Содержание
Устройство ленточных конвейеров
Конструкции транспортеров сильно разнятся в зависимости от их назначения, однако практически все они состоят из следующих основных частей и узлов:
- несущая рама;
- двигатель;
- ведущий барабан;
- натяжной барабан;
- опорные валки;
- лента;
- система управления и вспомогательные устройства.
Несущая рама крепится на стационарном или подвижном основании, она является основой всей конструкции. На ней крепятся опорные валки, по которым прокатывается транспортерная лента. Она приводится в движение ведущим (или приводным) барабаном. Рядом с ним или даже на одном валу размещается двигатель, приводящий в движение весь механизм. Момент вращения может передаваться на барабан и с удаленного источника энергии с помощью ременных, цепных или других передач. Н такая схема применяется все реже и реже- проще, и эффективнее разместить электромотор непосредственно на раме. второй барабан называют натяжным, он вращается на валу, который может перемещаться вдоль рамы и создает натяжение ленты.
При работе с сыпучим грузом конвейер снабжают бортиками, не дающими ему рассыпаться.
Конструкция ленты разнится в зависимости от характера перемещаемых грузов. Для работы с сыпучими материалами часто устанавливают ребра, поперечные или под углом. Ребра могут изготавливаться заодно с лентой, тогда их называют рифлеными. Рифление также может быть треугольным, прямым, трапециевидным.
Отдельные предметы чаще перемещают на гладких транспортерах. Ленты изготавливают из прорезиненной ткани, специальных износостойких пластиков, металлических сегментов.
Принцип работы ленточного конвейера достаточно прост:
- натяжной барабан обеспечивает натяжение лены и ее сцепление с ведущим барабаном;
- приводной барабан приводит ленту в движение;
- груз выкладывается или насыпается на рабочую ветвь в начало ленты;
- он едет на ней до барабана и там ссыпается в бункер, снимается работниками или механизмами либо передается на следующий транспортер.
Производительность конвейера определяется многими факторами, среди них:
- мощность двигателя;
- скорость движения ленты;
- ширина транспортера;
- угол уклона.
Зависит производительность и от характера транспортируемого материала.
Типы
Наиболее распространены следующие виды конвейеров:
Винтовой (шнековый) конвейер
- состоит из жёлоба и расположенного в нём архимедова винта; применяется для сыпучих веществ.
- Канатный конвейер
- Качающийся конвейер
- применяется для мелких объектов, катящихся или скользящих по наклонной качающейся поверхности.
Ковшовый конвейер
- грузонесущим органом конвейера являются ковши, ось подвеса которых проходит по средней точке, что позволяет им качаться; для транспортировки сыпучих материалов (угля, щебня, шлака, клинкера) ковши устанавливаются с перекрытием без зазоров, в отличие от механизмов для перегрузки самотёком, по типу нории.
Ленточный конвейер
- состоит из кольцевой ленты, натяжного и приводного барабанов и опорных роликов; применяется обычно для транспортировки сыпучих веществ, возможны модификации (трубчатый, z-образный, поворотный на 90 и 180 градусов), связанные с деформацией ленты.
Конвейер с модульной лентой
- состоит из пластиковой (полиуретан, полипропилен, полиацетал) ленты, натяжного и приводного узла со звездочками; применяется для транспортировки сыпучих веществ, штучных грузов, открытых продуктов. Конвейеры с модульной лентой могут иметь различную трассу движения: поворотную, зигзагообразную, спиральную.
Пластинчатый конвейер
- грузонесущим органом конвейера являются пластины;
- состоит из двух параллельных цепей, соединённых между собой пластинами.
- специальные пластиковые или нержавеющие цепи
Пневматический конвейер
- конвейер, тяга которого обеспечивается потоком воздуха
- состоит из трубки и перемещаемых по ней закрытых контейнеров, плотно прилегающих к стенкам;
- сыпучий материал перемещается в потоке воздуха как взвесь (аэрожёлоб).
Подвесной конвейер
- отличаются тем, что перемещаемые тела не лежат, а висят на грузонесущих креплениях, и сами механизмы конвейера также подвешены.
Роликовый конвейер (рольганг)
- состоит из закреплённых на каркасе роликов, отдельные ролики могут приводиться в движение, или весь каркас расположен с наклоном, как в случае с гравитационным роликовым конвейером; применяется для крупных твёрдых объектов.
Скребковый конвейер
- состоит из жёлоба и перемещающих по нему сыпучий материал скребков, крепящихся обычно на кольцевой цепи; разгрузка может осуществляться как в конце конвейера, так и через отверстия в желобе.
Спиральный конвейер (гибкий)
- состоит из жёлоба и расположенной в нём спирали; применяется для сыпучих веществ, большая производительность по сравнению с винтовым конвейером.
- состоит из жёлоба и (проволочного, кольцевого) каната, на котором закреплены металлические диски, движущие неабразивный материал (например, каменный уголь) внутри жёлоба.
Тележечный конвейер
- применяют для перемещения собираемых и свариваемых узлов в поточных линиях. При напольном исполнении тележечного конвейера целесообразно использование платформ тележек для монтажа на них сборочно-сварочной оснастки.
Шагающий конвейер (шаговый конвейер)
- применяют для перемещения собираемых и свариваемых узлов в поточных линиях. При напольном исполнении тележечного конвейера целесообразно использование платформ тележек для монтажа на них сборочно-сварочной оснастки.
Виды конвейеров
Несмотря на такую обширную и подробную классификацию, выделяют несколько наиболее популярных видов конвейеров. На предприятиях Одессы и других городов чаще всего устанавливают устройства следующих видов:
- ленточные,
- пластинчатые,
- скребковые,
- винтовые,
- роликовые.
Рассмотрим каждый из этих устройств подробнее.
Ленточные
Ленточные механизмы используются для перемещения грузов на расстояние до 10 км. Это могут быть сыпучие, штучные и кусковые предметы и материалы. В горизонтальной плоскости грузовое полотно прямолинейно, а в вертикальной оно может быть наклонным или иметь сложную траекторию. При этом оно представлено в виде ленты, движущейся по стационарным роликовым опорам.
Пластинчатые
Назначением устройств пластинчатого типа является перемещение крупногабаритных предметов и материалов, имеющих острые кромки и способных как-либо повредить ленты обычных конвейерных механизмов. Они оснащаются металлическим, деревянным или пластиковым грузонесущим полотном, которое крепится к тяговым цепям. Из-за больших габаритов транспортируемых материалов скорость движения полотна не превышает 1,2 м/сек.
Скребковые
Скребковые конвейеры обычно используются для транспортировки сыпучих или кусковых грузов на расстояние не более 100 м. Для этого предусмотрены специальные скребки, которые движутся по трубе или желобу. Недостатками данных устройств является быстрый износ желоба и высокий риск измельчения транспортируемых материалов. Кроме того, из-за высокого трения они тратят гораздо больше электроэнергии.
Винтовые
Согласно современным технологиям производства, с помощью винтовых устройств должны транспортироваться пылевидные и мелкокусковые материалы. Они оснащены винтовыми шнеками, общая протяженность которых достигает 40 м, а также закрытым металлическим желобом диаметром 80-600 м.
Роликовые
Назначением роликовых конвейерных механизмов является перемещение штучных предметов. Они могут быть гравитационными или приводными. Движение их грузонесущего полотна осуществляется за счет наличия в подшипниках специальных роликов. Благодаря такой конструкции транспортировка грузов может осуществлять по криволинейным, откидным и поворотным секциям.
Ленточные конвейеры (транспортеры)
Ленточные конвейеры — универсальный вид внутрискладского транспорта. С их помощью имеется возможность перемещать сыпучие, кусковые и штучные грузы, как горизонтально, так и по трассам с комбинированной траекторией.
Конструкция
Этот механизм является непрерывно движущейся лентой, перемещение которой происходит по стационарно установленным роликовым опорам с огибанием натяжного и приводного барабанов. Загрузка осуществляется с помощью лотков, бункеров, питателей. В случае необходимости транспортировки дополнительно устанавливаются подамортизорованные роликоопоры.
Особенности
Ленточные конвейеры стали популярными благодаря высокой производительности, экономичностью, простотой конструкции и надежны при длительной эксплуатации.
Грузы и конвейерная лента перемещаются одновременно. Конвейерная лента может иметь плоскую и желобчатую форму в зависимости от типа установленных роликоопор. Натяжение ленты осуществляется с помощью натяжной станции, которая может быть грузовой или винтовой.
Выбор транспортерной ленты осуществляется в зависимости от характера транспортируемой продукции. Кроме этого, на выбор материала ленты оказывает влияние коэффициент трения, наклон механизма, скорость передвижения и способ загрузки. Штучные грузы транспортируются по плоской гладкой ленте, а небольшие и сыпучие — движутся на ленте с различным рифлением.
Протяженность ленточных конвейеров для склада или иного помещения может быть от метра до километра и более. Величина производительности, скорости перемещения, ширины ленты также имеют большой разбег в значениях.
Этот тип оборудования может эксплуатироваться, как на открытых площадках, так и в закрытых складах. При этом температура воздуха может колебаться в диапазоне -50°С — +45°С. Для обеспечения бесперебойной работы конвейера в заданном режиме устанавливаются различные дополнительные механизмы. Все без исключения конвейеры ленточного типа оборудуются устройствами, обеспечивающими торможение.
Преимущества использования ленточного конвейера
Преимущества ленточных конвейеров проявляются при необходимости организовать быстрое, экономически и энергетически эффективное перемещение различных материалов или предметов в ограниченных пределах производственного участка, склада, логистического терминала или даже горного карьера.
Основные достоинства данного вида транспорта следующие:
- высокая скорость транспортировки;
- высокая производительность, существуют транспортеры со скорость до 10 м/с и шириной ленты до 3 метров, они перевозят до 30 тысяч тонн в час и применяются на добывающих и обогатительных предприятиях;
- возможность организации как непрерывной подачи, так и управляемой, и дозированной;
- минимальные затраты энергии на перемещение единицы полезной нагрузки;
- минимальная трудоемкость транспортировки, отлаженные устройства работают без вмешательства человека;
- высокая отказоустойчивость и надежность обуславливаются минимальным количеством движущихся частей;
- возможность преодолевать подъемы или даже поднимать грузы вертикально, при условии применения транспортеров соответствующей конструкции;
- наличие мобильных и телескопических моделей позволяет быстро развернуть оборудование на удаленном объекте и организовать эффективную транспортировку.
Как и любому виду оборудования, ленточным конвейерам присущ и ряд недостатков:
- возрастание сопротивления и связанных с ними потерь энергии при удлинении ленты;
- ограничения на величину угла возвышения при транспортировке сыпучих грузов (для плоской ленты — до 20°).
- зависимость гибкости материала ленты от температуры;
- необходимость в периодической регулировке для восстановления натяжения ленты после ее удлинения и провисания в ходе работы;
Особенности эксплуатации, такие, как тяжелые климатические условия, контакт с агрессивными средами и другие могут существенно сократить срок службы ленты и самого ленточного конвейера.
Области применения винтового конвейера
Сегодня, шнековые транспортеры используются во всех отраслях хозяйствования. Их применяют для передвижения зерна, химического сырья, металлической стружки, опилок, песка, цемента и других грузов. Среди основных сфер его эксплуатации стоит выделить:
- химическую промышленность (подача составляющих элементов в производственный процесс);
- хлебозаводы, комбикормовые и мукомольные фабрики (внутрицеховое транспортирование сырья);
- предприятия пищевой промышленности, склады, зернохранилища (погрузочные работы);
- производство строительных материалов (подача сырья);
- обогатительные фабрики (передвижение горячих насыпных, а также пыле- и газообразующих веществ).
Использование такого крупного оборудования целесообразно в складских комплексах, крупных сельскохозяйственных объединениях, производственных и перерабатывающих предприятиях.
Варианты выполнения хвостовика оси ролика
Ось ролика ленточного конвейера также изготавливается в различных вариантах исполнения. При рассмотрении стандартных роликов конвейерных следует учитывать следующее:
- Хвостовик оси воспринимает серьезную нагрузку. Именно поэтому при изготовлении применяется каленая сталь, которая характеризуется повышенной износостойкостью.
- Для обеспечения надежных эксплуатационных условий устанавливается конвейерный ролик прижимной. Чертежи хвостовика подобного изделия можно встретить в технической документации.
Выбор изделия проводится по самым различным признакам. Примером можно назвать тип применяемого материала при изготовлении основной и наружной части. Наиболее подходящий тип хвостовика подбирается в зависимости от конструктивных особенностей механизма.
В заключение отметим, что конвейерная деталь производят разные компании
При выборе следует уделять внимание тому, чтобы на поверхности не было дефектов. Для этого проводится визуальный осмотр
В инструкции по эксплуатации механизма указывается то, какие изделия подходят больше других.
Принцип действия скребкового конвейера
В процессе транспортировки продукта всегда задействована только одна часть постоянно вращающейся цепи. По всей ее длине, на равном расстоянии друг от друга, размещены скребки. Они заталкивают груз по направлению к натяжной станции, проводят по днищу желоба и выталкивают к месту выгрузки материала. Затем полотно возвращается наверх через приводную станцию.
Если скребковый конвейер имеет горизонтальное положение, слой продукта может превышать высоту скребков. Это не помешает нижнему и верхнему слоям образовать единый поток, максимально возможная высота которого зависит от нижеперечисленных факторов.
- Плотностьпродукта. Если плотность имеет высокий показатель, то трение между слоями материала будет незначительным и транспортировка пройдет быстрее.
- Внешнее трение. Этот фактор зависит не только от свойств груза, но и от качества стенок желоба.
- Внутреннее трение. Чем меньше частицы продукта, тем ниже этот показатель.
Следовательно, скорость движения материала будет меньше у стенок желоба (из-за дополнительного соприкосновения с ними) и выше в центре потока. В случае применения вертикального скребкового конвейера или нории, необходимо также учитывать массу продукта.