Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 12

Актуальные проблемы в машиностроении

Что мы узнали?

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо- и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы. В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение. Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции. Она решается переоснащением и инвестиционными вливаниями. Вторая – это негативное влияние производств на окружающую среду. Она требует, чтобы предприятия дооснащались очистными сооружениями.

Список литературы

  1. Березин И.Э., Калинина В.П. Экономика машиностроительной промышленности – М.: Высшая школа. 1998.
  2. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8.
  3. Борисов В., Тараканов Г. Приоритеты машиностроительного комплекса // Экономист 2000. №7.
  4. Воронин В.В. экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное – Самара СГЭА, 1997.
  5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Размещение производительных сил , М. 2002г.
  6. Липет А. Конкурентоспособное станкостроение, пора поддержать, чтобы сохранить // Экономист 2004. №7.
  7. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1,
  8. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, Юнити, 2000.
  9. Промышленное производство в 1996 году. (по материалам Госкомстата РФ) //Экономист 2001 №4
  10. Хорошилов Г. Технологическое развитие машиностроения // Экономист, 2003, №7.
  1. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, Юнити, 2000. С. 126.
  2. 1 Кистанов В.В., Копылов Н.В. Размещение производительных сил , М. 2002г. С. 144-145.
  3. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1. С. 29.
  4. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1. С. 31.
  5. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8. С. 37.
  6. 2 Борисов В., Тараканов Г. Приоритеты машиностроительного комплекса. // Экономист, 2000 №6, С. 27.
  7. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8. С. 39.

Проблемы машиностроения в России. | Охрана труда

В 2011 году было принято принципиальное решение о вступлении России в ВТО. Хотя переговоры длились около 15 лет, не было проведено предварительного широкого обсуждения этого решения в СМИ. Теперь экономика России поставлена перед фактом и должна его учитывать в своих планах. Рассмотрим ситуацию на примере машиностроения.

Машиностроение – это совокупность предприятий тяжелой промышленности, производящих различные машины, орудия и приборы.

Машиной называют техническое устройство (механизм, устройство, строение), предназначенное для преобразования одного вида энергии в другой.

Машиностроение в России условно делят на три вида – тяжелое, среднее и точное.

Тяжелое машиностроение занято производством подъемно-транспортных машин (грузоподъемных кранов, лифтов, подъемников, конвейеров и т.п.), железнодорожных локомотивов и вагонов, морских и речных судов, авиатехники, ракетно-космических аппаратов, энергетических машин, технологического оборудования для других отраслей.

Среднее машиностроение занято производством автомобилей, тракторов, станков, роботов и манипуляторов, оборудования для легкой и пищевой промышленности, бытовых приборов и машин.

Точное машиностроение производит электротехническое оборудование, радиотехнику и электронику, приборы.

Это связано с большим сроком окупаемости в этот бизнес и высокую энергоемкость. В СССР усиленное развитие машиностроение получило в 30-е годы в рамках Сталинской индустриализации.

До этого наша страна была преимущественно аграрной, машины и механизмы закупались за границей в обмен на золото и зерно.

В современной России машиностроение развивается тяжело. Для этого есть объективные причины: нехватка рабочих кадров, неумение менеджеров работать в условиях рыночной экономики, низкая конкурентноспособность отечественной продукции.

Развитие техники требует новых видов техники и электроники. Сейчас они преимущественно импортируются.

Одним из факторов, сдерживающим развитие машиностроения, является низкая производительность труда. Это связано с ограниченностью трудовых ресурсов в нашей стране. Да и себестоимость продукции от этого не понижается, проигрывая тем самым конкурентную борьбу с товарами из Азии.

Основные экологические проблемы машиностроения

Загрязнение биосферы отходами машиностроительных предприятий наносит вред как растительному и животному миру, так и непосредственно человеку.

Выбросы вредных веществ в атмосферу

В промышленных районах сильнее всего ощущается загрязнение воздуха. Здесь в воздухе постоянно присутствуют:

  • сернистый, угарный и углекислый газы;
  • оксиды азота;
  • соединения фтора и хлора;
  • тяжёлые металлы.

Насыщенный этими веществами воздух, в свою очередь, становится причиной многих заболеваний, прежде всего лёгочных.

Чем грозит человечеству глобальное загрязнение воздушной оболочки нашей планеты?
Читать

Определение степени загрязнения воздуха с помощью индекса загрязнения атмосферы
Подробнее

Загрязнение атмосферы Земли: классификация по виду и составу
Смотреть

Сброс сточных вод

Сточные воды от машиностроительной отрасли загрязняют поверхностные и подземные воды. Можно выделить четыре основные вида опасности:

  1. Со стоками в водоёмы попадает много биоразлагаемых органических соединений. Этот процесс приводит в лучшем случае к снижению активности водных организмов, а в худшем — к их гибели.
  2. Макропитательные вещества (азот, фосфор) провоцируют рост биологической продуктивности — разрастание водорослей с последующим отмиранием и минерализацией. Этот процесс приводит к снижению содержания кислорода и, как следствие, к гибели животного мира водоёмов из-за гипоксии.
  3. Сточные воды приносят в водоёмы, например, неионизированный аммиак, танины, хромсодержащие соединения. Эти вещества непосредственно вызывают гибель и отравление растений и животных.
  4. Тепловое загрязнение, вызванное сбросами нагретой воды, тормозит или делает невозможным размножение рыб. У большинства ценных видов нерест проходит при температуре ниже 16 оС. Даже небольшое повышение на пару градусов резко снижает способность рыб к размножению. Снижение рыбных запасов и животного мира водоёмов в целом уменьшает количество животных и птиц, кормящихся у реки.

Основные источники химического загрязнения гидросферы
Читать

Загрязнение поверхностных вод суши промышленными, коммунально-бытовыми стоками
Подробнее

Современные проблемы при потреблении водных ресурсов
Смотреть

Гидросфера: что её загрязняет – и как её можно очистить?
Далее

Загрязнение почвы

Свалки отработанных отходов и вторичное загрязнение через атмосферные осадки загрязняют почву. Предприятия машиностроительной области вносят свой вклад и в этот процесс. Так, горячие и сжигаемые отходы могут погубить почву безвозвратно, так как в ней погибают все микроорганизмы.

Токсичные вещества, тяжёлые металлы, свинец, оксид азота, ртуть и т. д. сначала попадают в почву, затем — в растения и дальше — в организм человека (или сначала — в животных, а уже потом — человека), вследствие чего увеличивается количество заболеваний и развиваются аллергические реакции.

Основные источники загрязнения литосферы и возможные последствия
Читать

С помощью каких мер можно защитить почву от загрязнения?
Подробнее

Химическое загрязнение почвы
Смотреть

Загрязняющие вещества, попадающие в биосферу

Наиболее опасными загрязняющими веществами являются:

  • шестивалентный хром;
  • диоксид серы;
  • оксиды азота и углерода;
  • сульфаты;
  • хлориды;
  • фосфор;
  • цианиды;
  • соли тяжёлых металлов;
  • свинец;
  • эфироальдегидные фракции;
  • щёлочи и кислоты;
  • коллоидные частицы;
  • нитраты и нитриты;
  • фосфаты;
  • ПАВ;
  • ртуть и т. д.

Тяжелые металлы – наиболее опасные элементы, способные загрязнять почву
Читать

Возможно ли решение современных экологических проблем в глобальном масштабе
Подробнее

Экологические проблемы машиностроения

Машиностроительный комплекс занимается выпуском огромного количества разнообразной продукции, для производства которой используются схожие сырьевые и технологические ресурсы, чем собственно обусловлена значительная общность экологических проблем, присущих различным отраслям машиностроения. Но стоит отметить, что на проблемы экологического характера влияет не столько производственный профиль заводов, сколько технический уровень производства.

К примеру механическая обработка проводится с помощью металлорежущих станков, использование которых ведет к образованию твердых отходов (стружка), которые частично попадают в атмосферу и сточные воды. К тому же высокая отходность металла резаньем не способствует рациональному использованию ресурсов.

Наиболее экологически опасным остается гальваническое производство и нанесение лакокрасочных покрытий. В данном производстве применяются кислоты, соли тяжелых металлов. Отходы, образующиеся при производстве не могут быть утилизированы на общедоступных городских свалках, но из-за недостаточности полигонов для захоронений, за частую отходы после накопления на территории завода, смешиваются с другими отходами и выбрасываются в сточные воды.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что в большинстве случаев отходы гальванического производства могут быть применены для извлечения цветных металлов.

При нанесении лакокрасочных изделий остается сравнительно небольшое количество отходов, но они представляют собой довольно сложные химические соединения, высокотоксичные выбросы.

Наиболее глобальные проблемы экологии:

  • Истощение сырьевых ресурсов
  • Климатические изменения
  • Загрязнение воды
  • Загрязнение почвы и воздуха

В некоторых районах промышленно развитых стран выбросы отходов превышают все допустимые нормы.

Станционные источники машиностроительных предприятий ежегодно выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений, тогда как очистное оборудование имеется все лишь на 30% предприятий.

Три направления загрязнения среды:

  1. Атмосфера. Предприятия выбрасывают в атмосферу такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также множество других вредных примесей. Именно машиностроительные предприятия выбрасывают в атмосферу самый вредное вещество – шестивалентный хром.
  2. Вода. Вместе со сточными водами выбрасываются такие вредные вещества, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли, фосфор и многое другое. Многие большие предприятия располагаются на берегах рек.
  3. Почва. Загрязнение почвы происходит путем выброса таких отходов, как стружка, зола, опилки, шлаки, осадки. Так же после модернизации предприятий остается не малое количество металлолома.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Машиностроительный комплекс России

Российский машиностроительный комплекс объединяет в себе более 70 отраслей, основными среди которых являются приборо – и станкостроение, электротехника и инструментальная промышленность. Разделяясь на общее, тяжелое и среднее, машиностроение распределено по регионам неравномерно. Об этом и многом другом рассказано в статье о машиностроительном комплекс РФ, теме, изучаемой в 9 классе.

Тяжелое машиностроение сосредоточено в трех районах: Уральском, Центральном и Северо-Западном, но есть крупные предприятия и в Волго-Вятском, Поволжском и Сибирском районах. Географическое распределение обусловлено тем, что этот машиностроительный комплекс России отличается высокой металло – и энергоемкостью, а вот трудоемкость у него относительно низкая.

В сферу тяжелого машиностроения входят производства горно-шахтного и металлургического оборудования, заводы, на которых собирают кузнечно–прессовые машины и крупные морские суда.

Она характеризуется значительным уровнем привязки к сырьевому фактору и районам потребления.

Европейский регион РФ производит 94, 6% от всего объема машиностроительной продукции, а азиатский – только 5,4%.

Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам.

Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.

Рис 1. Сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение отличается низкой металло – и высокой трудоемкостью. На предприятиях этой отраслевой группы производят вычислительную технику, автомобили, оборудование для полиграфии и медицины и т.д. Основных факторов, влияющих на размещение, два: потребительский и трудовой.

В группе стоит особо выделить автомобилестроение, центрами которого являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский экономические районы. Два самых крупных производителя – КамАЗ и ГАЗ – расположены в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде соответственно.

Рис. 2. Завод КамАЗ.

Первая проблема берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на рынке страны стало появляться оборудование иностранного производства. Импортные изделия отличаются более высоким качеством. Сейчас эта проблема решается реконструкцией старых предприятий и строительством новых, более современных. Инвестиционный приток в эту область значительный.

Экологическая проблема связана, с одной стороны, с истощением сырьевых ресурсов, что порождает необходимость поиска новых источников сырья для производств, а с другой – с тем, что данные производства негативно воздействуют на окружающую среду, загрязняя атмосферу, водоемы и почву.

Тяжелое машиностроение Общее и среднее машиностроение Точное машиностроение
Металлургическое машиностроение Химическое машиностроение Приборостроение
Горное и Подъемно-транспортное машиностроение Станкостроительная и инструментальная промышленность Электронное машиностроение
Энергетическое машиностроение Электротехническое машиностроение
Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение
Автомобильная промышленность

Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.

Рис. 3. Промышленное загрязнение.

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо– и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы.

В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение.

Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции.

Презентация на тему: » 1. Что такое машиностроительный комплекс? Что такое машиностроительный комплекс? 2. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного.» — Транскрипт:

2

1. Что такое машиностроительный комплекс? Что такое машиностроительный комплекс? 2. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса. 3. Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. 4. Факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса. Факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса. 5. Проблемы и перспективы развития комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. 6. Выводы

3

machinery.asiaauto.ru

5

это механизм, совершающий какую-либо работу (это не только автомобиль, но и станок, трактор, телевизор, судно, компьютер, оборудование заводов и т.д.).

6

Докажите устно, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются.

7

Электронный учебник «Кирилл и Мефодий»

8

1 это темпы развития экономики страны, 2 темпы развития машиностроения, 4 темпы развития новых и новейших отраслей машиностроения (электроники, приборостроения).

9

На его долю приходится 40% предприятий, 30% работающих, 15% продукции промышленности России. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Определяет темпы научно-технической революции.

10

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА МАШИНОСТРОЕНИЯ – ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕСТВО НОВЫМИ, ВСЕ БОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫМИ МАШИНАМИ.

11

Продукция автомобилестроения различные легковые и грузовые автомобили. это машиностроение, которое производит различную технику для с/х: тракторы, зерноуборочные комбайны, картофелеуборочные машины, различные установки для полива и др. это машиностроение, которое производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Электронный учебник «Кирилл и Мефодий»

12

На размещение предприятий машиностроения оказывает влияние большое количество факторов

13

mashinostroenie-i1.html

16

сосредоточение производства отдельных видов продукции или её частей на самостоятельных предприятиях. организация производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определённую продукцию, но сохраняющими самостоятельность. Электронный учебник «Кирилл и Мефодий»

17

Электронный учебник «Кирилл и Мефодий»

18

Электронный учебник «Кирилл и Мефодий»

19

В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их решения. В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их решения. Низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4. Низкое качество исходных материалов (металлов, пластиков и др.). Устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин. Низкие темпы обновления продукции в условиях постоянно меняющегося спроса (в том числе из-за преобладания крупных заводов, на которых переход на выпуск новой модели связан с огромными трудностями). Монополизм крупных предприятий. Итог: 1. Низкое качество выпускаемых машин. 2. Импорт машин в Россию растёт быстрее, чем экспорт.

20

В помощь школьному учителю. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. «ВАКО»,Москва, 2006 г. В.П.Дронов, В.Я.Ром География Россия Население и хозяйство М. : Дрофа, ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre- mashinostroenie-i1. html ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre- mashinostroenie-i1. html machinery.asiaauto.ru Электронный учебник «Кирилл и Мефодий» — карты, схемы.

Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации

Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.

Историческая справка

Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.

До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.

Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.

Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.

Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения 

Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.

Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.

При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.

Проблемы отрасли

Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.

Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.

Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке

Перспективы отрасли

Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.

Ведущие игроки отрасли

Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:

  • ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»;
  • ООО «Юргинский машиностроительный завод»;
  • ОАО «Тяжпрессмаш»;
  • ОАО «Южно-Уральский машиностроительный завод»;
  • АО «Тяжмаш»;
  • ПАО «Ижорские заводы»;
  • АО «Суходольский завод специального тяжелого машиностроения»;
  • АО «Сибнефтемаш»;
  • ОАО «Стройдормаш»;
  • ОАО «Анжерский машиностроительный завод».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.

20.12.2019

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации