Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 1

Литол-24. сфера применения. характеристики и аналоги. список надежных производителей

Конкуренты и аналоги Литол 24

Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.

Импортные аналоги:Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.

Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:

  1. Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell.
  2. Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil.
  3. Agip серии F1.
  4. General Multi Purpose от Valvoline.
  5. Castrol LM (LMX).

Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.

Фиол-1, 2, 3

Применяется в узлах, смазываемых при помощи пресс-масленок, а также в гибких тросиках управления и направляющих сидений.

Фиол-2 – пластичная смазка, также схожая по составу и характеристикам с Литолом. Содержит несколько меньше загустителя в своем составе. По сравнению с Фиолом-1 – более густая.

Применяется в узлах, которые работают при температурах до +100 °С под воздействием низких и средних нагрузок. Также используется в передачах станков и транспортеров, маломощных зубчатых редукторах, подшипниках качения и скольжения.

Фиол 3 – пластичная смазка зеленого цвета (без красителей – коричневая). Более густая по сравнению с предыдущими материалами данной марки. Практически идентична Литолу по свойствам и составу. Имеет повышенный предел прочности, и гораздо лучше удерживается на поверхностях по сравнению с Фиолом-2.

Применяется в тех же случаях, что и смазка Фиол-2.

Солидол

Применяется в узлах трения автомобилей, техники, ручном инструменте, низкоскоростных шестеренчатых редукторах и т.д. В мощных узлах (подшипники, шарниры и т.д.) работоспособен при низких температурах до -50 °С.

Циатим-201

Маловязкая пластичная смазка, изготовленная на основе нефтяного масла, которое загущено литиевым мылом. Работает при температурах от -60 °С до +90 °С. Обладает хорошей токопроводностью.

Широко применяется в узлах и механизмах автомобильной техники, закрытых механизмах и т.д.

Mobil Unirex EP2

Пластичная смазка на основе минерального масла, загущенного литиевым комплексом и полимером. Обладает высокой адгезией, не вымывается водой, обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Работает при температурах до -50 °С.

Применяется в тяжелонагруженных узлах транспортных средств, техники и оборудования, например в подшипниках качения и скольжения.

ЦИАТИМ-202

Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.

ЦИАТИМ-203

Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.

Shell Gadus S2 V100 2

Многоцелевая смазка, предназначенная для обслуживания подшипников качения и скольжения, которые применяются в автомобильной и специальной технике, промышленном оборудовании.

Отличается хорошей окислительной и механической стабильностью, работает при повышенных вибрациях, эффективно работает при повышенных вибрациях и в условиях воды.

Плюсы и минусы

Смазка используется в разных сферах, благодаря этому будет полезным познакомиться с ее плюсами и минусами. Тем более, если предусмотреть, что составу практически век.

Хорошая стоимость и масштабное распространение.

Химическая и механическая стабильность – материал смело чувствует себя в самых разных условиях.

Нейтральность к проявлениям влаги – нечувствителен даже к бурлящей воде.

Замечательная сцепляемость – держится на любых деталях.

Нулевая проводимость электричества – используется при обслуживании деталей которые труться друг об друга электротехнического оборудования.

Независимость от колебаний температуры – свойства характеристики будут сохранены в холодном и жарком климате.

Отсутствие в составе присадок, повышающих устойчивость к изнашиванию деталей. В качестве сравнение: индекс провокатор трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.

Низкие показатели при сваривающих нагрузках.

Материал возгораем, что требует соответствующих вариантов сбережения.

К отрицательным моментам относится и тот момент, что смазка держит абразивные частицы и плохо отводит тепло от трущихся компонентов механизма. Естественно, во избежание раннего износа деталей, замену смазки необходимо проводить точно по установленному регламенту.

Преимущества и недостатки

Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.

Достоинства Недостатки
  1. Доступная цена и широкое распространение.
  2. Химическая и механическая стабильность – материал уверенно чувствует себя в любых условиях.
  3. Нейтральность к влаге – невосприимчив даже к кипящей воде.
  4. Отличная сцепляемость – удерживается на любых деталях.
  5. Нулевая электропроводность – применяется при обслуживании трущихся деталей электрооборудования.
  6. Независимость от температурных колебаний – свойства характеристики сохраняются в холодном и жарком климате.
Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.

Заниженные показатели при сваривающих нагрузках.

Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения.

К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.

МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК
НАЗВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Литол-24 Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей.
№ 158 Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение.
Фиол-3 Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать.
Фиол-1 Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах.
Фиол-2 По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3.
Фиол-2М Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку.
ЛСЦ-15 Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами.
ЦИАТИМ-201 Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой.
ЛЗ-31 Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел.

ГОСТ 21150-87. Смазка Литол-24

Группа Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СМАЗКА ЛИТОЛ-24

Технические условия
      &nbsp
          

     ГОСТ
21150-87

Grease Litol-24. Specifications

ОКП

Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94

    
Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки
Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных
транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения,
работающих при температурах от минус 40 до плюс 120°С (кратковременно до 130°С. Смазка
Литол-24РК предназначена также для их консервации.
   
Смазки изготовляются загущением смеси минеральных масел литиевыми мылами технической
12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.
    
Обозначение смазок по ГОСТ 23258-78:
    
Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Характеристики

Наименование показателя

 Значение

 Метод испытания

Литол-24
ОКП 0254410202

Литол-24РК ОКП 0254410203

 1. Внешний вид

 Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета

 Однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета

 По п. 3.2

 2. Температура каплепадения, °С, не ниже

 185

180

 По

 3. Пенетрация при 25°С с перемешиванием, мм-1

 220-260

 По ГОСТ 5346-78, метод В

 4. Вязкость, П•с (П):

 при минус 20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более

 650(6500)

 650(6500)

 По

 при 0°С и среднем градиенте скорости деформации, 10 с-1, не более

 280(2800)

 280(2800)

 при 50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не менее

 8(80)

 5. Предел прочности, Па(гс/см2):

      при 20°С

 500-1000
(5,0-10,0)

 450-1100
(4,5-11,0)

 По ГОСТ 7143-73, метод Б

     при 80°С, не менее

 200(2,0)

 150(1,5)

 6. Коллоидная стабильность, %, выделенного масла, не более

 12

 12

 По ГОСТ 7142-74

 7. Коррозионное воздействие на металлы

 Выдерживает

 По ГОСТ 9.080-77 с дополнением по п. 3.3 настоящего стандарта

 8. Испаряемость при 120°С, %, не более

 6

 10

 По ГОСТ 9566-74

 9. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NAOH, %, не более

 0,1

 По ГОСТ 6707-76

 10. Массовая доля свободных органических кислот мг КОН на 1 г смазки, не более

1,5

 По ГОСТ 6707-76

 11. Содержание воды

 Отсутствие

 По с дополнением по п. 3.4 настоящего стандарта

 12. Массовая доля механических примесей, %, не более

 0,05

 0,05

 По ГОСТ 6479-73 с дополнением по п. 3.5 настоящего стандарта

 13. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине:
при (20±5)°С, не менее:

 нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс)

 1410(141)

 1410(141)

 По

 критическая нагрузка (Рк), Н(кгс)

 630(63)

 630(63)

 индекс задира (Из)

 28

22

 14. Набухание резины марки 26-44, %

 изменение объема

 ±8

 По п. 3.6

 изменение твердости

  ±8

 15. Механическая стабильность:

 исходный предел прочности на разрыв при 20°С, Па (гс/см2)

 От 500 до 1500
(от 5 до 15)

По ГОСТ 19295-73

 индекс разрушения, %

 От 0 до 50

 индекс восстановления, %

±30

 Предел прочности после разрушения или восстановления в течении
3 сут, Па, (гс/см2)

 От 200 до 2000
(от 2 до 20)

    
Примечание.
В числе механических примесей не допускаются песок и другие абразивные и металлические
вещества.
    
1.2.2. Требования безопасности
    
1.2.2.1. Смазки Литол-24 и Литол-24РК по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу
опасности (малоопасные) по .
    
1.2.2.2. При работе со смазками необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии
с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке.

    
1.2.2.3. Смазки Литол-24 и Литол-24РК горючи; температура вспышки в закрытом тигле 183°С, температура
вспышки в открытом тигле 199°С, температура воспламенения выше 250°С, температурные пределы
воспламенения: нижний выше 250°С, верхний 364°С.
   
1.2.2.4. При возникновении пожара применяют распыленную воду и пену на основе ПО-1Д, ПО-3А
    
1.2.2.5. Помещения, в которых проводятся работы со смазками, должны быть оборудованы
приточно-вытяжной вентиляцией.
Оборудование должно быть заземлено от статического электричества по .
    1.3. Упаковка, маркировка — по .

2. ПРИЁМКА


2.2. Объем выборки — по .

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

33333

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

 ГОСТ 9.030-74

 3.5  ГОСТ 6479-73  1.2.1, 3.5

 ГОСТ 9.080-77

 1.2.1

 ГОСТ 6707-76

 1.2.1

 ГОСТ 12.1.007-76

 1.2.2.1

 

 1.2.1

 ГОСТ 12.1.018-86

 1.2.2.5

 ГОСТ 7142-74

 1.2.1

 ГОСТ 111-78

 3.2

 ГОСТ 7143-73

 1.2.1

 

 3.6

 

 1.2.1

 ГОСТ 859-78

 3.3

 

 1.2.1

 ГОСТ 1510-84

 1.3, 4.1

 ГОСТ 9566-74

 1.2.1

 

 1.2.1

 

 3.5

 ГОСТ 2517-85

 2.2, 3.1

 ГОСТ 18300-87

 3.5

 ГОСТ 3118-77

 3.5

 ГОСТ 19295-73

 1.2.1

 ГОСТ 5346-78

 1.2.1

 ГОСТ 23258-78

 Вводная часть

 ГОСТ 5789-78

 3.5

 ГОСТ 25336-82

 3.5

Область применения

Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.

  • подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
  • любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
  • шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
  • передачи типа «шестерня-рейка»:
  • полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
  • электрические контактные узлы.

Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола – видео

И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.

  • настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
  • подшипники качения полуосей;
  • шарниры равных угловых скоростей;
  • опорные подшипники и крестовины карданного вала;
  • шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
  • рулевая рейка (под защитными пыльниками);
  • протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
  • петли дверей, крышек;
  • закладные герметичные подшипники;
  • подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
  • подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
  • различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
  • точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
  • замки дверей;
  • электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
  • клеммы аккумулятора (для защиты от окисления).

Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.

В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.

Литол также используется снаружи, на неподвижных гаечных соединениях. Благодаря водоотталкивающим свойствам и хорошей адгезии – консистентная смазка неплохо защищает от коррозии резьбовые соединения. Слой не разрушается даже при воздействии солнечных лучей.

Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.

Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!

Незаменимая смазка для автотранспорта

Благодаря идеальному соотношению эксплуатационных свойств, характеристик и цены Литол стал незаменимым спутником советского, а теперь и российского автопрома. Более надежного и дешевого смазочного материала для подшипников качения, и скольжения в целом мире не найти.

Государственные стандарты на Литол-24 были приняты еще в далеком 1987 году и с тех пор они мало в чем поменялись. Потому что этот смазочный материал доказал на деле, что лучше его ни что не справится с нагрузками в подшипниках. Поэтому практически во все ступичные, опорные подшипники автомобиля Литол-24 идет в качестве набивки. Затем для увеличения эффекта рекомендуется полученные детали тщательно промазать этой же смазкой. Не обходится без Литола отечественное автомобилестроение при смазке карданных крестовин, шаровые опоры и другие резьбовые соединения рулевого управления и ходовой. В этих узлах Литол-24 выполняет не только эффект смазки, но и антикоррозионное действие. Иными словами, характеристики и лидирующие позиции данного смазочного материала в российском автопроме, неоспоримы. Но стоит помнить, что в ШРУСах применяется смазка на молибденовой основе, а не литиевой. Большинство автолюбителей солидарны с отечественными инженерами-конструкторами и используют Литол и его особенности не только при ремонте транспортных средств, но и в бытовых нуждах. Ведь в составе этой смазки отсутствуют аллергенные вещества.

Также подкупает и срок годности смазочного материала, который производителем ограничен 5 годами. На самом деле при правильном хранении эта смазка не имеет ограничений по применению. Поэтому Литол-24 РК идеально подходит в качестве консерванта металлических конструкций, изделий. Единственное, что нужно помнить при работе с Литол это то, что он является производным нефти, а соответственно нужно учитывать все последствия от контакта с бензольными кольцами.

Характеристики смазки

Литол 24 ГОСТ 21150-87 имеет ряд практичных и удобных свойств для автомобилистов и машиностроителей. Так, например:

  • Смазка имеет широкий спектр действия температур. Использование возможно в различных климатических условиях (от минусовых температур до плюсовых), своих свойств она не теряет.
  • Литол имеет высокие водоотталкивающие характеристики, что позволяет без проблем использовать его при любых погодных условиях, а также как отличную защиту от влаги.
  • Одним из самых главных преимуществ является антикоррозионная стойкость жидкости. С ее помощью защищают многие детали при длительной консервации.
  • Высокая температура каплепадения, более +180 °С.
  • Имеет высокий коэффициент сцепляемости с конструкциями, что позволяет полностью покрывать их.
  • Имеет низкую коллоидную способность, то есть процесс выделения масла.
  • Отсутствие в составе воды является большим плюсом.
  • Такой вид смазки отлично применим в электротехнике, так ка электропроводность его близка к нулю.
  • Высокие показатели механической и химической стабильности, хорошо рекомендуют ГСМ к использованию.
  • Имеет высокую стойкость к воздействию на нее кипящей воды.
  • Высокие уплотнительные свойства.
  • Имеет высокие показатели сопротивления.
  • Плотность материала практически неизменна.
  • Материал благодаря своему составу не загустевает и не темнеет.
  • Удалить смазочный материал достаточно просто, с помощью раствора.

Что касается технических характеристик, то они так же различны:

  • Вязкость колеблется от 680 П.с до 10 П.с в зависимости от температурных условий.
  • Коллоидные выделения до 15%.
  • Смазка должна иметь цвет от желтого до коричневого. Использовать синюю, черную и прочие не рекомендуется, если это не цвета красителей.

Помимо очевидных плюсов есть свои минусы, недостатки:

  • Из-за своей густой консистенции материл притягивает пыль, твердые частицы, что усложняет процесс очистки детали. Или же она быстро грязнится. Использовать ГСм необходимо в закрытых полостях, емкостях с крышками.
  • Имеются свои особые условия хранения. Материал горюч, поэтому необходимо быть осторожным.
  • Производители не предусмотрели такой примеси, которая бы защищала деталь от износа, истирания.

Помимо всего прочего отметим, что Литол стоит сравнительно недорого. Его применение повсеместно у автомобилистов. Сама смазка пришла из оборонной промышленности и удачно заменила солидол, который был хорош, но не имел всех вышеописанных параметров.

Срок годности ГСМ 5 лет от даты производства. Должны быть соблюдены все условия хранения и эксплуатации. Однако, интересно, использовать смазку можно и по истечению срока годности, только в случае ее правильного хранения и ее соответствия всем вышеописанным техническим условиям и свойствам.

Сравнение не в пользу конкурентов

На протяжении более 30 лет Литол-24 применяется в автомобилестроении и никакие другие смазки не способны пошатнуть его лидирующие позиции на рынке смазочных материалов. Все дело в цене. Дело в том, что аналоги, схожие по характеристикам, импортного производства:

  • Alvania, Retinax от Shell;
  • Продукция Castrol;
  • Mobilux, Mobilgrease от Mobil;
  • Смазки Agip.

И многих других именитых европейских и американских брендов значительно превосходят отечественный продукт по стоимости.

Эксплуатация агрегатов, оборудования, механизмов и потребительские свойства отличаются не значительно или в конечном итоге разницы нет вообще. Поэтому главное правило при подборе смазочных материалов заключается в том, чтобы характеристики смазки подходили под материал трущихся поверхностей и рабочую среду.

“Литол 24” — одна из наиболее популярных и распространенных смазок, используемых в различных системах и узлах автомобиля. Она обладает универсальными свойствами. Каждому водителю будет полезно знать о том, где и для чего можно использовать “Литол 24”. Ведь большинство деталей и механизмов автомобиля нуждаются в смазке. Причем каждая в конкретной.

Литиевые смазки СССР/России

ЦИАТИМ-201

Основная статья: ЦИАТИМ-201

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:

  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74
  • Легко смывается водой

Недостатки

  • Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
  • При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.

ЦИАТИМ-202

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим-202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:

  • Легко смывается водой;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

ЦИАТИМ-203

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим-203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.

Литол-24

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-жёлтого до коричневого цвета.

Область применения смазки:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колёсных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
  • Консистенция NLGI 3
  • Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — посредственная, 1400-1500 н.
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Смесь нефтяных масел, загущённая литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.

Характеристики смазки

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630(63)
индекс задира (Из), кгс 28

Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.

Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.

Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.

Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.

Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:

  • Не содержит в своем составе воды
  • Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
  • Устойчив к воздействию кипящей воды
  • Не изменяет плотности при нагреве
  • Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
  • Обладает высокими уплотняющими свойствами
  • Класс консистенции по NLGI-3
  • Температура каплепадения не менее +180 °С
  • Не проводит электричество

Характеристики безопасности “Литола 24”

В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).

Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:

  • При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
  • Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
  • В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
  • Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
  • Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.

Область применения

Благодаря широкому диапазону рабочих температур, высокой стабильности и превосходным показателям эффективности пластичная смазка Газпромнефть получила очень широкое распространение в авторемонтных мастерских, промышленности и других областях.

Смазка Газпромнефть может быть использована для смазывания поверхностей трения промышленного оборудования, колесных, судовых и гусеничных транспортных средств. Состав может быть применим для смазывания подшипников качения и скольжения любого типа и шарниров. Смазочный материал применяют ив других целях, если они прописаны в технической карте техники ил и оборудования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

М.А. Кравцов, А.А. Ковалев, А.И. Лукичев, И.В. Лендъел, канд. хим. наук; Л.П. Ищук, канд. хим. наук; И.В. Василенко, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта СССР от 01.12.87 № 4343

3. Срок первой проверки 1991 г., периодичность проверки — 5 лет

4. ВЗАМЕН ГОСТ 21150-75

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ6479-73

,

ГОСТ9.080-77

ГОСТ6707-76

ГОСТ7142-74

ГОСТ 111-78

ГОСТ7143-73

,

ГОСТ9566-74

,

ГОСТ 18300-87

ГОСТ 3118-77

ГОСТ 19295-73

ГОСТ5346-78

ГОСТ 23258-78

ГОСТ 5789-78

ГОСТ 25336-82

Применение смазки “Литол 24”

Перед применением любой смазки, в том числе, “Литола 24”, обязательно необходимо ознакомиться с ее характеристиками. Ведь зачастую встречается ситуация, когда в рекламных лозунгах о новых “прогрессивных” и “революционных” смазках указывается одна информация, а на самом деле новинки ничем не лучше старого доброго “Литола 24”. Эта смазка уже десятки лет используется в самых разных механизмах, в том числе, автомобильных, поэтому её называют универсальной. В частности, ее закладывают в некоторые закрытые подшипники на весь срок службы. Но обо всем по порядку.

Смазка “Литол 24” имеет широкую область применения. В частности, ее используют в:

  • подшипниках скольжения и качения (всех типов);
  • шарнирных механизмах;
  • зубчатых передачах;
  • поверхностях трения транспортных средств (как колесных, так и гусеничных);
  • поверхностях трения индустриальных механизмов;
  • поверхностях трения электрических машин.

Смазка “Литол 24” может без проблем использоваться в качестве замены солидолов всех типов, смазки №158, смазки 1-13, “Консталина”, “Фиола-2”.

Обратите внимание! Классический “Литол 24” нельзя использовать для консервации. Для этого существует специальный его подвид — “Литол 24РК”

Так же данная смазка не допустима для применения в гранате шарнира равных угловых скоростей, в ШРУСах используется , а не литиевая.

Что касается, автомобильных узлов, то “Литол 24” нашел свое применение для смазки следующих узлов и механизмов:

  • регулируемые подшипники ступицы;
  • нерегулируемые подшипники полуоси;
  • подшипники промежуточной опоры карданного вала;
  • подшипники генератора;
  • подшипники стартера и других электродвигателей;
  • подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • шарниры рулевого управления и подвески, имеющие пресс-масленки;
  • различные шлицевые соединения;
  • тросики в оболочке;
  • петли;
  • подшипники скольжения;
  • валики;
  • оси.

Примеры использования «Литола 24»

Чаще всего “Литол 24” используют в подшипниках, в том числе, закрытого типа. В некоторых переднеприводных автомобилях (отечественного производства) этой смазкой набивают герметичные пыльники, установленные на шарнирах. А в заднеприводных машинах “Литолом 24” смазывают внутренности крестовины карданного вала. Особенность смазки состоит в том, что она работает продолжительное время без необходимости ее периодической замены. Кроме этого, она облегчает работу движущихся деталей, предотвращает их от коррозии и так далее.

Обратите внимание! Не рекомендуется использовать “Литол 24” на открытых поверхностях по причине того, что в таком случае существует риск скопления на поверхности пыли и грязи. Эта смазка предназначена для использования внутри механизмов

Поэтому, если вы решите использовать ее, позаботьтесь о механической защите поверхности механизма.

Вывод

Используя ЛИТОЛ 24 нет необходимости часто менять смазку, ресурс выработки этого вещества большой. Если использовать механизмы, работающие на улице и без крышки, то смазка быстро приклеит к себе различные механические примеси, что может навредить устройству. Поэтому, если потерялась крышка подшипника какого-либо устройства, лучше купить новую.

Как и многие другие полезные вещи – Литол 24 пришел к нам из оборонной промышленности. Эта популярная смазка сменила универсальный солидол, который долгое время представлял собой безальтернативный вариант для автомобилистов любителей.

Первые образцы консистентного смазывающего вещества именовались ЦИАТИМ, по названию профильного института авиационных масел.

Практически, это №1 среди универсальных смазок: если необходимо обработать любую деталь, или поверхность трения – рука сама тянется к тюбику с Литолом.

Почему эта закладная смазка настолько популярна в среде автолюбителей? Она наносится по принципу: «положил и забыл». В течение срока эксплуатации не требуется контроль или специальная защита – Литол просто работает.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации