Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 2

Плавка металла в домашних условиях

ЗОЛОТО ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ (Aurum)

Второе название Gold, aurum, злато, Au. В алхимии считался отцом всех металлов (Кароль), а серебро мать (Королева). И мог согласно тексту быть получен с помощью философского камня действием на свинец и серебро. В современной науке оно занимает одно из важнейших мест из металлов, но не настолько незыблемое как считалось в Алхимические времена.

Выражение драгоценный, благородный металл (относящееся также и к серебру) означает, собственно, «моральную» ценность материала, что ом же смысле понималось и алхимиками, стремившимися к облагораживанию металлов. Не окисляющийся сверкающий металл почти во всех культурах связывался с Солнцем (у ацтеков он считался экскрементами — теокуитлатль солнечного Бога). Латинское выражение «Aurum nostrum nоn est rum vulgi» («Наше злато — не злато черни») дает повод к заключению , что в духовной сфере алхимии золото означало, собственно не металл, а эзотерическое знание, высшую степень духовного развития.

Ортодоксальное христианство (православие) также, разумеется, считает золото символом небесного света и совершенства, о чем свидетельствует золотой фон средневековых росписей и иконописи восточной церкви. В античности, чтобы не приуменьшить силу целебных зелий, полагалось добывать их с помощью золотых орудий, а золотые украшения были призваны обезвредить воздействие вредоносных чар ( и прежде всего во взаимодействии с драгоценными камнями).

Однако ношение золотых украшений разрешалось не везде и не вообще; золото считалось во многих случаях воплощением сил самой земли, а поскольку оно почти не обладало практической ценностью, с тем большим рвением превозносилась его связь с высшими мирами и миром богов. Во многих древних культурах за золотом сохранялось право быть основным материалом, идущим на изготовление священных предметов и сановных регалий. «Золотой телец» из Библии (Исх 32), как символ «идолопоклонства» северных израильтян, явно не был настоящим теленком, а был идолом в виде тельца и был разрушен Моисеем. В Древнем Китае золото, солнечный металл, представляло собой одно из воплощений начала ян, противоположного инь (серебро) и дополняющего его.

По способу добычи

Добытое из земных недр золото делится на две основные группы: эндогенное (его также называют коренным, первичным, рудным) и экзогенное (россыпное). Они отличаются способом образования и глубиной залегания.

Рудное

Коренное золото – результат магматических процессов, происходивших в земной коре тысячелетия назад. Во время извержений вулканов потоки магмы, представляющие собой расплав различных соединений, вырывались на поверхность. Образующие их элементы постепенно остывали, однако процесс этот был неравномерным.

Последними оставались легкоплавкие элементы, находящиеся в центре потока магмы. Они не застывали, а продолжали активно циркулировать, пока не пробивали трещины наружу, образуя жилы. В них происходил дальнейших распад элементов, пока не оставались лишь горячие растворы золотосодержащих солей. Постепенно они также застывали и затем рассыпались, оставляя кристаллы чистого золота.

Россыпное

Количество экзогенных приисков гораздо больше. Они имеются во всех золотоносных провинциях мира. По своему происхождению россыпное золото представляет собой разрушенные под влиянием внешней среды эндогенные месторождения.

При разрушении коренных жил кристаллы золота освобождаются от большей части накоплений посторонней руды. Под влиянием дождей и талого снега россыпи постепенно смещаются вниз по склону. Если на пути сползающего драгоценного металла попадается горный ручей, скорость перемещения возрастает, а само золото попадает в долины.

В воде драгметалл окончательно очищается от примесей и оседает на дне. Руды других металлов имеют меньший вес и под воздействием речного потока разрушаются или выветриваются. Золото же в воде смещается с минимальной скоростью, образуя россыпь.

Какие бывают сплавы золота

Чаще всего мы слышим о желтом, белом и красном золоте. Но оказывается, драгметалл может быть совершенно неожиданных цветов, например лиловым и даже черным.

Белое

В его состав входит платина, серебро, палладий или никель. Кстати, несколько лет назад использование в белом золоте последнего во многих странах запретили на законодательном уровне. Это связано с тем, что никель имеет свойство вызывать аллергию, а точнее, контактный дерматит у каждого восьмого человека.

Чтобы получить такой сплав, понадобится 11% платины или 22% палладия. Кстати, марганец также обладает «отбеливающими» свойствами. Более бюджетный вариант содержит 10% никеля, 5% цинка и немного меди для пластичности.

Желтое

Самые привычные пробы классического варианта:

  • 585 – содержит 58,5% чистого золота, 8% серебра, 22,5% меди, 8,5% никеля и 2,5% цинка;
  • 750 – 5% чистого золота и по 12,5% серебра и меди.

Красное

Такой оттенок изделия говорит о том, что в качестве лигатуры в сплаве преобладает медь. В составе ее содержание может быть от 25% до 50%. Для получения нужного цвета ювелиры могут добавлять до 15% цинка.

Этот вид, кроме основного компонента (75%), содержит серебро (2,75–5%) и медь (20–22,25%).

Другие

Еще бывают следующие разновидности:

  • Зеленое: 75% золота, 23% меди, 2% кадмия или 75% золота, 15% серебра, 6% меди и 4% кадмия. Надо отметить, что изделия из этого сплава выглядят оригинально, но кадмий считается токсичным металлом и обладает свойством вызывать серьезные патологии.
  • Фиолетовое или пурпурное: содержит 79% золота и 21% алюминия. Отличительное свойство такого золота – хрупкость. Оно практически не поддается ковке, поэтому детали просто привариваются друг к другу.
  • Синий сплав: 46,2% золота и 53,8% индия. При увеличении процентного содержания аурума металл имеет свойство терять голубой оттенок. Есть и другая формула получения синего цвета: 75% золота, 24,4% железа и 0,6% никеля.

Различные способы обработки драгметалла позволяют достичь широкого диапазона от черного до коричневого цвета.

Способ первый: с водой

  1. Соберите сырье: забрус, старые соты, вощину.
  2. Заложите его в кастрюлю (бидон, казан, таз и т. п.).
  3. Залейте воду из расчета 1/3 на емкость.
  4. Доведите до кипения и уменьшите огонь. После этого воск начнет топиться. По времени процесс длительный, чем больше сырья – тем больше потратите времени, чтобы растопить все.
  5. Когда воск расплавился, его необходимо слить через фильтр в другую емкость. Для этого применяют полиэтиленовый плетеный мешок, иные сетчатые материалы, закрепив их над второй емкостью, чтобы смесь не разливалась. Перелитый воск необходимо чем-то прижать (большой груз, типа десятка кирпичей, подойдет). Воск в мешке будет стекать в чистую тару.
  6. Отфильтрованный первый раз полуфабрикат оставляют остывать в естественном состоянии. Можно прикрыть емкость, чтобы он остывал медленно.
  7. После остывания необходимо очистить получившийся брусок или восковый блин от мусора, который скопится на его дне и верхушке. После загрузить продукт первого топления в чистую емкость и заново расплавить до жидкого текучего состояния. Теперь процесс необходимо тщательно контролировать: как только на поверхности соберется шлам из мелких частиц – он будет всплывать, его необходимо убирать ложкой с отверстиями.
  8. После расплавления и очистки воск оставляют остывать, укрывая его, чтобы получить брусок или блин, который не растрескается от резкого перепада температуры при остывании.

Если степень очистки не устраивает вас, то необходимо постоянно фильтровать сырье на промежуточных стадиях через мешковину либо марлю. Трех нагреваний уже больше чем достаточно для получения чистого воска, четыре перегонки используют для получения продукта класса «сверхчистый воск» (получается чистого бледно-желтого цвета).

ВАЖНО! Всегда следите за смесью, чтобы она не начала выплескиваться при топлении. Когда вы греете сырье, то на его поверхности образуется пена

И ее очень много – она может сбегать.

В микроволновке

При отсутствии горелки и плавильной печи расплавить серебряные изделия можно с помощью обычной микроволновки. Этот способ является наиболее простым и самым быстрым. Он включает следующие шаги:

  1. следует подготовить термозащитное ограждение, куда будет погружаться огнестойкая тара;
  2. тигель наполняется шихтой;
  3. заполненная тара отправляется в термозащиту;
  4. в настройках микроволновой печи необходимо установить максимальную мощность и выставить время 35 минут;
  5. окончание работы микроволновки сопровождается характерным звуком, после чего жидкое серебро переливается в подготовленную форму.

Почему ювелиры не используют чистое сырье

Главная причина, почему золото не применяется в неразбавленном виде, – его мягкость. Чтобы золотые изделия не деформировались, повысилась их износостойкость, используют добавки. От лигатуры зависит оттенок ювелирного изделия, снижается его стоимость. Тяжелое золото 985 пробы с лигатурой становится легче.

Металлы, применяемые в сплавах с золотом

Различные сплавы могут отличаться оттенком, также как материалы одного оттенка могут различаться по входящей в него лигатуре и количеству драгоценного металла:

  • Серебро придает сплаву мягкость. С повышением лигатуры оттенок переходит от желтого с примесью зеленого(30%) до бледно-лимонного(60%).
  • Медь часто используется ювелирами. Оттенок меняется на красный – цвет украшений, знакомый всем. Из-за снижения стойкости к коррозии используется в сочетании с серебряной лигатурой.
  • С никелем увеличивается твердость, растет податливость ковке, появляются магнитные свойства. Цвет получается светло-желтым.
  • С палладием повышается температура плавления. Сильно меняется цвет: при малом содержании добавки (10 %) — цвет почти белый. Ювелирами редко используется из-за тугоплавкости сплава.
  • Платина делает выше температуру плавления. Материал чрезвычайно пластичен и меньше подвержен коррозии. Резко меняется цвет, даже при добавлении незначительного количества лигатуры (8 %) платина меняет цвет сплава до почти белого.
  • Рутений — металл платиновой группы. Название «ruthenia» в переводе с латыни означает «Россия». Его добавляют для повышения прочности. Изделия применяют для лечения онкологии. Сплав имеет черный оттенок.
  • Вместе с иридием повышается износостойкость, цвет не меняется.
  • Осмий придает сплаву тугоплавкость, материал становится тверже, повышается упругость. Цвет характерный для золотой руды.
  • Сплав алюминия 22% и 88% золота не отличить от чистого аурума. Сплав из золота и алюминия с добавлением меди имеет тот же цвет.
  • Кадмий делает вещество легкоплавким. С повышением содержания кадмия меняется цвет от желтого к серому. В ювелирной промышленности практически не используется: чрезвычайно хрупкий материал.
  • Цинк окрашивает сплав в зеленоватый оттенок, повышается хрупкость материала. Снижает температуру плавления.

С каждым годом появляются все новые сплавы, их результат используется в разных сферах жизни современного человека.

Можно ли расплавить платину в домашних условиях

Интересно, есть ли возможность плавки платины в домашних условиях — сразу оговорюсь, что приступать к таким действиям следует в том случае, если вы разбираетесь в теме! Методы самостоятельного плавления кустарны и порой небезопасны.

Получить чистый продукт без примесей в таких условиях практически невозможно, все способы плавки не идеальны. Лучше обратиться за помощью к специалисту.

Необходимое оборудование и материалы

Некоторые любители плавят платину с помощью собранных своими руками газовых горелок с использованием кислородных баллонов, кто-то делает это сварочным аппаратом. Необходим также фарфоровый тигель (горшочек для нагрева).

Подготовка шихты

В целом процесс подготовки не отличается от промышленного, разумеется, в рамках ваших возможностей, которые в условиях дома крайне ограничены.

Процесс плавки

Сплав помещается в тигель и накаляется газовой горелкой, сварочным инвертором или другими самодельными приспособлениями до достижения необходимой температуры.

Получение отливок

Отлитый металл бывает разного вида в зависимости от созданной формочки. Тут играют роль ваши предпочтения

Главное — дать платине остыть и пользоваться инструментами предосторожности

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации