Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 1

Освидетельствование баллонов

Порядок прохождения процедуры

Процедура проводится по предварительной записи. Чтобы проверить газовый баллон на автомобиле, автовладельцу необходимо его предварительно опорожнить в пункте дегазации на заправке, после чего снять и привезти уже пустым к нам (или же демонтаж порожнего баллона произведут мастера нашей компании). При себе необходимо иметь техпаспорт на баллон. Паспорт на авто не требуется.

Вся процедура проводится в пределах сервисного . Во время проверки мастера компании совершают следующие операции.

  1. Проводится мойка баллона изнутри, снаружи.

  2. Внутренняя поверхность проверяется эндоскопом на повреждения и ржавчину.
  3. В цехе по опрессовке на специальном стенде его взвешивают. Вес пустого резервуара должен соответствовать паспортным данным с погрешностью ± 7%. Если стенд покажет больший разброс, баллон будет забракован и не допущен к дальнейшей эксплуатации.
  4. Проверяется вместимость: после заливки воды баллон снова взвешивается. Разница между полной и пустой емкостью должна соответствовать его литражу.
  5. После взвешивания происходит опрессовка водой под испытательным давлением. Если резервуар выдержал давление, вода сливается, баллон отправляется на сушку горячим воздухом в специальный сушильный цех.
  6. Оценивается состояние поверхности. При повреждении покрытия более 10% поверхность баллона перекрашивается заново.
  7. Проводится испытание опрессовкой воздухом (пневмоиспытание) вентиля. Он закручивается, в резервуар нагнетается давление до 300 атмосфер.
  8. После баллон со сжатым воздухом ставится на авто, подсоединяется. Происходит опрессовка всех соединений воздухом.
  9. Воздух выпускается – на этом проверка баллона ГБО завершена.

Длительность мероприятия – 2-3 часа.

По результатам освидетельствования владельцу выдается акт о проведении работ. В паспорт баллона вносятся данные о том, что оборудование было аттестовано, а на сам резервуар ставится клеймо.

Обязательные требования к сосудам, предъявляемым к проведению проверки

Технические требования к сосудам, которые предъявляются для очередного освидетельствования, устанавливаются соответствующими руководящими документами. В части пропан-бутановых баллонов таким документом является РД 03112194-1094-03, а в части метанового оборудования – РД 03112194-1095-03. Оба документа утверждены Минтрансом РФ в 2002 году.

Перед тем как в положенный срок предъявить автомобильный баллон на специализированный пункт по освидетельствованию необходимо выполнить самостоятельный осмотр и убедиться, что он отвечает требованиям руководящих документов:

  • не истек срок нормативной годности;
  • снаружи баллон очищен от масляных и других загрязнений;
  • тип сосуда и его конструктивное исполнение находятся в соответствии с нормативными требованиями;
  • автомобильный баллон оснащен стандартизованной наполнительной, расходной и другой, предусмотренной конструктивным исполнением арматурой; тройник имеет необходимые заглушки;
  • баллоны не содержат остатков газа;
  • перекрыты все вентили.

РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03 допускают наличие у баллонов различной конструкции деталей и арматуры, но только в пределах изменений, внесенных предприятием-изготовителем за срок нахождения в производстве конкретного изделия.

Освобождение сосудов от остатков газомоторного топлива должно проводиться на специально оборудованных площадках. Правила не допускают наличия в баллонах избыточного давления газа. Если избыточное давление имеется, баллон к освидетельствованию не допускается и безоговорочно возвращается его хозяину.

Основанием для отказа в проведении освидетельствования служит наличие на наружной образующей корпуса трещиноватости, помятости, различного рода раковин, царапин, превышающих 10% конструктивной толщины стенки. Также не подлежат проведению испытаний баллоны, с отсутствующими полностью или частично паспортными данными, просрочен назначенный срок аттестации, закончился срок нормативной годности.

Освидетельствование баллонов сопровождается маркированием с соблюдением норм, регламентирующих правила нанесения надписей. На маркировочный шильдик предприятия-изготовителя методом чеканки наносится клеймо пункта, проводившего проверку, дата проведенного и назначенная дата следующего освидетельствования. Клеймо наносится в одну строку арабскими цифрами, высота которых не должна быть меньше 8 мм. Назначенный срок очередной проверки может быть продублирован белой надписью на предварительно окрашенной красной эмалью наружной образующей баллона. Кроме этого, на наружную образующую баллона должны быть нанесены белые предупреждающие надписи.

Очень допустимый период эксплуатации баллонов

Временные свойства эксплуатации емкости для размещения газа описывает ГОСТ 949-73. Согласно данному положению, для железных баллонов, с давлением до 19,6 МП, очень вероятный срок эксплуатации составляет 20 лет. Отдельные виды изделий различаются наименее длительным сроком использования.

Если на емкости обнаружены недостатки, то опосля проведения освидетельствования и соответственных работ по восстановлению изделия, баллон быть может повторно передан в использования. При нарушениях и повреждениях выше 10% от общей поверхности изделия, баллон непременно утилизируется.

Освидетельствование автомобильных газовых баллонов

Все владельцы транспортных средств, на которых установлено газобаллонное оборудование, обязаны с определенной периодичностью проходить процедуру по освидетельствованию баллонов. В соответствие с правилами Ростехнадзора, баллон должен проверяться на срок годности, на соответствие его требованиям безопасной эксплуатации, герметичности и прочности.

Мы производим полный комплекс работ по освидетельствованию автомобильных газовых баллонов 1,2,3-ого типа, под компримированный природный газ. Компримированный природный газ (КПГ) закачивается в баллон под давлением в 200-250 атмосфер.

Предельный срок эксплуатации баллонов*:

— до 20 лет — для стальных баллонов; — до 15 лет — для металло-композитных баллонов. *Определяется производителем баллонов, и указывается в паспорте баллона.

В течение срока эксплуатации для подтверждения исправности баллона проводятся освидетельствования, периодичность которых так же определяется производителем:

— стальные баллоны поверяются каждые 5 лет; — металло-композитные – каждые 3 года.

Освидетельствование баллона так же необходимо пройти, если транспортное средство попало в аварийную ситуацию, которая могла вызвать деформацию или разрушение баллона. Периодичность освидетельствований указывается также в паспорте баллона. Заправка и эксплуатация неисправного газобаллонного оборудования, а так же баллонов, не прошедших обязательного периодического освидетельствования и опрессовку, запрещена.

Процедура освидетельствования баллона:

— демонтаж баллона(ов) с транспортного средства; — освобождение баллона(ов) от остатков газа; — визуальный осмотр внешней поверхности баллона; — гидравлические испытания баллона (баллон наполняется водой и проверяется под давлением в 1,5 раза выше рабочего давления газа); — нанесение клейма на баллон.* *(маркировка содержит информацию о названии пункта, осуществившего поверку, дате проведения исследования, сроке следующего освидетельствования). В паспорте баллона делается отметка о проведении освидетельствования.

Если на баллоне во время испытаний будут обнаружены трещины, течи, деформации, баллон признается бракованным и не подлежащим дальнейшей эксплуатации.

Опрессовка баллона с запорной арматурой (вентилем)

Испытание воздухом заключается в том, что сосуд наполняют инертным газом или воздухом и проверяют на герметичность соединения. Если процедура опрессовки баллона с запорной арматурой прошла успешно, баллон пригоден для установки на транспортное средство и дальнейшей эксплуатации.

Опрессовка газовой системы автомобиля

Опрессовка газовой системы питания газобаллонного транспортного средства проводится:

— у автомобилей, после установки газобаллонного оборудования; — у автомобилей, на которых проведена работа по демонтажу, монтажу автомобильных газовых баллонов в связи с проведением очередного или внеочередного технического освидетельствования газовых баллонов; — у автомобилей, попавших в дорожно-транспортное происшествие и имеющих по этой причине неисправности в системе ГБО, связанные с необходимостью демонтажа и последующего монтажа газовых баллонов, соединительных газопроводов и запорной арматуры.

Оформление и выдача документов

После проведения вышеуказанных процедур, клиент получает:

— свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве; — в паспорте ставится отметка о переосвидетельствовании баллона.

Данные документы, а именно свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования и паспорт на баллон должны всегда находиться в транспортном средстве. Документы требуются для оформления газобаллонного оборудования в ГИБДД, они необходимы при прохождении технического обслуживания автомобиля и при выдаче диагностической карты, также для предъявления оператору АГНКС при заправке транспортного средства метаном.

Стоимость услуг напрямую зависит от объёма предполагаемых работ. Минимальная стоимость освидетельствования баллона — 2 300 рублей*

*при условии отсутствия необходимости демонтажных, монтажных работ и заказе услуги на объём — от 4 баллонов от одного заказчика.

Виды и устройство вентилей

Несмотря на то, что все баллоны для хранения и перевозки газов отличаются друг от друга формой, цветом покрытия, объемом и многими другими характеристиками все они имеют одинаковое устройство. Баллон включает в свой состав – кран, бак и пр. Краны могут отличаться друг от друга конструктивными особенностями и материалами, которые были использованы для их производства. Кроме, их разделяют по типу применения – одни применяют для кислорода, другие для пропана, третьи для ацетилена. Соответственно на их поверхность наносят покрытия следующего типа:

  • синее;
  • красное
  • белое.

Вентили газовых баллонов

Типовой газовый кран состоит из:

Корпуса, выполненного в виде тройника, состоящего из трех штуцеров, на каждом из них нарезана резьба. На некоторых моделях в корпус вмонтирован предохранительный клапан. Главная задача этого устройства стравливание излишнего давления, возникшего в баллоне.

Штуцера, расположенного внизу предназначенного для присоединения крана к емкости для хранения газа. К верхнему крепится регулирующих маховик (штурвал). К боковому штуцеру присоединяют внешние коммуникации или выполняют закачку газа. Корпус и основные детали выполняют из латуни или стали.

https://youtube.com/watch?v=tx5PGUJO9RI

Краны, применяемые для негорючих газов, выполняют с правой резьбой на штуцерах, для тех, которые используют для горючих газов, нарезают левую.

3.3 Осмотр наружной и внутренней поверхностей баллонов

3.3.1 Осмотр наружной и внутренней
поверхностей проводят с целью выявления дефектов, снижающих прочность баллонов,
и выявления отклонений от требований ПБ
03-576 и ГОСТ
949.

3.3.2 Осмотру подвергают 100 % наружной и внутренней
поверхностей, резьбу горловины баллона.

3.3.3 При осмотре наружной поверхности
баллона используют лупы до 20-кратного увеличения. Для определения размеров
выявленных дефектов используют универсальные измерительные инструменты —
штангенциркули по ГОСТ 166, штангенглубиномеры по
ГОСТ 162 и др.

Погрешность измерений должна быть не более 0,1 мм.

Осмотр проводят в соответствии с требованиями РД 03-606.

3.3.4 При осмотре внутренней поверхности используют
освещение электрической лампой напряжением не более 12 В, которую вводят в
баллон, или эндоскоп.

3.3.5 Баллон, на поверхностях которого
выявлены трещины, плены, раковины, должен быть выбракован.

Баллон, на поверхностях которого выявлены вмятины, риски,
коррозионные повреждения и другие дефекты глубиной более 10 % от номинальной
толщины стенки, должен быть выбракован.

Значения номинальной толщины стенки в зависимости от вида
баллона соответствуют таблице 1 ГОСТ
949 и приведены в таблице .

Баллон, резьба горловины которого имеет надрывы, выщербления
или износ, должен быть выбракован.

Износ резьбы горловины контролируют калибрами по ГОСТ
24998.

Допускается производить ремонт резьбы горловины баллона по
технологии, разработанной ОАО «РосНИТИ».

3.3.6 На верхней сферической части баллона должны быть
выбиты и отчетливо видны паспортные данные, указанные в .

На баллонах вместимостью до 5 л или толщиной стенки менее 5
мм паспортные данные могут быть выбиты на пластине, припаянной к баллону, или
нанесены краской.

Баллон, у которого отсутствует хотя бы одно из паспортных
данных, должен быть выбракован.

Вместимость

Диаметр

Толщина стенки баллонов, мм, не менее

баллона, л

цилиндр, части, мм

из углеродистой стали

из легированной стали

на давление, МПа

9,8

14,7

19,6

14,7

19,6

0,4

70

1,6

2,2

2,9

1,6

1,9

0,7

1,0

89

1,9

2,8

3,6

1,9

2,5

1,3

2,0

2,0

108

2,4

3,4

4,4

2,4

3,0

3,0

3,0

140

3,1

4,4

5,7

3,1

3,9

4,0

5,0

6,0

7,0

8,0

10,0

12,0

20,0

219

5,2

6,8

8,9

5,2

6,0

25,0

32,0

40,0

50,0

3.3.7 Наружная
поверхность баллона должна быть окрашена в соответствии с таблицей 17 ПБ
03-576 (приложение таблица А.1).

3.3.8 При осмотре баллона проверяется исправность и
надежность крепления кольца горловины и башмака.

3.3.9 Баллон с неисправным или ослабленным кольцом на
горловине допускается к дальнейшему освидетельствованию после закрепления
кольца или его замены.

Закрепление ослабленных или насадка новых колец производится
зачеканкой вручную или раздачей торцевой поверхности горловины кольцевым
пуансоном на прессе силой от 500 до 600 кН по инструкции, утвержденной
руководителем организации, проводящей освидетельствование. Глубина вдавливания
пуансона в металл горловины баллона от 1 до 2 мм.

Эскиз кольца горловины приведен на рисунке Б.1 приложения .

3.3.10 Баллон с косой или слабой насадкой
башмака или неисправным башмаком допускается к дальнейшему освидетельствованию
после перенасадки башмака по инструкции, утвержденной руководителем
организации, проводящей освидетельствование.

Неисправный башмак снимают с баллона на прессе или сбивают
вручную.

Насадку башмака производят на горизонтальном прессе силой от
800 до 1000 кН. Заготовку башмака предварительно нагревают до температуры от
900 до 1000 °С.

Заготовку башмака вырезают из бракованных баллонов или труб
диаметром 219 мм с толщиной стенки от 5,2 до 8,9 мм по ГОСТ 8732.
Длина заготовки 125+5 мм.

Башмак должен быть плотно насажен на баллон с зазором между
опорной плоскостью башмака и днищем баллона не менее 10 мм. На торце опорной
поверхности башмака должен быть сформирован квадрат.

Допускается перекос опорной плоскости башмака относительно
нормали к образующей корпуса баллона не более 7 мм на ширине башмака.

(Изменена редакция, Изм. № 1).

3.3.11 Производить ремонт башмака или кольца горловины
разрешается только после выпуска газа, демонтажа вентиля и соответствующей
дегазации баллона.

3.3.12 Баллон с неотремонтированным кольцом или башмаком к
дальнейшему освидетельствованию не допускается и при невозможности ремонта
должен быть выбракован.

3.6 Установка вентилей

3.6.1 На поверхностях баллонов, передаваемых для установки
вентилей, не допускается наличие влаги, грязи, жирных и масляных пятен.

3.6.2 Боковые штуцеры вентилей для
баллонов, предназначенных для водорода и других горючих газов, должны иметь
левую резьбу, а для кислорода и других негорючих газов — правую. Материалы
корпуса вентилей баллонов и направление резьбы бокового штуцера, установленные
приложением ГОСТ
949, приведены в таблице В.1 приложения .

(Изм. ред., Изм. № 1).

3.6.3 Баллоны и вентили, предназначенные для кислорода и водорода,
должны быть обезжирены по инструкции, утвержденной руководителем организации,
проводящей освидетельствование.

(Изм. ред., Изм. № 1).

После обезжиривания баллоны и вентили должны быть просушены
и продуты азотом или воздухом до полного исчезновения запаха растворителя.

3.6.4 Установка вентилей должна проводиться с применением
уплотнителя по инструкции, утвержденной руководителем организации, проводящей
освидетельствование.

3.6.5 Для кислородных баллонов должен применяться
уплотнитель, загорание которого в кислороде исключено. Не допускается
использование уплотнителя с наличием жира или масла.

3.6.6 В качестве уплотнителя при установке
вентилей из латуни применяют свинцовый глет по ГОСТ
5539 или свинцовый сурик по ГОСТ 19151, разведенные
натуральной олифой по ГОСТ 7931, или смесь жидкого
стекла по ГОСТ 13078 и мела по ГОСТ 8253 в
соотношении 1:1.

Применение свинцового глета или сурика в качестве уплотнителя
на баллонах, предназначенных под газы для пищевой промышленности, медицины,
дыхательных аппаратов, не допускается.

При установке стальных вентилей в качестве уплотнителя
применяют графитовую смазку — графит, разведенный натуральной олифой.

При установке вентилей на баллоны для любых газов, кроме
фтора, допускается применять в качестве уплотнителя ленту ФУМ по ТУ 6-05-1388.

(Изменена редакция, Изм. № 1).

3.6.7 Момент силы затяжки, обеспечивающий герметичность
резьбового соединения баллон-вентиль, должен соответствовать: для резьбы W19,2
— 200 — 250 Нм, для резьбы W27,8 — 300 — 400 Нм.

На вентиле, установленном в горловину баллона, должно
оставаться от 2 до 5 запасных ниток резьбы над торцом горловины.

3.6.8 Герметичность соединения баллон-вентиль должна быть
проверена омыливанием при рабочем давлении или пневмоиспытанием.

Периодичность проведения проверки годности баллонов

Известно, что существует две разновидности газомоторного топлива:

  • СНГ – пропан-бутановая смесь, компонентный состав которой устанавливается нормами ГОСТ 27578-87;
  • КПГ – метан, технические условия на который регламентируются ГОСТ 27577-2000

Освидетельствование баллонов хранения углеводородного и природного газа проводится по одинаковой схеме с небольшими различиями, обусловленными различиями материалов сосуда и свойств газовой смеси.

Правилами устройства и безопасного использования сосудов, испытывающих повышенное давление, установлена периодичность, когда должна проводится проверка годности баллонов для газового моторного топлива. Проведение очередной проверки включает в себя следующие виды работ:

  • поверхностный осмотр снаружи и внутри;
  • гидравлическая опрессовка.

Срок проведения осмотров совпадает со сроком, когда должна проводиться гидравлическая опрессовка. Периодичность проведения технических освидетельствований сосудов для использования с пропановыми и метановыми ГБО неодинакова. Так пропановые баллоны проверяются 1 раз в два года. Срок проверки метановых зависит от материала, из которого они изготовлены:

  • из легированных сталей и из композитов на их основе – 1 раз в 5 лет;
  • из углеродистых сталей и из композитов на их основе – 1 раз в 3 года;
  • из неметаллических (полимерных) материалов – 1 раз в 2 года.

При положительных результатах освидетельствования автовладельцу выдается свидетельство по форме 2Б. Наличие такого свидетельства предоставляет возможность беспрепятственного прохождения очередных технических осмотров транспортного средства. При отсутствии свидетельства 2Б автовладельцу может быть отказано в заправке топливом на ГАЗС пропанового оборудования и АГНКС – метанового. Кроме того, если при проверке документов сотрудником ГИБДД будет отсутствовать свидетельство, что освидетельствование баллонов выполнено, управляющий автомобилем гражданин может быть оштрафован.

Кроме выписки свидетельства 2Б, в техпаспорте ставится отметка о дате проведения следующей поверки. При этом указывается, что сосуд осмотрен снаружи и внутри, выполнена жидкостная опрессовка и баллон признан годным для эксплуатации в системе ГБО.

Отрицательный результат поверки обязывает владельца ТС произвести замену баллона. Замена баллона не освобождает от проведения испытаний на соответствие всем требованиям.

«Вы принесли бомбу»

Вообще-то на весь пятимиллионный Петербург существуют порядка дюжины точек, где можно официально заполнить бытовой газовый баллон. Еще в нескольких точках можно обменять пустой баллон на полный.

С 9 мая собственники квартир с газом обязаны пройти инструктаж

Но в то же время на выездах из города стоит не менее полутора сотен киосков, где продают пропан-бутан. Это автомобильные газовые заправки (АГЗС). Заправлять на них бытовые газовые баллоны строго запрещено правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением и законодательством о защите прав потребителей.

Запрет обусловлен тем, что сам тип автомобильных и бытовых газовых баллонов отличается. На баллонах, которые устанавливаются в автомобилях, имеются отсекатели, они не дают переполнить баллон. И когда газа набирается достаточное количество, подача автоматически прекращается. В бытовых газовых баллонах такой системы нет. Поэтому заправлять их сложнее. Перед заправкой баллон должны проверить, выяснить, нет ли утечки, не истек ли срок его эксплуатации, не остались ли внутри тяжелые фракции. А саму заправку необходимо проводить на весах, чтобы не только считать количество поданного газа, но и учитывать, сколько его находится в баллоне.

Это в идеале. По факту бытовые газовые баллоны заправляют на автомобильных заправках безо всякой проверки. Корреспондент «РГ» убедилась в этом лично.

Для эксперимента были взяты три старых газовых баллона, обнаруженные на чердаках у знакомых садоводов. Заправлять баллоны взялся петербуржец Александр Егоров, обладатель дачи в Лужском районе Ленобласти.

Первая точка — заправочная станция на улице Седова, 18. Над окошком кассира висит предупреждающая вывеска: «Баллоны не заправляем». Но оператора надпись ничуть не смущает. Он ставит баллоны рядом с цистерной с сжиженным газом и поворачивает вентиль. За заправку двух баллонов емкостью 5 и 12 литров он берет 799 рублей.

На проспекте Народного Ополчения, 151 оператор, увидев баллон, качает головой. Но, как оказалось, дело не в федеральном законодательстве и не в соблюдении техники безопасности. Продавец признается: у него на днях украли переходник, поэтому он может заправлять только автомобили.

А вот на Таллинском шоссе, 151а, литера А переходник нашелся, и оператор, не задавая никаких вопросов, заправил 12-литровый баллон за 417 рублей.

Ни на одном из этих пунктов баллоны не взвешивали, не смотрели на дату их производства, хотя все три баллона были старше 20 лет и непригодны к использованию. Один был выпущен 40 лет назад, второй — раздут, третий — с истекшим сроком поверки. Принимать такие емкости операторы в принципе не имеют права.

На городском газонаполнительном пункте в Пушкине операторы встретили нас недобрым словом. Оказалось, что на Седова, 18, баллоны наполнили газом до краев, и это притом, что их можно заправлять лишь на 85 процентов.

— Вы принесли бомбу, — бросил один из операторов в нашу сторону. — Было бы немного теплее, мог быть взрыв.

Дело о натяжном потолке

Четыре месяца назад в доме по улице Репищева, 10 взорвался газовый баллон. Пострадали три человека — монтажники из фирмы, занимавшейся установкой натяжных потолков. На третьем этаже в десяти квартирах выбило стекла, снесло гипсокартонные перегородки, разворотило всю мебель

В Петербурге по факту взрыва в новостройке возбуждено дело

Дом сдан полтора года назад, владельцы квартир только-только закончили ремонт. После взрыва владельцам наиболее по-страдавших квартир было выплачено по 100 тысяч рублей на ремонт, строительная компания восстановила пострадавшие конструкции. Но, как говорит жительница дома Елена Хмелевская, сейчас застройщик рассматривает возможность вернуть деньги… с жильцов. Компания, которая производила монтаж натяжных потолков, канула в небытие, никаких компенсаций от нее жители не получили.

Следственный комитет Петербурга, который расследует это уголовное дело, до сих пор не признал жильцов разрушенных квартир потерпевшими, и люди не уверены, что когда-нибудь им компенсируют их затраты.

Именно конторы, занимающиеся натяжными потолками, составляют основную долю клиентов АГЗС. Один из участников газового рынка Петербурга на условиях анонимности поделился с «РГ» мнением, что увеличение числа точек продажи пропан-бутана связано как раз с ростом популярности натяжных потолков. По словам эксперта, дачники заправляют баллоны один-два раза за сезон, в то время как монтажникам нужно заливать газ раз в два-три дня.

Как рассказал «РГ» Руслан Измайлов, руководитель петербургской ассоциации монтажников натяжных потолков, существующие технологии позволяют без использования газа установить только тканевый потолок. Но многие клиенты настаивают на ПВХ-потолке, он в несколько раз дешевле, и, чтобы расправить пленку в помещении, как раз используется газовый баллон.

— Здесь все зависит от того, насколько ответственно относится фирма к своей работе, — поясняет Измайлов. — Легальные игроки заправляют баллоны на официальных газонаполнительных пунктах, регулярно освидетельствуют их, перед каждым выездом проверяют состояние баллона, а при ремонте соблюдают технологию. Но есть и другой подход, когда баллон заправляют где придется, не проверяют его, а оказавшись в квартире, монтажники идут еще дальше и греют его открытым огнем. Как следствие, происходят взрывы.

Но при этом, по словам эксперта, нет ни одной структуры, которая бы хоть как-то могла следить за соблюдением техники безопасности в деле монтажа натяжных потолков. Соответственно, получается ситуация, когда монтажник заправляет с нарушением всех возможных норм непригодный для эксплуатации газовый баллон, на АГЗС ему могут еще и подпортить ситуацию и залить газ до критического объема. С баллоном, который в прямом смысле слова можно назвать бомбой замедленного действия, рабочий приходит к клиенту, а дальше может произойти что угодно. Причем рискуют своими жизнями и имуществом все соседи, находящиеся в радиусе нескольких квартир от места проведения ремонта.

Проблема перетекает

Профессионалы рынка, безусловно, осведомлены, что с бытовыми газовыми баллонами периодически что-то случается. Но пока изменить ситуацию не получается. Тем не менее, доски объявлений пестрят предложениями от монтажников натяжных потолков, гарантирующих полную безопасность благодаря тому, что они используют композитные, а не стальные газовые баллоны.

Такси в России предложили перейти с бензина на газ

— При нарушении правил эксплуатации любой газовый баллон представляет опасность, — говорит заведующий лабораторией баллонов Российского научно — исследовательского института трубной промышленности Алексей Ушков. — У композитных баллонов запорная арматура устроена так, чтобы не допустить избыточного давления. То есть, если газа залито чрезмерно много или если при повышении температуры воздуха он расширяется, то излишки газа выходят из баллона. Но здесь, на мой взгляд, возникает новая опасность: если баллон при этом находится в помещении, то при превышении концентрации газа и при появлении любой искры взорвется не баллон, а целая комната. Кроме того, известны случаи, когда зарубежные изготовители не учитывали особенностей эксплуатации в РФ, что привело к изъятию из оборота композитных баллонов, продававшихся несколько лет, существовала угроза безопасности для очень большого количества людей.

Эксперты сходятся во мнении — несмотря на достаточно жесткие требования к газовому оборудованию, их выполнение контролируется слабо. И практика показывает, что сам бизнес изнутри контролировать ситуацию не готов, а все это приводит к тому, что взрывы газовых баллонов превращаются в пусть страшное, но вполне обыденное явление.

Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель ТС, оборудованного ГБО

Водитель обязан предъявить документы на установленное оборудование во время проверки инспектора ГИБДД, по требованию сотрудника газовой заправки, при прохождении государственного техосмотра:

  • свидетельство о регистрации ТС, в котором имеется отметка о законной установке газового оборудования;
  • свидетельство формы 2б;
  • шильдик баллона с отметками о проверках;
  • паспорт с данными соответствующими табличке емкости.

Переаттестация баллона и проверка ГБО проводятся в целях обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля с газобаллонным оборудованием. Отсутствие её документального подтверждения может стать причиной не только штрафных санкций в размере 500 руб., но и других неприятностей.

Для хранения и транспортирования сжатых и сжиженных газов применяют емкости, выполненные из металла или композитных материалов. Эти сосуды рассчитаны на то, что газ будет храниться в них под определенным давлением. Так, ГОСТ 15860-84 определяет, что рабочее давление в емкости с пропаном не должно превышать 1,6 МПа. Существуют и емкости, рассчитанные на более высокое давление в 5 МПа. Все емкости, применяемые для хранения газов должны проходить испытания и периодические освидетельствования.

Поверка газового баллона

Освидетельствование газового баллона – это мероприятие, которое необходимо в первую очередь его владельцу. Освидетельствование может гарантировать то, что баллон безопасен в эксплуатации и может быть использован по назначению, в противном случае их эксплуатация недопустима. Существует единый порядок освидетельствования, во время ее проведения проводят осмотр поверхностей баллонов на предмет обнаружения повреждения поверхности.

Выполняют проверку качества маркировки и окраски на предмет соответствия требованиям ГОСТ, состояния крана. Кроме того, в процессе аттестации проводят гидравлические испытания емкостей для хранения газов. Результаты осмотра и проведенных испытаний заносят в паспорт, сопровождающий изделие все время его эксплуатации.

Без проведения подобных мероприятий заправка и эксплуатации емкостей для хранения и перевозки газа недопустимы. Обследование баллонов и вынесение заключения по ним может выполнять только организация, которая имеет все необходимые разрешения и полномочия от соответствующих государственных надзорных органов.

Сосуды для хранения газов должны проходить аттестацию один раз в несколько лет. Срок проведения зависит от нескольких параметров – от материала, например, если баллоны изготовлены из легированной или углеродистой стали, то им достаточно проходить через эту процедуру один раз в пять лет. Баллоны, устанавливаемые на автомобили в составе ГБО, должны проходить аттестацию в три или пять лет.

Баллоны,” которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.

Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.

Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.

Стадии процесса

Тестирование баллонов происходит в несколько стадий:

  1. Анализ документации. Её сопоставление с маркировкой баллона.
  2. Демонтаж + разборка. Снимается мультиклапан или вентиль.
  3. Полное удаление газа, очищение при необходимости. Внешнее изучение.
  4. Внутреннее изучение баллона. Исключения – версии СУГ до 55 л.
  5. Тестирование веса и вместимости. Ёмкость наполняется водой. Измеряется вес пустого и полного баллона. Сопоставляются полученные значения с исходными паспортными параметрами. Исключения – стальные модели без швов до 12 и более 55 л.
  6. Работы на стенде. Здесь проверяется давление.

Ёмкости направляются в категорию «брак», когда:

  1. Завершён период их пригодности.
  2. Трещины и другие дефекты превышают 10% от плотности стенок.
  3. Есть износ резьбы.
  4. Коррозия захватила свыше 10% всей поверхности баллона.

Для проверки баллонов применяется специальное оборудование. На нём такие ёмкости подвергаются опрессовке. Задействуется пневматическая или гидравлическая методика.

Корпуса должны справляться с давлением, превышающим нормативную нагрузку вдвое.

Для моделей с пропан-бутаном рабочий параметр это 1,6 МПа. Для версий с метаном – 20- 25 МПа.

После тестирований на металлическую планку ёмкости наносится клеймо: дата последующих и проведённых процедур. Эти сведения копируются и в документации баллона.

На сосуды, имеющие объём свыше 100 л, клеймо не наносится. Делаются только записи в паспорте.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации