Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Урок по слесарному делу на тему «правка металла». слесарное дело правка металла

На нашем сайте вы найдете еще много информации о гибке листового металла! Читайте статью «Оцифровка работы гибочного станка»!

K-фактор (коэффициент положения нейтральной линии)

При гибке на листогибочном станке, внутренняя сторона металлического листа сжимается, а внешняя, наоборот, растягивается. Это означает, что есть место на листе, в котором волокна не сжимаются и не растягиваются. Это место называется «нейтральной линией». Расстояние от внутренней части сгиба до нейтральной линии называется К-фактором, коэффициентом положения нейтральной линии.

Изменить этот коэффициент невозможно, так как он является постоянным для каждого типа материала. Он выражается в виде дробей, и чем меньше К-фактор, тем ближе нейтральная линия будет расположена к внутреннему радиусу листа.

K-фактор = тонкая настройка

Значение К-фактора влияет на плоскую заготовку, возможно, не настолько, как влияет радиус детали, но следует учитывать его при тонкой настройке расчетов для заготовок. Чем меньше К-фактор, тем больше материал растягивается и «выталкивается», заставляя заготовку быть «больше».

Прогнозирование К-фактора

В большинстве случаев мы можем прогнозировать и настраивать К-фактор при выполнении расчетов плоской заготовки.

Необходимо провести несколько испытаний выбранной V-образной выемки и измерить радиус детали. Если необходимо более точно рассчитать К-фактор, можно воспользоваться формулой расчета К-фактора для гибки, приведенной ниже:

Решение примера:

B = 150 + 100 + 60 +BA1 + BA2

Прогноз К-фактора

B1: R/S=2 => K=0,8

B2: R/S=1,5 => K=0,8

Оба сгиба меньше или равны 90°:

 

что означает:

B1 = 3.14 x 0.66 x (6 + ((4×0.8)/2) – 2 x 10

B1 = -4.25

B2 = 3.14 x 0.5 x (8 + ((4×0.8)/2) – 2 x 12

B2 = -8.93

Итого:


B = 150 + 100 + 60 + (-4.25) + (-8.93)


B= 296.8мм

Автор методики: Хулио Алькасер, менеджер международных продаж Rolleri Press Brake Tools

Комментарий Dreambird

Обработка листового металла на современных производствах часто используется для изготовления деталей, точное соблюдение размеров которых критично. Более того, в условиях, когда скорость изготовления ценится превыше всего и от нее зависит, получит ли субподрядчик заказ на изготовление деталей, производители стараются избегать траты времени на выполнение калькуляции вручную, выполнение различных тестов и исправление допущенных ошибок. Использованный в статье метод, несомненно, может считаться точным и изложенные в нем формулы полезны, но постоянное использование их при расчетах ведет к дополнительным временным затратам на производстве.

Сегодняшние листогибочные прессы зачастую оснащены стойками ЧПУ и последовательность гибки конкретного изделия может быть задана на компьютере непосредственно после проектирования изделия. При наличии готового файла с геометрией плоской развертки последовательность гибки, требующаяся для ее выполнения, также рассчитывается на компьютере после непосредственного импорта этого файла в специализированное CAD/CAM-решение для гибки.

Современное автономное программное решение Radbend, часть CAD/CAM-комплекса Radan для обработки листового металла, является мировым лидером среди приложений аналогичного характера. Все изложенные в статье расчеты заложены в Radbend в виде алгоритмов и не требуют расчетов вручную. Гибка детали выполняется в среде Radbend так, как она будет выполнена на самом деле, затем «слишком длинные» стороны подгоняются для абсолютной точности. Далее уже согнутое изделие отправляется в модуль Radan3D, где на его основе создается заготовка, при расчете длины которой учитывается ранее выполненная в Radbend подгонка. Таким образом при производстве изделия будут соблюдены все требуемые параметры и обработка будет выполнена корректно уже с первого подхода.

Radbend позволяет заранее определить технологичность изготовления детали, генерируя и показывая графически полную симуляцию обработки и последовательность гибки, помогая подобрать инструмент и расположить упоры. С помощью этого модуля можно избежать проблем, часто возникающих на производстве — предотвратить столкновения инструмента, изделия и частей станка.

Оборудование для правки

Правка изделий из металла в производственных условиях проводится на станках. Для этого используется следующее оборудование:

  1. Правильные вальцы. В качестве инструмента устанавливаются валы, между которыми пропускается металл. Давление рассчитывается так, чтобы его хватало на исправление дефекта, но не превышало пластичности материала. Часто оборудование автоматизировано, поэтому обладает высокой производительностью. Валки бывают разной формы, поэтому между ними пропускается не только листовой металл, но и прутки.
  2. Пресса. Они требуют установки штампов. Часто правка, которая еще называется чеканка, совмещается с другими операциями в одном штампе.

В случае ручной правки применяется такой инструмент:

  1. Чугунные плиты. Характеризуются большим весом.
  2. Рихтовальные бабки. Применяются для работы с твердым материалом.
  3. Молотки. В зависимости от обрабатываемого металла бывают разной конфигурации.
  4. Кувалды. Те же молотки, только большого веса. Используются, если силы удара молотка для деформирования оказывается недостаточно.
  5. Киянки — деревянный молоток.
  6. Гладилки. Они изготавливаются из дерева и предназначены для выравнивания металла.


Киянка для правки металла

Примеры оборудования для гибки металла

Уголки, швеллеры — самое дешевые продукты, к которым применяется гибка. Заготовки же с явным наличием сложной обработки подвластны только специальным станкам, которые способны справиться с задачей любой сложности.

В связи с этим прессы, станки, прокатные станы, применяемые в металлической отрасли, отличаются каждый своим особенным набором характеристик — однако упор в них все-таки поставлен на гибочное усилие.

Оборудование для гибки металла делится на такие виды, как:

  1. Пресс, предназначенный для сгибания листовой заготовки, которая располагается между пуансоном и непосредственно матрицей. При помощи действия пневматического либо гидравлического привода и работает такой пресс. Такая обработка дает возможность воздействия на плотные листы, а также позволяет получить детальные партии в массовых вариантах.
  2. Поворотный пресс предназначается для гибки мелких деталей с заявленным в них рельефом, сложность которого позиционируется как среднеуровневая.
  3. Прессы ротационного типа перемещают лист, который в это время проходит через валки. Сам вальцовый станок бывает стационарного либо же переносного типа. Но это не является препятствием для стационарных станков, которые обрабатывают металл практически любой длины и абсолютно различной рельефной сложности.

Для работы на прессах с матрицей требуется всего один оператор, загружающий заготовки вручную и поочередно, но только в количестве, не превышающем более одного экземпляра.

Регулировка листов, подвергающихся сгибу, происходит при помощи пуансонов, удерживающих этот лист в нужном направлении во время его нахождения поверх матрицы.

Усилия прессового давления регулируются при этом специальными плитами. Прессам для ротационного перемещения свойственен принцип, близкий прокатному стану.

Обработка металла на них приобретает деформацию нужного образца. Данный вид оборудования для гибки металла широко представлен на нашей выставке.

Усилие жима, предусмотренное в ротационном прессе, имеет свойство генерироваться при помощи гидравлических приводов, а также струбцин.

Современные образцы оборудования по гибке металла демонстрируются на выставке «Металлообработка».

Заточные станки для инструментального цеха и как их выбиратьЗаточные станки для сверл

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Способ правки профильных труб с гранями, имеющих дефекты кручения и изгиба, включающий зажим профильной трубы профилированными губками, ее раскручивание и изгиб в направлениях, противоположных дефектам кручения и изгиба, при этом перед раскручиванием и изгибом в профильную трубу вводят разжимную профильную оправку, которую расклинивают до заполнения полости профильной трубы с натягом.

2. Оправка для правки профильных труб с гранями, имеющих дефекты кручения и изгиба, характеризующаяся тем, что она содержит сердечник с размещенными на нем направляющими элементами и концевыми упорами со средствами их фиксации, причем упомянутые направляющие элементы и концевые упоры выполнены с возможностью расклинивания и заполнения полости профильной трубы с натягом, направляющие элементы зеркально размещены на сердечнике, каждый из них выполнен в виде ступицы, соединенной с ней конусной стенкой наружной полки, повторяющей внутренний профиль трубы и разделенной пазами на части в соответствии с количеством граней профильной трубы, ступица смещена относительно торцов наружных полок на 1-3 мм в сторону вершины конусной стенки, а каждый концевой упор выполнен в виде упирающейся в ступицу направляющего элемента втулки с буртом, расположенной на ней с возможностью перемещения и фиксации усеченной пирамиды и контактирующих с гранями указанной пирамиды клиньев со стягивающими их браслетными пружинами.

Инструмент

Рихтовка кузова автомобиля своими руками выполняется с помощью специальных инструментов. К их списку относят:

  1. Рихтовочные молотки и киянки. Применяются для устранения вмятин разных форм и сложности. Ударный боек молотка хорошо отполирован и имеет скругленную поверхность. Инструмент выполнен из сплавов цветных металлов, пластика или резины. Вес ударного приспособления не превышает 200 грамм. Повреждения кузова устраняют с помощью частых несильных ударов, в зависимости от глубины вмятины и типа восстанавливаемого металла дефект выстукивают или от края к центру, или наоборот.
  2. Поддержки, наковальни, штампы. Основное предназначение данного набора инструментов – фиксация поврежденного участка кузова. При выборе конкретного инструмента, ориентируются на форму и размер вмятины. В зависимости от этого выбирают подложку.

Подкладные штампы, поддержки и наковальни. Фиксируют поврежденный участок кузова

Важно учитывать, что форма поддержки должна совпадать с формой поврежденного участка.
Ударные полотна и ложки. Помимо вытягивания вмятин, эти приспособления используют в качестве ударных штампов, для исправления повреждений серьезных форм

При сжатии металлических листов используют ложки. Ими разъединяют дефектные участки.
Рычаги и крюки. Приспособления, предназначенные для вытягивания дефекта изнутри. Ребра жесткости кузова используются в качестве опоры для рычага. В зависимости от форм и размера вмятин, используют крючки соответствующих размеров и форм.
Напильники и шлифовальная машинка. Выравнивают восстановленную поверхность перед покраской, и полировкой окрашенного участка.
Споттер. Аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Используется для устранения разрывов и заломов металла.

При наличии определенных навыков, умений и необходимого набора инструментов, восстановить поврежденные участки кузова можно самостоятельно. Однако при отсутствии условий для выполнения рихтовки, рекомендуют обратиться к специалистам, так как результат самостоятельного ремонта может оказаться хуже ожидаемого.

Преимущества свободной гибки

К плюсам данного метода можно отнести:

  • Возможность получить любой угол сгиба металла: от показателя угла раскрытия матрицы до 180 градусов.
  • Экономия на затраты для инструмента.
  • Свободная гибка требует меньше усилия, в отличие от калибровки.
  • Для свободной гибки необходим самый простой пресс с минимальным усилием.

К недостаткам такого рода деформации листового металла можно отнести:

  • Неточность углов гибки при использовании тонкого металла;
  • Точность копирования углов снижается при использовании металла разного качества.
  • Данный метод нельзя использовать для специфических гибочных процессов.

Детальнее можно ознакомиться с оборудованием, предназначенным для гибки листового металла, приняв участие в международной выставке «Металлообработка», которую организовывает ЦВК «Экспоцентр». На данном мероприятии будут представлены различные приборы, инструменты и оборудование для металлообработки, включая станки и прессы для гибки металлических листов.

Благодаря проведению подобных форумов и выставок оборудования отрасль металлургии и обработки металлов развивается, на заводах появляются новые технологии и приборы, что влияет на качество изделий и длительность их изготовления.

Станки для изготовления саморезовСтанки для ковки

Технология рихтовки кузова

Перед началом работ по восстановлению кузова необходим тщательный осмотр и выбор технологии, по которой будет производиться рихтовка. При необходимости демонтируются те детали, которым необходима правка и те, которые затрудняют доступ к области, нуждающейся в ремонте.

Рассмотрим основные технологии рихтовки кузова авто:

беспокрасочная по технологии PDR. Paintless Dent Repair – технология рихтовки при помощи вакуумных присосок. PDR можно применять на больших вмятинах правильной формы, полученных без повреждения ЛКП. При помощи вакуумной присоски такие вмятины просто «вытягивают» обратно давлением воздуха без использования . Однако такой способ противопоказан, если на металле есть трещины

https://youtube.com/watch?v=-RxFnj8dYH0

https://youtube.com/watch?v=X0IevVr4NZY

рихтовка с усадкой на горячую — эта технология применяется в крайнем случае, когда обычная рихтовка не приносит результата. При этом методе металл разогревают горелкой и по спирали придают металлу необходимую форму.

рихтовка алюминия — правка и рихтовка металла в этом случае проводится методом, прямо обратным рихтовке вмятин на стальных деталях. Рихтовка деталей из алюминия и его сплавов проводится из центра вмятины к ее краям путем выбивания или выдавливания. Следует отметить, что алюминиевые сплавы нельзя рихтовать с помощью споттера, поэтому их правка проводится с внутренней стороны детали. Если невозможно исправить повреждение «холодным» способом – металл разогревают до 150–200 градусов.

Технологии гибки листовых металлов специальным оборудованием

Здесь сразу можно будет сказать, что сам процесс гибки напрямую зависит от характеристик металла. Если потрудиться с расчетами нагрузок, то можно добиться не только нужных, но и достаточно точных результатов работы, изменив геометрию проката балочного металла и листового.

Разница между ними заключается в том, что первый стоит подвергать горячему деформированию, второй — холодному, задействуя еще при этом различную механику и специализированные прессы.

Холодная гибка будет уместна в том случае, когда требуется деформировать заготовку, контролируя этот процесс. Это дает листовому металлу принять достаточно усложненную форму.

Однако здесь следует соблюдать особую осторожность, дабы избежать нежелательных повреждений или погрешностей. Поэтому следует соблюдать определенные значения, предусмотренные в характеристиках каждого металла отдельно

Цена итогового металлического изделия на выходе будет зависеть от таких нюансов, как сложность, примененная непосредственно к рельефу, а также некоторых деталей, которые были подвержены высококвалифицированной обработке с предельной точностью — в зависимости от сложности.

Зачем нужен самодельный листогиб

Гибка листового металла своими руками – это вполне осуществимая операции, которая может быть выполнена в домашних условиях. Но, многих домашних мастеров останавливает довольно высокая цена на листогибочные станки. Для нужд мелкосерийного производства или для работ по дому нет необходимости в установке сложных машин с гидравлическим проводом, а вполне хватит ручного станка.

Для того, что бы изготовить станок подобного рода необходимо иметь, как минимум эскизную документацию. Ее всегда можно найти в сети интернет, где ее можно или просто скачать, или купить. Но лучше всего изучить работу действующего ручного станка и полученные знания реализовать в металле.

Самодельный листогиб

На самом деле, для сооружения такого станка, потребуется некоторое количество метало проката, листового материала, сварочный аппарат и слесарный инструмент.

Одноугловая, или свободная, гибка листов металла

Что касаемо видов гибки листов, то одноугловая гибка представляет собой простейший процесс гибки, при котором внутренние поверхности листового металла сжимаются под воздействием внешней силы, а внешние поверхности растягиваются. Таким образом, лист металла сгибается под одним углом. Этот метод еще называют свободной гибкой металла.

Особенность свободной гибки листового металла заключается в том, что оборудование, которое позволяет выполнять этот процесс, состоит из так называемой матрицы, действующей непосредственно на лист металла, и стенок, на которые этот лист опирается при давлении матрицы. Между стенками и листом есть воздушный зазор.

Если же воздушный зазор отсутствует, а стенки плотно прилегают к листу металла, то этот метод называется калибровка.

Гибка металла и ее основные способы

Гибка листа

Следует понимать, что операции гиба металла не ограничиваются работой с листовым металлом. При создании металлоконструкций разного назначения возникает потребность в использовании гнутых труб или профиля.

Радиусная гибка листа

Радиусная гибка листового металла выполняется на вышеописанном оборудовании

При ее исполнении важно подобрать правильный линейный размер заготовки. Проектировщик должен помнить о том, что длина заготовки, должна быть чуть больше, чем длина готовой детали

Это связано со спецификой гибочной операции. Дело в том, что при изменении положения одной части листа относительно другой, внутренние слои металла сжимаются, а наружные вытягиваются. То есть перед тем как выполнять радиусную гибку металла необходимо тщательно просчитать геометрические параметры заготовки.

Для расчета радиуса гиба достаточно использовать табличные данные, которые можно найти практически в любом инженерном справочнике.

Гибка труб

Трубы тоже можно изгибать в соответствии с требованиями рабочей документации. Существует несколько методов – ручной и механизированный. Кстати, в повседневной жизни гнутые трубы можно встретить на ограждениях и перилах, установленных в жилых домах и помещениях другого назначения.

Гибка гидравлических труб

Чаще всего трубы зашибают по радиусу. Этот процесс позволяет формировать частичный или полный изгиб трубы. Причем, он не будет зависеть от формы и размера сечения. Процесс деформирования труб выглядит примерно следующим образом – при изгибании полого профиля на заготовку воздействует несколько сил, одна оказывает влияние на поверхность внутренней стенки, а вторая на внешнюю сторону профиля.

Процесс гибки круглых труб

При выполнении изгиба трубы существует опасность того, что при взаимодействии этих сил профиль трубы может деформироваться. В результате этого может произойти потеря соосности. Более того, при несоблюдении ряда технологических правил, труба может быть разорвана. При неравномерном изгибе возможно образование складок в месте сгиба. Причиной тому воздействие тангенциальных сил, возникающих в процессе деформации трубы.

Во избежание подобных явлений применяют холодную и горячую гибку трубы. Первый метод применяют для обработки труб с небольшим диаметром. Но в таком случае необходимо знать минимально допустимый радиус гиба, который проходит по осевой линии. Надо отметить, что применение местного разогрева трубы создает более комфортные условия для выполнения гиба трубы. Металл после нагрева получает пластичность, достаточную для выполнения заданной деформации. Метод горячей гибки применяют на трубах большого диаметра.

Изготовление стапеля

Сборка рамы выполняется сваркой. То есть навыки работы со сварочным аппаратом необходимы.

Стадии выполнения работ:

  • В первую очередь собирается прямоугольник из металлопрофиля расчетной длины и ширины, ровно посередине его нужно укрепить дополнительным профилем. Сборка рамы выполняется так, как посчитает нужным будущий хозяин стапеля. Возможно, он захочет дополнительно укрепить продольные стороны рамы, возможно — поперечные. Какой-то определенной принципиальной позиции по этому вопросу нет.
  • Для повышения устойчивости автомобиля на стапеле, в его углах нужно наварить высоты, которые будут препятствовать возможному съезду машины.
  • Следующий этап — установка крепежей на продольных сторонах рамы. Крепежи — это зажимы с губками, которые потребуются для надежной фиксации остова автомобиля при воздействии на него нагрузок. Строгого места фиксации крепежей быть не может, они должны иметь возможность передвижения по всей длине рамы. Изготовление зажимов своими руками также возможно, но если они есть в свободной продаже, то особого смысла в этом нет, так как самодельный зажим будет стоить примерно столько же, сколько и заводской.
  • Далее следуют работы по установке силовой стойки. Силовая стойка — это приспособление в форме перевернутой буквы «Г», которая также должна перемещаться по всей раме и надежно фиксироваться в любом месте. Можно сделать не одну, а две силовые стойки.
  • Придание стапелю эстетичного вида. Этот этап заключается в обыкновенной покраске стапеля.
  • Ну и в завершении работы самодельный стапель оснащается теми приспособлениями для ремонта, ради использования которых он и создавался: крюками, цепями, гидравликой.

Самодельный стапель готов, его использование поможет выполнять те виды кузовного ремонта, которые ранее были возможны только автомастерских, а способы его практического применения можно увидеть на различных видео.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации