Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

M-095

Назначение, функциональные возможности

ИТ-1М производился на Ивановском станкостроительном заводе в период с 1970 по 1995 год. Это широко распространенное во времена СССР оборудование, которое можно встретить на производстве и сегодня. Данный агрегат способен выполнять следующие технологические операции:

  • обточка;
  • расточка;
  • сверление;
  • торцевание;
  • нарезание резьбы (питчевой, модульной, метрической дюймовой).

Станок способен выполнять токарные и винторезные работы в трех положениях — на патроне, в центра и на планшайбе. Он применяется для фрезерной обработки пазов, наружного и внутреннего шлифования, расточки корпусных конструкций. Формообразующих движений у станка два: первое — вращательное движение детали, второе — поступательное перемещение рабочего инструмента.

Общий вид ИТ-1М

Среди характерных особенностей модели ИТ-1М выделим:

  • плоскую форму направляющих, выполненных из закаленной стали с отшлифованной поверхностью, что обеспечивает жесткость конструкции и минимальное трение при перемещении рабочих узлов;
  • коробчатая форма станины с внутренними поперечными ребрами жесткости;
  • наличие 12 режимом частоты вращения шпинделя, который размещен внутри передней бабки, что исключает возможность механических повреждений узла;
  • регулируемые опоры — передняя установлена на двурядных роликовых подшипниках, задняя — на радиальных;
  • наличие системы автоматической подачи охлаждающей жидкости и вспомогательного привода для плунжерного насоса;
  • возможность регулировки поперечного положения задней бабки, что позволяет обтачивать конструкции с низким показателем конусности;
  • станина оснащена посадочным гнездом под установку поддерживающего мостка, при комплектации станка которым можно обрабатывать детали диаметром вплоть до 550 мм.

ИТ-1М является облегченной моделью токарного оборудования, ориентированной на использование в передвижных мастерских. Вес данного агрегата составляет всего 1140 кг,  он способен работать от генератора, подключенного к автомобильному двигателю. к меню

к меню

Особенности конструкции

Токарно-винторезный станок ИТ-1М состоит из следующих конструктивных узлов:

  1. Опорные тумбы.
  2. Коробка подач.
  3. Передняя бабка.
  4. Пульт управления электрооборудованием.
  5. Ограничитель патрона.
  6. Суппорт.
  7. Задняя бабка.
  8. Фартук.
  9. Несущая станина.
  10. Редуктор.
  11. Система подачи СОЖ.
  12. Шкаф с электрической оснасткой.

Схема станка ИТ-1М

Размеры агрегата составляют 216*150*96 см. Станок оснащен двумя независимыми электродвигателями: X14-22М — привод плунжерного насоса подачи СОЖ (мощность 120 Вт) и основной движок — 4АМ100S4, мощностью в 3000 Вт, выдающий до 1410 оборотов шпинделя в минуту.

Оба двигателя и вся электрическая оснастка способна работать от сетей 220 и 380В. Выбор рабочего напряжения выполняется посредством пакетно-кулачкового переключателя, смонтированного в пульте управления (№4). В пульте также расположены переключатели освещения рабочей зоны, насоса подачи СОЖ и включатель главного привода. Система охлаждения станка представлена патрубками подачи и плунжерным насосом, расположенным внутри резервуара с охладительной жидкостью. Сам резервуар находится в правой опорной тумбе.

Задняя бабка в ИТ-1М установлена на направляющие, по которым перемещается конструкция. После установки в нужное положения бабка фиксируется опорной гайкой. За перемещение пиноли отвечает маховик, на нем предусмотрена миллиметровая шкала для контроля уровня выдвижения пиноли.

data-ad-client=»ca-pub-8514915293567855″ data-ad-slot=»5929285318″>

Кинематическая схема станка

Суппорт в данном механизме состоит из следующей частей:

  • салазки (продольные и поперечные);
  • каретка;
  • резцедержатель поворотного типа.

Рабочее движение передается по цепи двигатель — коробка подач- ходовой вал — суппорт, при этом рукоять  управляющего винта блокируется муфтой сразу после активации ходового вала, что не позволяет валу и винту находиться в активном состоянии одновременно. Это гарантирует безопасность оператора. к меню

Сферы применения станков

Не совсем обычное соотношение геометрии рабочего пространства и мощности главного привода токарного станка ИТ-1М объясняется тем, что изначально он разрабатывался по техническому заданию Министерства обороны как штатное оборудование для полевых авторемонтных подразделений Советской армии.

В состав армейской передвижной авторемонтной мастерской (ПАРМ) входило несколько единиц специальной техники, в том числе МРМ-М1 (мастерская ремонтно-механическая) на базе ЗИЛ-131. Она представляла собой КУНГ, в котором размещались электросиловая установка и несколько станков: токарно-винторезный, сверлильный, заточной и точильно-шлифовальный.

Основная специализация ПАРМов — техническое обслуживание и ремонт узлов и агрегатов колесной и гусеничной техники, а также ремонт и изготовление запчастей для других машин и механизмов. При таком направлении деятельности в основную номенклатуру токарной обработки на ИТ-1М  входили следующие виды изделий:

  • валы, валики, пальцы, втулки;
  • диски, фланцы, эксцентрики;
  • цилиндрические отверстия;
  • посадочные отверстия в корпусных деталях;
  • наружные и внутренние резьбы, выполняемые резцами и метчиками.

Помимо Министерства обороны основными потребителями передвижных авторемонтных мастерских являются предприятия нефтегазовой и горнодобывающей отрасли. Сейчас ПАРМЫ выпускают на базе автомобилей КАМАЗ и УРАЛ, при этом Миасский автомобильный завод в комплектации такой мастерской помимо швейцарско-китайского токарного станка Jet указывает и ИТ-1М (возможно, что это просто дань традиции).

Описание комбинированного токарно-винторезного станка 1Д95

Комбинированный станок с переменной высотой центров от 235 до 355 мм выполняется с расстоянием между центрами 1000 мм.

Станина станка коробчатой формы с поперечными ребрами имеет две призматические направляющие. Передняя направляющая служит для передвижения каретки, задняя — перемещения задней бабки.

Станина устанавливается на две пустотелые тумбы. В левой тумбе смонтирован электродвигатель главного движения.

Коробка скоростей крепится и может передвигаться по вертикальным направляющим стойки, прикрепленной к левой головной части станины. Движение коробки скоростей передается от индивидуального электромотора, помещенного в левой тумбе станка, через клиноременную передачу.

Внутри коробки движение идет через валик фрикциона и шестеренный механизм к шпинделю и цепи подач. Переключением соответствующих рукояток коробки скоростей предоставляется возможность получить 6 различных скоростей вращения шпинделя при прямом вращении электродвигателя и 6 скоростей при обратном вращении.

Все шестерни выполнены из углеродистой стали с соответствующей термообработкой. Во избежание поломки зубцов шестерен не следует производить изменение скорости шпинделя на ходу. Пуск, останов и включение обратного хода производится рукояткой 14 (см. схему управления), управляющей фрикционной пластической муфтой.

Коробка подачи получает движение от коробки скоростей через сменные шестерни приклона. Механизм коробки подач дает возможность получить необходимые подачи и следующие виды резьб:

  • метрические
  • дюймовые
  • модульные
  • питчевые

Получение необходимых подач и резьб достигается переключением соответствующих рукояток коробки подач согласно таблицы, укрепленной на щитке коробки подач. Фартук снабжен 2-мя фрикционными муфтами, позволяющими осуществлять ход суппорта в продольном и поперечном направлениях. Фрикционные муфты дают возможность автоматически отключать подачу при перегрузках. Управление перемещением каретки и нижней части суппорта осуществляется рукоятками 25—29 (см. схему управления фиг. 3).

Механизма быстрого автоматического перемещения суппорта фартук не имеет. Фартук имеет блокирующий механизм, препятствующий одновременному включению ходового винта и ходового валика. Верхнее положение рукоятки 32 соответствует выключенному положению гайки ходового винта и дает возможность рукоятке 30 включать продольные и поперечные подачи. Нижнее положение рукоятки 32 соответствует включенному положению гайки ходового винта.

На оси XXIX смонтирован лимб продольной подачи с ценой деления 1 мм.

Суппорт, благодаря крестовой конструкции, имеет возможность перемещаться в продольном направлении по направляющим станины и в поперечном по направляющим каретки. Оба эти перемещения могут быть осуществлены как от механического привода с реверсом, так и от руки. Кроме того верхняя часть суппорта, несущая на себе 4-х гранную резцовую головку имеет независимое ручное продольное перемещение по направляющим средней поворотной части суппорта, которая может поворачиваться на 45° в ту и другую сторону. Задняя бабка крепится к задней стойке, по которой она может перемещаться в вертикальной плоскости. Вертикальное перемещение осуществляется винтом 33 (см. фиг. 3).

При точении конуса корпус задней бабки перемещается в поперечном направлении.

Сверлильный агрегат установлен на стойке передней бабки, имеет отдельный привод и может работать независимо от токарно-фрезерного агрегата.

Для получения необходимого числа оборотов сверла нужно установить клиновой ремень на соответствующую ступень шкива, согласно таблицы и рукоятку 18 (фиг. 3) переместить в нужное положение.

Охлаждение

Подача охлаждающей жидкости из эмульсионного бака, расположенного под корытом к месту резания осуществляется электронасосом, производительностью 22 л в минуту.

Патроны

Станок снабжен 3-х кулачковым самоцентрирующим патроном диаметром 250 мм; 4-х кулачковым патроном и поводковой планшайбой. Патроны, посредством фланцев, и поводковая планшайба навертываются на резьбу шпинделя до упора.

Технические характеристики, описание и паспорт ИТ-1М

Специализированные токарно-винторезные станки облегченного типа моделей ИТ-1М, ИТ-1ГМ предназначены для выполнения разнообразных токарных и винторезных работ в патроне, на план шайбе и в центрах.

На станке осуществляются обточка, расточка, торцовка, сверление и нарезание метрической, дюймовой, модульной и питчевой резьбы.

При наличии специальных приспособлений на станках можно производить фрезерование плоскостей, шпоночных и других пазов, расточку небольших корпусных деталей, наружное и внутреннее шлифование.

Модель ИТ-1М предназначена для использования в подвижных ремонтных мастерских, модель ИТ-1ГМ — станок стационарного исполнения.

Напряжение питания на станок ИТ-1М подается от генератора, который приводится в действие от двигателя автомобиля через трансмиссию.

Класс точности станков — Н по ГОСТ 8—82Е.

Технические данные и характеристики станка ИТ-1М

Наименование параметра

ИТ-1М

Основные параметры станка

Класс точности по ГОСТ 8-82

Н

Наибольший диаметр заготовки над станиной, мм

400

Наибольший диаметр заготовки над суппортом, мм

225

Наибольший диаметр заготовки над выемкой в станине, мм

550

Наибольшая длина заготовки (РМЦ), мм

1000, 1400

Шпиндель

Диаметр сквозного отверстия в шпинделе, мм

38

Наибольший диаметр прутка, мм

36

Число ступеней частот прямого вращения шпинделя

12

Частота прямого вращения шпинделя, об/мин

18..1250

Число ступеней частот обратного вращения шпинделя

12

Частота обратного вращения шпинделя, об/мин

18..1250

Размер внутреннего конуса в шпинделе по ГОСТ 13214-67

Морзе 5

Конец шпинделя по ГОСТ 12593-72

Торможение шпинделя

есть

Блокировка рукояток от одновременного включения шпинделя

Подачи

Наибольшая длина хода каретки от руки, мм

900, 1300

Наибольший поперечный ход суппорта, мм

235

Перемещение суппорта на одно деление лимба при продольном движении, мм

Перемещение суппорта на одно деление лимба при поперечном движении, мм

0,05

Наибольший ход верхнего суппорта (резцовые салазки), мм

135

Перемещение резцовых салазок на одно деление лимба, мм

0,05

Число ступеней продольных подач

50

Пределы рабочих подач продольных, мм/об

0,05..6

Число ступеней поперечных подач

50

Пределы рабочих подач поперечных, мм/об

0,025..3

Скорость быстрых перемещений суппорта, м/мин

нет

Количество нарезаемых резьб метрических

Пределы шагов нарезаемых резьб метрических, мм

0,25..112

Пределы шагов нарезаемых резьб дюймовых

56..1

Пределы шагов нарезаемых резьб модульных

0,25..56

Пределы шагов нарезаемых резьб питчевых

56..1

Выключающие упоры при продольном движении

нет

Выключающие упоры при поперечном движении

нет

Защита от перегрузки при продольном движении

есть

Блокировка рукояток от одновременного включения

есть

Задняя бабка

Наибольшее перемещение пиноли, мм

90

Внутренний конус, мм

Морзе №4

Электрооборудование

Количество электродвигателей на станке

2

Электродвигатель главного привода М1, кВт

3

Электродвигатель насоса охлаждения М2, кВт

0,12

Габариты и масса станка

Габариты станка (длина ширина высота) (РМЦ=1000), мм

2165 х 960 х 1500

Масса станка, кг

1140

Конструкция токарного станка

Токарный станок 1Д601 имеет традиционные состав и компоновку основных узлов и агрегатов. Все его механизмы (кроме электродвигателя) смонтированы на литой чугунной станине. На ее верхней плоскости расположены призматические направляющие, на которые помещаются обе бабки и суппорт, а на нижней находятся два отверстия для надежного крепления станины к столу. Отдельно от станка устанавливается электродвигатель, вращение которого передается шпинделю посредством ременного шкива.

Передняя бабка

Передняя бабка смонтирована на направляющих с левой стороны станины, и крепится к ней двумя шпильками. Внутри бабки на опорных подшипниках установлен шпиндель со сквозным отверстием для подачи прутка. На левой оконечности шпинделя крепится трехступенчатый шкив, соединенный со шкивом электродвигателя плоским ремнем, а на правой — трехкулачковый патрон диаметром 80 мм.

Задняя бабка

Задняя бабка расположена на направляющих в правой части станка. Она передвигаться вручную по направляющим в требуемую позицию и фиксируется на время обработки с помощью эксцентрика с рукояткой, расположенной с обратной стороны ее корпуса. Движение пиноли задней бабки осуществляется вручную с помощью маховичка. При выполнении обточки длинномерных деталей в конус пиноли вставляется центр, а при сверлении и нарезание резьбы метчиком — сверлильный патрон.

Суппорт

Основные конструкционные элементами суппорта токарного станка 1Д601 — это продольно перемещаемые по направляющим станины нижние салазки и установленные поперечно к ним верхние салазки с резцедержателем. Перед обработкой детали суппорт устанавливается в нужную позицию вручную и крепится на ней с помощью болта и гайки. Поперечная и продольная рабочие подачи осуществляются вращением маховичков, при этом максимальная длина хода ограничена размером ходовых винтов салазок (60 мм в поперечном направлении и 65 мм — в продольном). Для точения конусных поверхностей предусмотрен поворот верхних салазок на требуемый угол по шкале с точностью 4°.

Стол и привод

В соответствии с «Руководством по эксплуатации» токарный станок 1Д601 должен крепиться к столу с помощью двух шпилек с гайками. Знатоки этого токарного оборудования предлагают и другой «настольный» вариант: установка и закрепление станины на стальной плите толщиной 10 мм, что повышает жесткость конструкции и снижает вибрацию.

Вращение шпинделю станка передается от однофазного электродвигателя с трехступенчатым шкивом. Для изменения ступени шкива необходимо расфиксировать двигатель (ослабить гайку крепления), сдвинуть его в сторону станины, ослабить ремень, переставить его на другую ступень, а затем натянуть, сдвинув двигатель обратно, и закрутить гайку крепления.

Электрическая схема

Электрооборудование токарного станка 1Д601 немногочисленно и включает в себя четыре штатных элемента:

  • электрический однофазный асинхронный двигатель мощностью 180 Вт,
  • конденсатор пусковой обмотки электродвигателя 4 мкФ 600 В,
  • пакетный выключатель,
  • вилка для подключения к домашней электросети.

По условиям эксплуатации 1Д601 должен быть обязательно заземлен, поэтому с правого торца станины находится винт заземления. Пользователи сами оснащают станок осветительной лампой, а иногда ставят двигатели повышенной мощности. Последняя модернизация не всегда безопасна, так как при закусывании резца более мощное вращение может повредить суппорт или даже вырвать кусок станины (у этих станков не лучшее качество металла).

Устройство

Шпиндель

В теле шпинделя выполнено сквозное отверстие размером в 52 мм. Оно позволяет обрабатывать круглый или шестигранный пруток в 50 мм.

Он вращается со скоростью от 20 до 1600 об./мин. С такой же частотой он может вращаться и в обратную сторону.

В шпинделе выполнен конус Морзе 6.  Вращение шпинделя обеспечивает главный двигатель мощностью 5,5 кВт. Главный двигатель работает от сети переменного тока с промышленным напряжением в 380 В.

Станина

Она имеет коробчатую форму. Для обеспечения жесткости конструкции в ней устроены ребра П-образной формы. Для перемещения суппорта и задней бабки на станине обустроены направляющие, имеющие в сечении форму призмы. Они прошли термообработку и шлифование. По ним перемещаются суппорт и задняя бабка.

На станине установлена передняя бабка, она же шпиндельная.

При оформлении специального заказа потребитель мог потребовать изготовить выемку, которая обеспечивала обработку деталей до 550 мм.

Тумбы

Тумбы получены методом литья. В левой тумбе смонтирован электрический двигатель, бак для масла и насосная установка, обеспечивающая подачу масле ко всем точкам смазывания. В тумбе установленной справа, вмонтирован насос и емкость для СОЖ.

Между тумбами устанавливают стальное корыто, предназначенное для сбора стружки.

Задняя бабка

Задняя бабка передвигается по направляющим расположенным на станине и фиксируется к нем при помощи с помощью рычажного механизма. Пиноль выдвигается с помощью маховика, связанного с винтовой пары. Она может выдвигаться на расстояние 120 мм

Каретка, суппорт и резцедержатель

Эти компоненты используют для фиксации режущего инструмента и его перемещения необходимого для обтачивания деталей.

Фартук

В нем установлены четыре муфты, которые обеспечивают движение каретки и суппорта в продольном и поперечном направлении.

Управление происходит за счет рукоятки, при нажатии кнопки, смонтированной прямо на ней , включается быстрый ход.

Кроме этого, в нем установлена предохранительная муфта, срабатывающая под воздействием перегрузки, которая может возникнуть в процессе обработки заготовки.

Коробка подач

Этот узел предназначен для оперативного изменения режима подач. Она обеспечивает формирование резьбовой линии напрямую, кроме того, с ее помощью осуществляется быстрое передвижение суппорта.

Сверлильный агрегат

Этот агрегат, как видно из названия используют для выполнения сверлильных работ. Его установили на стойку, которая закреплена к левой тумбе. Работу этого устройства обеспечивает отдельный электрический двигатель.

Стол сверлильного агрегата

В комплект сверлильного агрегата входит стол. Он используется для фиксации заготовок перед обработкой. Он может вращаться на 360 градусов вокруг своей оси. Угол поворота вокруг опорной колонны составляет 125 градусов. Допустимо и перемещение стола по вертикали, максимальное перемещение может составлять 300

Основанием этого приспособления служит корпус, на котором смонтированы двигатель, выключатель, защитный кожух и кронштейн с рабочим столом.

Абразивный инструмент устанавливают на конце вала двигателя. Максимальный размер круга составляет 150 мм.

Фрезерное приспособление

Это устройство используют для фрезерования заготовок, выработки пазов, получения шпоночных канавок и решения многих других задач.

Кроме, названных узлов станок может быть укомплектован шлифовальным приспособлением, планшайбой, фрезерно-расточным столом.

Обслуживание

Плановое обслуживание станка отражают в плане ППР. В нем указывают данные о проведении осмотров, малых, средних и капитальных ремонтов.

В конце рабочего дня необходимо удалить всю стружку, СОЖ, протереть насухо и в конце налить немного масла на очищенные поверхности.

Какое масло лить

Для смазки, установленных узлов и механизмов на станке смонтирована система смазки, которая обеспечивает ее постоянную подачу масла к местам смазки.

В качестве основного смазочного материала применяют масло И-20. Для смазки подшипников применяют консистентные смазки типа ЦИАТИМ.

Кроме подшипников, масло подается на направляющие станины, это необходимо для защиты их от коррозии и обеспечения плавности хода суппорта и задней бабки.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации