. — 440 с. — ISBN 5-217-03077-1, УДК 621.81.001.66, ББК 34.42.
  • Иосилевич Г. Б. Детали машин: Учебник для студентов машиностроит. спец. вузов. — М.: Машиностроение, 1988. — 368 с. — ISBN 5-217-00217-4, УДК 62-2(075.8), ББК 34.44.

Закрытые подшипники

Все подшипники радиальные однорядные изготавливаются в закрытом и открытом исполнении. Конечно, открытые шарикоподшипники проще в изготовлении и работают при высоких скоростях. Но у них есть очень существенный недостаток – они не защищены ни от попадания грязи, ни от попадания влаги, требует очистки и смазки, то есть ухода. Иногда это очень затратно.

Если подшипник двухрядный- тут без вариантов- только закрытые. В качестве защиты используют бесконтактные и контактные детали. Первый вариант это шайбы металлические или из полиамида, так называемые заглушки. Они ставятся часто сразу на предприятии, являются частью подшипника, смазка заполняется сразу, не меняется и не пополняется в течение всего времени работы подшипника. Такие подшипники устанавливают в тех местах, где  очень мало места, что бы периодически смазывать подшипник или идет вопрос цены. Защитная шайба изготовляется из стали, потом вставляется в подшипник при его сборке. При этом образуется  небольшой зазор с внутренним кольцом, не касаясь его, поэтому скорость вращения за счет трения не уменьшается.

Часто ставится так называемое лабиринтное уплотнение. Устанавливаются две шайбы подряд в виде ловушки для пыли и удержания смазки. За счет этого такие уплотнения хорошо работают при условиях перегрева механизма или двигатель работает с высокими оборотами.

Бесконтактное уплотнение.

 Контактное уплотнение.

Контактное уплотнение

Контактное уплотнение это такая уплотнительная губка, которая прилегает к поверхности контакта и защищает изделие от попадания как различных загрязнений, так и  влаги, а также от вытекания смазки. Устанавливается в канавку  и закрывает по кромкам герметично наружное и внутреннее кольцо.  Плотность обеспечивается или самим материалом или специальной пружиной. Разработаны разные виды таких уплотнений. Наиболее распространенный материал это металлорезина или  синтетический каучук с армированием из листовой стали, также используется фетр.

По форме бывают или в виде кольца с круглым сечением или  с прямоугольным. Иногда ставится двойное кольцо с круглым сечением. При этом  получают гарантию того, что смазка в подшипнике останется до конца службы  такого подшипника. Новые разработки в этой отрасли дали возможность появиться более современным материалам  из различных полимеров для защиты подшипника, не ухудшающих его работу. Но все равно, воздействие на скорость вращения подшипника везде присутствует.

 Если нужно купить шариковый радиальный подшипник, в настоящее время это не составляет труда. Главное, это номер подшипника, в нем есть все: диаметр наружный и внутренний, вид, материал и прочее. По нему можно сделать заказ, при этом обязательно определитесь, отечественного производителя или зарубежного. Не нужно ориентироваться на цену, нужно покупать у надежного поставщика. Часто можно купить подшипник, снятый с другого автомобиля или явную подделку. Поэтому желательно немного узнать, что это за поставщик, как он работает на рынке.

Смазка для шарикоподшипников

Для уменьшения трения между роликами и кольцами, шариковыми телами качения, направляющими бортиками и сепаратором применяют смазочный материал. Масло предохраняет составляющие подшипника от контакта между собой, коррозии, обеспечивает охлаждение механизма.

Для этого применяют смазки пластичной консистенции и жидкие или твердые масла. Выбор того или иного средства происходит с учетом условий работы механизма, конструкции подшипникового устройства, температуры узла и частоты вращения двигателя

Принимают во внимание срок действия смазки и требования к нагрузке узла

Для подшипниковых узлов, работающих в стандартных условиях, применяют пластичные смазки, которые не требуют применения уплотнителей и тщательно защищают конструкционные элементы от коррозии и способствуют экономии. Применение жидких масел снижает трение и позволяет увеличить количество оборотов двигателя в полтора раза. Масла более эффективно охлаждают элементы подшипника и удаляют продукты отработки. Если в работе узла предусмотрены радиально-упорные нагрузки, то более рационально применять именно жидкие смазки.

Твердые смазки применяют в экстремальных условиях работы, при повышенной и пониженной температуре, вакууме, агрессивных средах, в оптических системах и пищевой промышленности, в случаях, если применение пластичных и жидких смазок невозможно.

Пластичные смазки содержат до 25% загустителя на жидкой основе. В него входят специальные присадки для увеличения эффективности. Загуститель служит для создания каркаса, в ячейках которого содержится масло, что позволяет смазке работать по принципу твердой прокладки при небольших нагрузках, а именно не течет под своим весом и хорошо держится на вертикальных поверхностях. На качество смазки большое влияние оказывает свойство загустителя.

Для смазки шарикоподшипников применяют загустители на основе кальция, лития и натрия, а в качестве заполнителя используют синтетические, минеральные масла и их компонентные смеси. На срок службы смазочных материалов оказывает влияние нагрузка и старение химических составляющих средств, которые имеют установленный срок годности.

Обслуживание смазкой различает два варианта. Один предполагает применение материалов для заполнения полости закрытых подшипников, в таком случае смена смазки происходит после изнашивания подшипникового узла. Другой вариант используется в случаях постоянного добавления смазочного средства к заложенному количеству в процессе эксплуатации. Применяют смазку Литол-24, ОКБ-122-7, ВНИИНП-207, ЦИАТИМ-201, ЛЗ-31. Эти же материалы рекомендуется использовать для смазки открытых подшипников.

Виды подшипников скольжения

Одним из факторов дающих возможность опорам скольжения эффективно конкурировать с шарикоподшипниками является конструктивное разнообразие, позволяющее успешно решать множество задач.

Их классификация включает следующие виды подшипников скольжения:

  • по типу воспринимаемой нагрузки опоры для компенсации радиальных, осевых, комбинированных усилий;
  • разъемные и неразъемные;
  • в зависимости от типа движения для линейных перемещений или вращения;
  • по типу трения с сухим, полусухим, полужидким, жидким, граничным, газовым трением;
  • еще одна классификация, основанная на способе трения, выделяет гидростатические и гидродинамические, а также газостатические или газодинамические разновидности;
  • по материалам металлические и из неметаллов;
  • особые виды, например, сферические самоустанавливающиеся, самосмазывающиеся, сегментные.

Опоры радиальные обычно представляют собой антифрикционные втулки, зафиксированные в отдельных корпусах либо запрессованные в конструкционные элементы.

При выполнении корпуса из антифрикционного материала, например, серого чугуна он сам становится радиальной опорой. (Вариант б).

При использовании втулки с буртом мы получаем комбинированную опору, способную воспринимать кроме радиальных сил и небольшие осевые нагрузки. Бурт также упрощает монтаж втулки. На приведенном рисунке втулка 1 компенсирует нагрузку радиальную и осевое усилие, направленное вправо, со стороны вала 5. Фиксация втулки в корпусной детали 4 осуществляется винтом-гужоном 3. В зону канавки 2 подводится смазка.

Для компенсации больших осевых сил используются упорные подшипники.

Обычно подшипник скольжения упорный для вертикального вала называется подпятником. На иллюстрации показан упорно-сферический подпятник, воспринимающий вертикальную силу при перекосе вала.

Обычно используются неразъемные подшипники.

Нередко, например, для валов коленчатых возникает необходимость в разъемных подшипниках скольжения. Они позволяют значительно упростить сборку, а иногда являются единственным вариантом монтажа. Такая опора имеет разборный корпус. Основание и крышка корпуса стянуты гайками на шпильках. Вкладыш также состоит из двух половин. Подвод смазки производится через масленку, отверстие в крышке и каналы вкладыша.

Для компенсации перекоса вала используется сферический подшипник скольжения. Их выпускает, например, SKF. Шаровый подшипник скольжения допускает поворот втулки со сферической наружной поверхностью в соответствующем посадочном месте корпуса.

В сложных рычажных системах, шарнирных параллелограммах сложно добиться строгой параллельности расположения опор. В таких случаях часто используют шарнирный подшипник скольжения. Это разновидность сферического подшипника с соединением внешнего, внутреннего колец по сферической поверхности. Они выдерживают значительные радиальные и двухсторонние осевые усилия. В основном в них используется пара трения сталь – сталь со смазкой. Обычно применяется высокохромистая сталь типа ШХ с фосфатированием и нанесением дисульфида молибдена. Такое сочетание материалов отлично работает при больших нагрузках, выдерживает удары.

В пищевой индустрии, медицине и других условиях, где нежелательна смазка применяют пару трения с внутренним хромированным кольцом и покрытием контактной поверхности наружного кольца политетрафторэтиленом с усилением сеткой арматурной из сплава меди. Такие подшипники используют чаще в механизмах, реализующих повороты рычагов. Существуют стандартизованные серии шарнирных подшипников GE или ШС, ШЛ, ШП сталь-сталь, ШН сталь-металлофторопласт, ШЕ сталь-органоволокнит. Помимо материалов пар трения они различаются наличием и расположением точек подвода смазки, размещением канавок.

Технические условия на шарнирный подшипник скольжения приведены в ГОСТ 3635-78.

Классификация, виды и типы

Подшипник представляет собой кинематический механизм, задача которого состоит в определении положения подвижных элементов частей конструкции и обеспечение их более эффективного вращения относительно друг друга. Он также обеспечивает опору вращающемуся валу механизма. Параллельно с этим выполняет функцию распределения радиальной и осевой нагрузки, передавая её на корпус всей машины. Благодаря этим свойствам вал фиксируется в нужном положении и одновременно вращается вокруг своей оси.

https://youtube.com/watch?v=Sle05QQWnZI

Классификация подшипников качения имеет следующий перечень:

  • Шариковый. Главной особенностью выделяется основной подвижный элемент — шарики. Считается самым распространненым видом, наиболее активно используется в автомобилях, электродвигателях, бытовом инструменте. Благодаря их сферической форме он может вращаться в разные стороны, предназначен на выдерживание радиальной и осевой нагрузки. Но из числа недостатков можно отметить малую площадь соприкосновения, поэтому в автомобиле их применяют в местах с низкой нагрузкой без воздействия ударов и вибраций. Использование шарикоподшипников для большой нагрузки влечёт за собой увеличение диаметра шариков, поэтому размер всего элемента увеличивается.
  • Роликовый. Состоит из деталей, представленных в цилиндрической форме. Различные радиальные нагрузки, оказываемые на ролики, равномерно распределяются по широкому пятну соприкосновения. Из-за этого они считаются оптимальным вариантом для использования в тяжёлых условиях. Но из-за цилиндрической формы такой вид не в состоянии обеспечивать большие осевые нагрузки. В узлах с малым диаметром вала применяется роликовый тип и для установки в труднодоступные места.
  • Конический. Устройство подшипника состоит из конусных роликов. Применяются они для удерживания высокой радиальной, осевой и ударной нагрузок. Основным местом установки считается ступица колеса машины. Некоторые производители в одном подшипнике устанавливают два ряда конических роликов по зеркальной схеме.

Устройство и составляющие подшипника

Какие бывают подшипники описано выше, но в большинстве своём их объединяет состав элементов, из которых они состоят.:

  • Обойма. По геометрической форме представляет собой кольцо, внутренняя и наружная поверхность которого обработаны. Между этими обоймами движутся шарики. В современном автомобильном производстве внешняя обойма может встраиваться в ступицу и ремонт подшипника производится путём замены всего узла в сборе.
  • Сепаратор. Обойма специальной формы, по окружности которой находятся отверстия диаметром с используемый шарик. Выполняет роль ограничителя движения шарика внутри обойм.
  • Сальник. Применяется для замыкания открытой боковой поверхности подшипника, изготавливается из специальной резины. Препятствует попаданию грязи в смазку подшипника. Наиболее подвержена износу та часть, которая продаётся по отдельности для проведения ремонта.

Радиально упорный подшипник: понятие и назначение

Радиально-упорный подшипник представляет собой конструктивный узел, предназначенный для того чтобы принимать на себя и осевую и радиальную нагрузки. Радиальная нагрузка — это нагрузка, которая носит перпендикулярный характер относительно вала. Радиальная нагрузка на подшипник провоцирует проявление в подшипнике осевых усилий. Самым оптимальным вариантом будет наличие в механизме второго подшипника, который и примет на себя осевые усилия.

Конструктивные узлы могут быть разных вариантов модификации. Подшипник радиально-упорный шариковый бывает открытым или с защитной металлической шайбой/контактным уплотнением. Модификация, оснащённая четырьмя контактами, обладает разъемными внешними/внутренними кольцами, принимает максимум осевых нагрузок.

Подшипник радиально-упорный шариковый оснащен полиамидным сепаратором. Также встречаются конструктивные узлы с латунным или стальным сепаратором. Эти подшипники принимают радиальную и осевую нагрузку одностороннего характера. Роликовый радиально-упорный подшипник, как правило, оснащен телом качения конического вида.

Поскольку расположение роликов по отношению к оси вращения производится под определенным углом, этот тип устройства принимает на себя комбинированные нагрузки.

На максимальную величину такой нагрузки влияет угол соприкосновения тел и дорожек качения. Широко применяются во всех отраслях машиностроения, сельскохозяйственной отрасли, химической промышленности и многих других сферах, в частности упорно радиальный подшипник встречается в:

  • Редукторах;
  • Редукторных двигателях;
  • Нагнетателях;
  • Компрессорах;
  • Винтовых компрессорах;
  • Вентиляторах;
  • Насосах;
  • Текстильных, печатных машинах;
  • Подъёмно-транспортном оборудовании.

Чаще всего используется подшипник шариковый радиально упорный однорядный, очевидным преимуществом использования которого можно считать: тихий ход, малое трением, высокая частота вращения, долгий срок службы.

Конические радиально-упорные устройства могут быть следующих типов:

  • 7000 (это основной тип);
  • 27000 (тип высокого конусного угла);
  • 97000 (2х рядный тип);
  • 77000 (4х рядный тип).

Следует различать:

  1. Радиально упорные подшипники ГОСТ 831-75
  2. Подшипники радиально упорные шариковые ГОСТ Р 52598 — 2006

Основные виды изделий

Шариковые подшипники радиального вида представляют собой деталь, отличающуюся широким спектром применения. Их можно использовать в условиях, в которых применять упорные модификации нет возможности. Эти изделия рассчитаны на радиальную нагрузку. Кроме того, они в состоянии воспринимать и осевые нагрузки небольшой величины. Одной из их особенностей являются хорошие скоростные показатели. Однако перекосов валов они не выдерживают. Помимо этого, они имеют невысокую нагрузочную способность. Если говорить о лидерах по производству этих изделий, то таковыми являются компании из Швеции и Японии.

Упорный шариковый подшипник — эти изделия определенного диаметра, рассчитанные на работу при осевой нагрузке. Радиальную нагрузку этот вид шариковых подшипников не выносит. Для них характерны высокие скоростные качества, однако нагрузоспособность у них довольно низкая.

Подшипник упорного вида однорядный


при незначительных нагрузках и невысоких оборотах

Радиальные упорные по своему устройству схожи с радиальными. Основное отличие этих изделий состоит в том, что работать они должны одновременно и с осевой, и с радиальной нагрузкой. Если эти условия не будут выполняться, то такие изделия невозможно будет эксплуатировать. При использовании они обеспечивают хорошую скорость.

Необходимо сказать, что эти изделия могут объединяться в дуплексы и триплексы. Это обеспечивает им возможность выдерживать осевую и радиальную нагрузку одновременно. Такая разновидность широко применяется в производстве станков и в сфере автомобилестроения.

Подшипники радиальные двухрядные

В 1907 году был изобретен этот тип изделий. Изобретателем этой разновидности изделия стал Свен Вингквист. Позднее он стал основателем и главой шведской компании SKF. Благодаря его изобретению появилась возможность передавать всю мощность от одной паровой машины к ткацким станкам, расположенным в цехе. В основе созданного инженером изобретения лежал шариковый подшипник. Однако изделие имело определенные отличия. Основное состояло в том, что у него была сферическая поверхность, расположенная на внешнем кольце. Это обеспечивает возможность его функционирования приливов. За счет этого он мог работать при изгибе и перекосе валов.

Сферический шариковый подшипник

Для продукции этого вида характерна высокая степень восприимчивости к радиальным нагрузкам. Кроме того, такой продукт, который мог быть определенного диаметра, в состоянии выдерживать только незначительные осевые нагрузки. Название этих изделий связано с наличием на их внутренней поверхности наружного кольца, имеющего сферическую поверхность. Обработанная по сфере дорожка качения обеспечивает возможность изделию самоустанавливаться. Применять эти изделия можно в узлах, оснащенных нежесткими валами.

Шарикоподшипники с уплотнением

Широко используются подшипники, имеющие двустороннее уплот­нение. Оно представляет собой резиновую мембра­ну. Узлы, где применено это уплотнение, характеризуются неплохой герметичностью. Как следствие, заводская смазка не вытекает и исключается попадание в нее сторонних частиц. Сепараторы таких шарикоподшипников обычно точеные текстолитовые или бронзовые. Хотя уплотнение их и контактного типа, они имеют возможность работы на повышенных скоро­стях вращения.

Шарикоподшипники с уплотнением часто используются в опорах электродвигателей. В этих узлах щеточная пыль выделяется настолько интенсивно, что способна быстро приводить к поломке шарикоподшипников других типов.

Смазка

Эксплуатационный срок работы подшипников определяется износом тел качения и дорожек, расположенных в кольцах. Для продления срока службы подшипников применяют смазку, она может быть жидкой, например, в коробках передач станочного оборудования, или консистентной (твердой).

Кроме износа деталей подшипника, не последнюю роль играет и рабочая температура в узле. Вследствие нее может происходить неравномерная тепловая деформация. Это может привести к повышению частоты проскальзывания, и снижается твердость материала, из которого они изготовлены.

Производители выпускают подшипники с закрытыми сепараторами. В такие изделия еще на стадии производства закладывают твердую смазку, которая гарантировано проработает весь ресурс.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации