Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 0

Гост 12080-66. концы валов цилиндрические. основные размеры, допускаемые крутящие моменты (с изменениями n 1, 2, 3)

Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски

Обозначение:ГОСТ 1139-80
Статус:действующий
Название рус.:Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски
Название англ.:Basic norms of interchangeability. Straight-sided splined joints. Dimensions and tolerances
Дата актуализации текста:07.11.2012
Дата актуализации описания:07.11.2012
Дата введения в действие:01.01.1982
Область и условия применения:Настоящий стандарт распространяется на шлицевые соединения общего назначения с прямобочным профилем зубьев, расположенных параллельно оси соединения и с боковыми сторонами профиля, параллельными оси симметрии щлица вне окружности диаметра d, и устанавливает число зубьев, номинальные размеры соединений легкой, средней и тяжелой серий, а также допуски для соединений с центрированием по внутреннему диаметру, по наружному диаметру и по боковым сторонам зубьев.
Стандарт не распространяется на специальные шлицевые соединения, которые отличаются от регламентируемых настоящим стандартом номинальными размерами и видом центрирования.
Стандарт не распространяется на изделия, спроектированные до 1980 г.
Список изменений:№0 от 13.07.2011 (рег. 13.07.2011) «Дата введения перенесена» №1 от 01.01.1982 (рег. 13.01.1982) «Срок действия продлен» №2 от 01.01.1992 (рег. 26.10.1990) «Срок действия продлен»
Приложение №1:
Расположен в:
  • ОКС Общероссийский классификатор стандартов
    • 21 МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
      • 21.120 Валы и муфты

        21.120.30 Шпонки, шпоночные канавки, шлицы

  • КГС Классификатор государственных стандартов
    • Г Машины, оборудование и инструмент
      • Г1 Общие детали и узлы машин

        Г14 Соединения шпоночные, шлицевые и клиновые

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСАДКИ ВАЛОВ И ВТУЛОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рекомендуемое

Допуски и посадки, приведенные в настоящем стандарте, не распространяются на шлицевые прямобочные соединения неответственных деталей изделий (например, деталей, не передающих крутящий момент, зубчатые шайбы и т.п.). В табл.1-3 приведены поля допусков шлицевых валов и втулок для образования посадок при различных видах центрирования.

Центрирование по внутреннему диаметру

Таблица 1

Посадки центрирующего диаметра

Поле допуска втулки

Основное отклонение вала

;

Таблица 1а

Посадки по боковым сторонам шлицев

Поледопуска втулки

Основное отклонение вала

Центрирование по наружному диаметру

Таблица 2

Посадки центрирующего диаметра

Поледопуска втулки

Поле допуска вала

Таблица 2а

Посадки по боковым сторонам шлицев

Поледопуска втулки

Поле допуска вала

Центрирование по боковым сторонам шлицев

Таблица 3

Посадка по боковым сторонам шлицев

Поледопуска втулки

Поле допуска вала

Примечание. В табл.1, 1а, 2, 2а, 3 посадки, заключенные в квадратные рамки, являются предпочтительными.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Измененная редакция, Изм. N 2).

Шлицевое соединение: классификация

Как вы понимаете, существует несколько способов закрепить две детали при помощи шлица. В тех или иных условиях используют разные методы. Существуют эвольвентные шлицевые соединения. От прямобочных они отличаются формой зубца (боковой поверхностью) и впадинами. Имеют несколько неоспоримых преимуществ, таких как передача большого крутящего момента (Нм) и высокая точность центрирования под немалой нагрузкой. Если говорить о прямобочных соединениях, то основные плюсы заключаются в простоте изготовления и дешевизне. Также есть и треугольные шлицы, но они используются реже. Чаще всего в местах соединения неподвижных деталей с небольшим крутящим моментом. Довольно часто находят свое применение в тонкостенных втулках. В них использование других видов соединений не считается допустимым по ряду технологических причин.

Характеристика соединения

Шлицевые эвольвентные соединения на практике доказали свою надежность и прочность. Основание зуба шире и его не смогут сломать даже динамические нагрузки. Смятие происходит только при очень больших перегрузках, поскольку по эвольвенте площадь контакта – рабочая, больше, чем у других видов шлицов.

В отличие от прямых шлицов, которые рассчитываются на смятие и проверяются на срез, эвольвентный профиль имеет большую площадь контакта, и расчет на прочность производится на срез, затем делается проверка на смятие. Чаще всего основным параметром выбора типа соединений эвольвентных  является наименьший в сечении  размер вала. Именно он испытывает наибольшие нагрузки. Крутящий момент,  динамические удары, вибрация, которые он способен выдержать, не критичны для зубьев.

Чертеж эвольвентного шлицевого вала совпадает с изображением зубчатой шестерни того же радиуса и модуля. Нарезка производится на одном оборудовании червячными фрезами. В отличие от прямобочных шлицев, когда для каждого диаметра вала необходимо подбирать свой инструмент, эвольвентные зубья выполняются одной фрезой с соответствующим модулем.

В обозначении шлицевого эвольвентного соединения свои отдельные маркировки имеют обе сопрягаемые детали:

  • втулка – D×m×9H;
  • вал – D×m×9g.

Шлицевые зубчатые эвольвентные соединения центрируются по эвольвентной поверхности зуба, реже по наибольшему диаметру. Центровка по внутреннему размеру по впадине эвольвентного зуба на практике не осуществляется. Обозначение свое имеют шлицевые соединения каждого вида центрировки по:

  • боковым поверхностям – D×m×9H/9g ГОСТ 6033-80;
  • наружному диаметру – D×H7/g6 ГОСТ 6033-80;
  • внутреннему –iD×m×H7/g6 ГОСТ 6033-80.

Где:

D – наружный диаметр, который имеют эвольвентные  валы до нарезки зуба;

m – модуль зуба;

i – обозначает центрировку по внутреннему размеру эвольвентного соединения;

H и g, с соответствующими цифрами – класс точности обработки.

Можно встретить таблицу размеров на шлицы эвольвентные с din параметрами. Это означает, что соединение сделано по нормативам немецкого института стандартизации. Они частично соответствуют международному стандарту ISO, имеют переводные таблицы.

Кроме неподвижных соединений, изготавливаются скользящие. В них втулка перемещается вдоль вала, и входит в зацепление с различными колесами в коробке передач. Для этого с торца по эвольвенте делается срез на конус – заходная фаска для включения эвольвентного шлицевого соединения.

В неподвижных соединениях только снимаются острые углы, и втулка запрессовывается на вал.

Наши события

21 августа 2020, 17:34
Компаунды “Полипластик”, нефтепогружной кабель на “Томсккабеле” и открытая проверка на “Подольсккабеле”. Что обсуждали в эфире RusCable Live 21 августа

18 августа 2020, 14:30
НП Ассоциация «Электрокабель» готовит ответный шаг по казахстанскому утильсбору на импортный кабель

18 августа 2020, 11:00
Продолжение тендерной истории: проявите точность, примите участие в новой закупке!

17 августа 2020, 15:40
Кабельные компании готовы открыть склады для проверок на контрафакт. Откровения в прямом эфире RusCable Live от 14 августа

17 августа 2020, 12:30
Правительство Москвы провело вебинар, посвященный мерам поддержки бизнеса

17 августа 2020, 11:40
Возвращаемся в работу вместе с RusCable Insider Digest № 185

Выбор оборудования и инструмента

Нарезка выполняется на станках:

  • фрезерных;
  • строгальных;
  • долбежных;
  • токарных;
  • протяжных.

Затем детали подвергают шлифовке на шлифовальных станках.

В мелкосерийном и единичном производстве очень часто нарезание шлицев осуществляется на шлицефрезерном или зубофрезерном оборудовании с использованием червячной фрезы и метода обкатки. Использование такого инструмента эффективно как для прямобочных, так и для эвольвентных шлицев.

Горизонтально-фрезерный станок для нарезания шлицев используется в паре с фасонной дисковой фрезой. Для одновременной нарезки нескольких пазов используют делительную головку. Стоит отметить, что для изготовления шлицов такой способ используют крайне редко из-за неточностей по шагу и ширине. Целесообразно будет провести на горизонтально-фрезерном станке с дисковой фрезой черновую обработку детали, оставив припуск на чистовую обработку и шлифовку. Чистовую обработку пазов проводят специальными торцевыми фрезами, а для треугольного шлицевого соединения применяют треугольные фрезы.

Используется метод обкатки с применением долбяка. За высокое качество, получаемых поверхностей зубодолбежное оборудование используются в массовом производстве.

Помимо долбежных станков, широкое распространение в массовом и крупносерийном производстве шлицевых соединений получили строгальные и протяжные станки. Такое оборудование в несколько раз эффективнее и производительнее фрезерных станков. Нарезка строганием осуществляется с применением набора резцов, количество и размеры которых зависят от числа зубьев, ширины и глубины пазов соединения. При протягивании используют инструмент под названием протяжка. Этот инструмент имеет несколько режущих зубьев разной высоты, которые при поступательном движении срезать часть металла с заготовки.

Для изготовления эвольвентных соединений применяют холодную накатку с использованием специальных роликовых головок. Таким инструментом изготавливают изделия с большим количеством зубьев. По своей эффективности метод холодной накатки выше фрезерования в 10 раз.

После нарезки зубьев и термической обработки, все изделия подвергают шлифовке. Это позволяет добиться требуемой шероховатости и избежать зацепления сопрягаемых деталей в работе. Для шлифования используют следующий инструмент:

  • фасонный круг;
  • дисковый круг;
  • конический круг.

Для шлифования внутренних поверхностей в некоторых случаях применяют оправку.

Как нарезать внутренние шлицы

#1 andreykachinskiy

  • Имя: Андрей
  • Сфера деятельности: Конструирование

Зарегистрирован
3 сообщений

Имеется вал длиной 1150 мм, нужно нарезать внутренние прямобочные шлицы длиной 70 мм в отв. диаметром 70 мм, предусмотрена канавка для выхода инструмента. Подскажите станок, токарный или фрезерный, как я понимаю (в долбежный не помещается), инструмент и оснастку, литературу для для выбора и расчета инструмента и оснастки.

#2 Шум

  • Имя: Павел
  • Сфера деятельности: Информационные технологии

Зарегистрирован

54 сообщений

Нужен поперечно-строгальный станок, достаточно большой. С такой же большой делительной головкой, чтобы вал в отверстие её шпинделя прошел.

#3 calil0k

  • Город Якутск
  • Имя: Александр Габышев
  • Сфера деятельности: Прочее

Зарегистрирован

162 сообщений

а покороче железку выточить и приварить к валу не получится?

#4 andreykachinskiy

  • Имя: Андрей
  • Сфера деятельности: Конструирование

Зарегистрирован
3 сообщений

Вообще, это шнек. Сборный вариант рассматривается, но это скорее всего из трёх частей и не желательно. Кроме поперечно-строгального станка, есть еще какие-нибудь варианты?

#5 ИнжАнер

  • Имя: Васнецов В.М.
  • Сфера деятельности: Конструирование

Зарегистрирован

1 034 сообщений

Есть, но они вам не понравЮтся, да кстати сколько у вас их, одна или много.

#6 andreykachinskiy

  • Имя: Андрей
  • Сфера деятельности: Конструирование

Зарегистрирован
3 сообщений

У меня для вас посылка. Только я вам её не отдам, потому что у вас докУментов нету. Производство единичное.

#7 ИнжАнер

  • Имя: Васнецов В.М.
  • Сфера деятельности: Конструирование

Зарегистрирован

1 034 сообщений

У меня для вас посылка. Только я вам её не отдам, потому что у вас докУментов нету. Производство единичное.

Да нет я не Тереза Мэй и даже Борис Джонсон

Раньше в небольших мастерских, когда не хватало долбежного оборудования, шпоночные пазы долбили на токарных станках, долбежный резец закрепляли в суппорте, ну и естественно при этом вам придется решать вопрос о точном позиционировании при повороте.

Решение не идеальное, так мысль. наметка

#8 Lancia_Rally

  • Имя: Сергей
  • Сфера деятельности: Производство

Зарегистрирован

262 сообщений

+1 за сборный вариант.

Разность температур (охлаждение шлицевого участка и нагрев вала) создадите при сборке и всё будет надёжно работать.

Долбление шлицев на токарном станке — плохой вариант. По разметке или с делительным диском — без разницы, точность в обоих случаях будет низкой.

#9 Игорь Су

  • Имя: Игорь Су
  • Сфера деятельности: Конструирование

Зарегистрирован

193 сообщений

Кстати, да. Просто мы ведь не знаем, какой наружный диаметр вала. А так бы — сделать стакан со шлицами и нагорячо (или с охлаждением стакана жидким азотом) запрессовать в вал. Можно еще и штифт загнать. В общем, если знать, какие размеры, (ну, и нагрузки тоже хорошо бы) то можно бы было и придумать чего.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации