Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Факторы размещения машиностроения. тяжелое машиностроение: факторы размещения

Условия размещения производства

Размещение производства также зависит от таких внешних условий как природная среда, население, база по научному и техническому потенциалу, общественно-исторические условия для развития конкретного производства.

Одним из важнейших условий по размещению многих производств, в частности, сельскохозяйственной деятельности, являются агроклиматические показатели. Естественное плодородие почв, водный режим территории, специфика климата во много определяют продуктивность подобных отраслей хозяйства.

Рис. 3. Сельское хозяйство.

Связь между условиями и факторами размещения производства очень велика. Только при грамотном подходе, учитывая все показатели, можно создать максимально эффективное и продуктивное производство.

Что мы узнали?

При изучении темы «Факторы размещения производства» мы узнали, от чего зависит размещение различных производств. Мы выяснили, как внешние факторы оказывают влияние на продуктивность различных предприятий, ознакомились с примерами факторов размещения производств.

Общая характеристика

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль современной промышленности, без которой другие отрасли попросту не могли бы существовать.

К особенностям машиностроения относят:

  • Высокая стоимость продукции. На данную отрасль приходится около трети стоимости мировой промышленной продукции.
  • Высокая трудоемкость производства, которое является лидером по количеству занятой рабочей силы. Наиболее трудоемкими являются производства, выпускающие сложную технику: аэрокосмическая и электротехническая промышленность, приборостроение, атомное машиностроение.
  • Высокий показатель наукоемкости. Все важнейшие достижения НТП в первую очередь внедряются в машиностроение, и только потом применяются в других отраслях.
  • Сложный отраслевой состав. Стремительное развитие науки приводит к быстрому устареванию и смене различных производств, которых в настоящее время насчитывается более трехсот.
  • Стабильно высокий спрос на продукцию машиностроения. Ассортимент данной отрасли постоянно расширяется и насчитывает несколько миллионов наименований.
  • Машиностроение является неотъемлемой частью международных экономических связей.

Машиностроение как отдельная отрасль промышленности возникла в 18 веке. Толчком для ее развития послужило изобретение ткацкого станка, прядильной машины, паровой машины. На предприятиях возникла острая потребность в механизации процессов для повышения эффективности производства. Переход от мануфактуры к механизированному производству стал началом новой эпохи, в которой главенствующая роль досталась машиностроению.

Рис. 1. Ткацкий станок 18 века.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Среднее машиностроение

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая .

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено в современной России более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения

Учитывая основные тенденции развития и территориального размещения предприятий машиностроения, большую роль играет специализация и кооперация. Первое направление дает возможность привлекать в производственный процесс мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает автоматизацию многих операций. Специализацию разделяют на такие типы:

  • детальная. Позволяет осуществить выпуск отдельных деталей для определенного оборудования;
  • предметная. Подразумевает выпуск отдельных разновидностей готовой продукции;
  • технологическая. Позволяет осуществить выпуск полуфабрикатов или выполнить какую-то одну серию операций.

Следует не забывать, что специализация тесно связана с кооперированием. Оно подразумевает привлечение нескольких предприятий для организации выпуска одного конечного продукта.

Крупные центры сельскохозяйственного машиностроения

Несколько десятков крупных производителей представляют сельскохозяйственное машиностроение России. Предприятия занимаются выпуском зерноперерабатывающей, зерноуборочной и посевной техники. Данная отрасль играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, поэтому за последние годы экспертами был отмечен определенный рост в этом секторе российской экономики.

Отечественная техника ничуть не уступает по качеству зарубежным аналогам, однако стоит в разы дешевле. Это делает российские машины привлекательными для аграриев.

Говоря о крупных производителях сельскохозяйственной техники в России, стоит отметить:

  • завод «Ростсельмаш» предлагает зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, тракторы, почвообрабатывающие, кормозаготовительную и посевную технику, самоходные косилки;
  • концерн «Тракторные заводы» – машиностроительно-индустриальная группа осуществляет весь цикл производства сельскохозяйственной техники, начиная от проектирования, испытаний и промышленного выпуска;
  • «Петербуржский тракторный завод» – является родоначальником отечественного тракторостроения. Первые тракторы были изготовлены в 1924 году.

Факторы и география размещения машиностроения

а) специализация и кооперирование.

Одним из важных факторов размещения машиностроения является его положение по отношению к другим заводам отрасли. Это объясняется тем, что для предприятий машиностроительного комплекса характерно широкое развитие специализации. Под специализацией предприятий понимают сосредоточение на них производства определенной продукции или определенного вида услуг.

Различают подетальную, предметную и технологическую специализацию. В экономике страны практически отсутствуют предприятия, которые обходятся только своими силами. Проще и дешевле производить отдельные части машин, поэтому специализация может быть одним из условий повышения эффективности производства.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации и концентрации производства: только предприятие в городе Энгельсе выпускает троллейбусы, магистральные тепловозы производят в Коломне, картофелеуборочные комбайны в Рязани. В последние годы происходит процесс усложнения размещения предприятий при уменьшении их размеров. Вместе с крупными предприятиями появляются десятки небольших, в основном сборочных, предприятий, множество мелких производств, возникают заводы-филиалы.

Это способствует лучшему использованию трудовых ресурсов местности. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется кооперированием.

Именно в машиностроении спад производства был большим, чем в других отраслях народного хозяйства, так как именно этот комплекс пострадал больше всех от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками при распаде СССР,

б) наукоемкостьмашиностроения.

Важным фактором размещения машиностроения является наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.

Данный фактор играет большую роль при размещении наукоемких отраслей машиностроения, основная концентрация которых приходится на Европейскую часть России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара Ульяновск).

в) металлоемкость

Производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования требует большого количества металла, поэтому предприятия этих отраслей приближены металлургическим базам страны, что уменьшает затраты доставку сырья.

Заводы этих отраслей сосредоточены прежде всего на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге по выпуску бурового оборудования, прокатных станов и шагающих экскаваторов), в меньшей степени в Сибири (Красноярский завод, выпускающий экскаваторы и технику для разработки бурых углей Канско-Ачинского бассейна) и в Центральной России (заводы Санкт-Петербурга по выпуску энергетического машиностроения, завод «Атоммаш» в Ростовской области по выпуску оборудования для атомных электростанций; заводы в Ульяновске, Воронеже, Коломне по выпуску тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования; предприятия в Подольске, Таганроге, Белгороде по выпуску паровых котлов для ТЭС). Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно.

г) военно-стратегический фактор

Он определяет размещение научно-исследовательских и производственных предприятий оборонного назначения с учетом национальной безопасности. Многие из них сосредоточены в небольших закрытых городах с ограниченным доступом.

д) транспортный фактор

Машиностроение, как правило, располагается на крупных транспортных магистралях, так как перевозка продукции отраслей машиностроения осуществляется на большие Расстояния

Особенно важно учитывать транспортный фактор при размещении заводов, чья продукция нужна повсеместно (автомобили и металлообрабатывающие станки)

Е) потребительский фактор

Примерно 1/5 часть машиностроительных предприятий ориентирована на потребителей своей продукции, так как эту продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

Так, трелевочные (для вывоза леса) тракторы производят в Карелии (Петрозаводск); производство сельскохозяйственных машин сосредоточено в сельскохозяйственных районах страны (льноуборочные комбайны — в Тверской области, картофелеуборочные — в Рязанской, силосоуборочные — в Московской области, зерноуборочные — на предприятиях Северного Кавказа); морские и речные суда — в городах по берегам рек и морей; оборудование для текстильной промышленности — в Центральной России.

Природные условия

Есть районы, где существуют традиции определенных типов производства. Примером являются штаты, находящиеся на северо-востоке США с металлургическими заводами, гигантами химической промышленности.

Здесь имеются крупные предприятия, производящие автомобили, самолеты, главные покупатели производимого металла. Вместе с традиционно высокоразвитым сельским хозяйством, выгодно расположить предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Это штаты, расположенные на юге Америки, некоторые районы Австралии, районы Канады и Аргентины.

Предприятия перерабатывающей индустрии, расположенные близко. Они позволят лучше организовать переработку сельскохозяйственной продукции. Быстрый рост населения привел к насыщению территории трудовыми ресурсами в Юго-Восточной Азии, позволил развить производство бытовых товаров и электроники.

Размещение машиностроения

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция

В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения, но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Рис. 3. Российская военная техника.

Что мы узнали?

При изучении темы «Машиностроение» по программе 9 класса географии мы узнали, что представляет собой машиностроение, и какое место оно занимает в мировой промышленности. Мы выяснили характерные особенности данной отрасли, факторы ее размещения, основные направления.

Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий).

Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть — Центральная Россия, Поволжье.

Таким образом, транспортный фактор — важнейший для размещения машиностроения.

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки — приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения — Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например —Урал — Екатеринбург, Сибирь — Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например — Санкт-Петербург.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение — ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Понятие машиностроения

Это отрасль, которая относится к промышленности обрабатывающего характера и занимается производством оборудования, различных машин и также может изготовлять средства для других видов производств. Машиностроение можно разделить на наукоёмкое, трудоёмкое и металлоёмкое. Каждая из этих групп еще имеет свою классификацию машиностроения:

  • тяжелое. Производство оборудования для шахт, металлургические приспособления, экскаваторов и т.д;
  • среднее. Производство автомобилей, тракторов, станков, бытовых приборов и даже роботов;
  • точное. Занимается изготовлением приборов различных, радиотехники и электротехнических приспособлений;
  • общее. Занимается производством транспорта, различных судов, железнодорожной техники, авиации, сельскохозяйственной техники.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации