Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Как выбрать домкрат для строительной площадки?

Привод домкрата

Существует несколько разновидностей подъемных механизмов в зависимости от принципа их действия.

Механические

Это самые «древние» модели с простейшим принципом действия: автовладелец надавливает на рычаг, а домкрат приподнимает машину. Изделия этого типа самые дешевые, но и самые тяжелые в использовании. Поэтому они подходят в качестве «экстренного» варианта, но для постоянного использования (например, для работы в гараже или автосервисе) их уже практически не используют.

Механические домкраты бывают:

  • Ромбические. Отличаются устойчивостью, так как нагрузка направляет прямо в центр прибора. Благодаря этому автомобиль не «гуляет» в поднятом состоянии. Однако такие изделия, как и любые другие механические работают по принципу «винт-гайка», поэтому использовать их очень муторно и рекомендуется только владельцам машин весом до 1,5 тонн.
  • Реечные. Отличают огромной грузоподъемностью, поэтому подойдут для внедорожника. Однако это очень габаритные и тяжелые агрегаты.

Гидравлические

Это самая популярная категория подъемных механизмов. Внешне может показаться, что такой домкрат похож на механический, но, в гидравлических моделях есть специальная жидкость, которая выталкивает плунжер (их может быть и два) с грузом. Это означает, что для того, чтобы понять авто придется прилагать намного меньше усилий.

Гидравлические приспособления бывают нескольких типов:

Бутылочные. Грузоподъемность таких моделей может доходить до 100 тонн (есть варианты и для легковушек, способные поднимать по 2 тонны). Из минусов таких изделий стоит отметить очень маленькую опору. Даже внешне такой домкрат выглядит не слишком устойчивым. Кроме этого в процессе подъема авто может немного смещаться в стороны, в этом случае на механизм будет оказываться не вертикальная, а горизонтальная нагрузка. Это нередко приводит к тому, что домкрат и вовсе наклоняется и «уходит» под машину.

Подкатные (напольные). Это оптимальный выбор, так как в этом случае мы получаем компактный и легкий домкрат (обычно весит порядка 5 кг), который подойдет для авто с обычной или низкой «посадкой». Такие подъемные механизмы бывают большими и маленькими. Вторая категория пользуется наибольшей популярностью. При выборе маленьких домкратов нужно быть очень осторожным, так как их заявленная грузоподъемность не всегда совпадает с реальностью (если на упаковке заявлено 2 тонны, то вполне может оказаться, что устройство справляется только с 1,2-1,5 тоннами). Кроме этого они обычно способны приподнимать авто на 30 см, чего не всегда хватает для смены колеса

Поэтому стоит обратить внимание на более крупные гаражные домкраты с более «правдивой» грузоподъемностью и возможностью поднимать авто высоту до 50 см. Но, нужно быть готовым к тому, что весить такой агрегат будет порядка 30 кг или больше

Пневматические

В таких моделях подъем груза происходит за счет сжатого воздуха (его получают из газовых баллонов, подключив агрегат к выхлопной трубе или благодаря специальным пневмосмесям). По мере наполнения камеры воздухом автомобиль плавно приподнимается (как на надувной подушке). Таким образом, автовладельцу или мастеру не нужно прилагать вообще никаких усилий. Однако стоят такие модели очень дорого, поэтому их чаще покупают строители, мастера сервисных автоцентров и те, кому часто приходится вытаскивать застрявшие в грязи внедорожники.

Также в продаже можно встретить электрические модели, работающие от блока питания. Обычно они не поднимают больше 2 тонн, отличаются высокой стоимостью и большим весом. Если речь идет о редком использовании, то покупать пневматический агрегат тоже нет смысла (только если вы не являетесь владельцем шиномонтажной мастерской). Оптимальным вариантом становится гидравлика. Однако и тут нужно держать ухо востро.

Виды

Правильный выбор того или иного типа, а также конкретной модели подъемного приспособления иногда сделать достаточно сложно.

Не менее важный момент – это разновидности подкатных домкратов, которые отличаются друг от друга основными эксплуатационными свойствами.

По грузоподъемности

В данном случае имеется в виду основная характеристика любого автомобильного домкрата

Важно учесть, что использование устройства не по регламенту представляет потенциальную опасность для него самого, транспортного средства, а также непосредственно для здоровья и жизни человека. При покупке подъемника настоятельно рекомендуется рассчитать потенциальные нагрузки и выбирать модель с запасом по грузоподъемности

С учетом данного параметра представленные сейчас на рынке механизмы можно разделить на следующие категории.

Подъемники для легковых авто, используемые чаще всего в гаражах и имеющие грузоподъемность в пределах от 1,5 до 2 т. Поскольку масса таких ТС редко превышает 2 тонны, приобретение более мощного домкрата вряд ли будет целесообразным.
Профессиональные модели для автосервисов, описываемый показатель которых стартует с отметки в 3 тонны. Это обусловлено разнообразием обслуживаемых транспортных средств с разной массой.
Подъемные механизмы для грузовиков

В данном случае важно учитывать не только вес самого автомобиля, но также его грузоподъемность, поскольку нередко приходится обслуживать те же фуры в снаряженном виде. Например, если масса авто 8 т, а его максимальная грузоподъемность составляет 10 т, то потребуется домкрат, способный выдержать от 18 т.

По высоте подхвата

Еще одна важная характеристика любого автомобильного подъемника, которая напрямую определяет возможность и особенности использования той или иной модели подкатного типа. Имеется в виду минимальный дорожный просвет, при котором можно будет ставить домкрат.

Исходя из всего изложенного, при покупке подкатного устройства настоятельно рекомендуется учесть высоту подхвата и сопоставить ее с дорожным просветом самого авто. Как показывает практика, в ситуациях с машинами, имеющими клиренс менее 14 см, оптимальным вариантом будут именно описываемые домкраты, подхват которых составляет от 7 до 10 см. В противном случае применение подъемного приспособления станет крайне затруднительным, а в большинстве случаев и просто невозможным.

По другим параметрам

Помимо двух перечисленных параметров, важную роль в классификации играет предельная высота подъема. Она должна обеспечивать возможность проведения определенных ремонтных работ или же обслуживания отдельных узлов и агрегатов машины. Как в ситуации с грузоподъемностью, лучше иметь хотя бы минимальный запас, поскольку необходимо учитывать, к примеру, свободный ход подвески.

Речь может идти, помимо банальной замены колеса, в том числе и о ремонте или обслуживании рулевой рейки. При этом, невзирая на эксплуатационные показатели подкатных конструкций с достаточной рабочей высотой, всегда следует помнить об использовании надежных подставок для страховки. Кстати, при наличии соответствующей опорной поверхности такие домкраты вполне могут использоваться, если автомобиль застрял на бездорожье.

Еще один важный момент – это тип механизма, являющегося ключевой конструктивной составляющей любого домкрата, включая описываемый тип. Подавляющее большинство доступных на современном рынке моделей оснащены редукторными или карданными силовыми узлами. Также устройства классифицируют по скорости подъема. Так, некоторые представители модельных рядов ведущих производителей оснащены механизмами, позволяющими при малых нагрузках увеличивать скорость.

Как работает гидравлический домкрат

Для точного определения причины поломки и её последующего устранения, следует иметь четкое представление принципа работы прибора. К счастью, гидравлические домкраты устроены достаточно просто, и большинство их неисправностей могут быть устранены своими силами. Обращение в сервис может понадобиться в случаях серьезных дефектов или полного отсутствия желания ознакомления с инструкцией по ремонту. Основы понимания действия прибора, следует заложить с разбора основных компонентов его механизма.

Перед описанием функциональных элементов, стоит заметить, что гидравлические домкраты имеют несколько подтипов и делятся на подкатные, бутылочные и ромбовидные. К классическому виду жидкостного подъемного механизма, больше всего приближен бутылочный тип, к которому относятся устройства с телескопическим, полым, зацепным и стандартным штоком. Для формирования правильного базового представления, разберем оригинальную модель без дополнительных модификаций. Итак, гидравлический бутылочный домкрат, состоит из следующих компонентов:

  1. Основание корпуса. Опорная площадка для установки прибора на ровную поверхность.
  2. Корпус. Внешняя часть гидравлического домкрата и, по совместительству, масляного резервуара.
  3. Цилиндр плунжера. Герметичная камера, где создается давление жидкости, выталкивающей шток.
  4. Рабочий плунжер. Выдвигаемый элемент с упором на конце.
  5. Отверстие для заливки масла. Расположено в верхней, боковой части корпуса прибора.
  6. Винт. Выдвижной элемент для увеличения высоты подъема домкрата. Закручивается в плунжер.
  7. Головка корпуса. Резьбовое соединение, фиксирующее положение корпуса по отношению к цилиндру.
  8. Уплотнительное кольцо. Обеспечивает герметизацию масляного резервуара, предотвращая вытекание жидкости.
  9. Гайка винта. Верхняя часть головки корпуса с шестью гранями для удобного откручивания.
  10. Серьга. Удобный элемент для ручной транспортировки домкрата. Присутствует не у всех моделей.
  11. Головка винта. Конечная часть штока, упираемая в груз.
  12. Рычаг. Съемный элемент ручного насоса, увеличивающий силу воздействия в несколько раз. В большинстве случаев, включает в себя специальный паз для откручивания запорного клапана (о нем далее).
  13. Нагнетательный плунжер. Основной элемент насоса, приводимый в движение с помощью рычага. Перекачивает жидкость из одного резервуара в другой.
  14. Цилиндр насоса. Герметичная камера и промежуточное звено в перекачивании масла между резервуарами.
  15. Запорный клапан. Служит для объединения / изолирования масляного резервуара с цилиндром плунжера.
  16. Всасывающий клапан. Регулирует движение жидкости внутри устройства, позволяя течь только в одном направлении (только на всасывание в цилиндр насоса).
  17. Перепускной клапан. Противоположность всасывающего. Позволяет плунжеру насоса выдавить через себя масло, но обратно не пускает.

Суть действия устройства основывается на перекачивании жидкости из масляного резервуара в цилиндр с плунжером. При подъеме рычага, порция масла всасывается в цилиндр насоса, а при опускании, выдавливается в главный цилиндр подъемника. За счет этого, в главном отсеке образуется давление, выталкивающее поршень.

Главное, чтобы в отсек не попал воздух, который может снизить устойчивость и общую эффективность. Именно по этой причине, бутылочный гидравлический домкрат не работает горизонтально. Однако, даже в таком типе устройств есть модели, позволяющие производить подъем в различных положениях.

Обзор моделей

При выборе домкрата необходимо учитывать такие моменты, как страну и марку производителя, а также модель транспортного средства

Для владельцев автомобилей ещё важно, насколько мобильно это устройство, поэтому нужно разузнать про его вес и габариты

Рассмотрев популярные марки производителей и чаще всего используемые домкраты, можно выделить несколько лучших моделей.

Matrix Master 51028

Представляет собой гидравлический подкатной домкрат, который легко эксплуатируется, компактно размещается в специальном чехле. Предназначается для поднятия легковых автомобилей. Домкрат оснащен защитным устройством в виде клапана, которое не допускает перегрузку инструмента. Может использоваться как в мастерских, так и в дороге для починки легковых автомобилей.

HobbyLine Jack

Эти бутылочные домкраты с низким подхватом рассчитаны для подхвата грузов высокой весовой категории. Но из-за довольно крупных габаритов их сложно транспортировать, поэтому они обычно применяются в СТО. Комфортная ручка позволяет зафиксировать механизм в удобном для работы месте, не прилагая при этом особых усилий.

ДА5П120К

Модель считается одной из лучших среди домкратов с низким подхватом. Была разработана для фиксации и подъема крупногабаритных грузов при производстве монтажно-ремонтных работ. Предназначается для стационарного использования в мастерских или гаражах. Конструкция включает подхваты для подъема грузов, пружины со способностью возвращать штоки в исходное положение, а также насосы, которые создают давление жидкости в камере рабочего цилиндра.

Опорная часть позволяет поднимать грузы до 5 тонн, а боковые части способны лишь на 2 тонны. Гидравлический цилиндр в комплекте со встроенным насосом и пультом управления предоставляет возможность работать практически в автоматическом режиме.

Советы и рекомендации

Нужно заметить, что нет смысла переплачивать за происхождение подъёмного устройства. Совершенно необязательно, что зарубежное оборудование намного лучше, нежели отечественный аналог, а заплатить нужно будет намного больше.

Что относительно грузоподъёмности, то желательно выбрать устройство с запасом мощности. Но не нужно уж сильно перестраховываться, так как чем больше вес, который сможет поднять агрегат, тем больше его габариты.

Важно перед покупкой осмотреть дно вашего авто, а именно площадку под это подкатное оборудование. В случае когда она ровная, то можно приобретать любое подходящее и понравившееся устройство

Но если на поверхности днища машины находится определённая выемка для лопатки, то здесь уж нужно будет выбирать именно определённого вида конструкцию.

Так же нужно определиться, для каких целей нужно подъёмное устройство, для эксплуатации лишь в гараже, или в качестве комплектации авто.

Подводя итоги, можно сказать, что без разницы, кто изготовил подкатное устройство, отечественный или зарубежный производитель. Нужно, чтобы конструкция была грамотно выбрана, с учётом высоты подъёма, подхвата и грузоподъёмности. Также нужно выбрать домкрат с учётом его прямого предназначения и цели эксплуатации.

Если нужно оборудование для постоянного вождения в багажнике, то желательно подобрать лёгкие и компактные модели. Также желательно, чтобы в эксплуатации выбранное устройство не требовало значительных усилий. Явным преимуществом является наличие кейса, сумки или упаковки для удобства перевозки и хранения.

Гидравлические домкраты

  Спецификацию моделей и характеристики уточняйте в разделе домкраты гидравлические ДГ

Этот вид домкратов работает на жидкости, о чем, собственно говорит само название. Принцип работы гидравлического домкрата основан на том, что приводной насос создает давление рабочей жидкости (гидравлическое масло) и тем самым перемещает поршень (плунжер). Таким образом, происходит процесс поднимания груза. Далее, жидкость переходит в резервуар насоса и груз опускается.
От других домкратов, гидравлические отличаются целым набором качеств:

  • при малых трудозатратах, гидравлические домкраты обладают большой грузоподъемностью;
  • высокий КПД;
  • плавность хода;
  • жесткость и компактность конструкции.

Минусы гидравлических домкратов:

  • гидравлические домкраты имеют высоту подъема намного выше, чем другие домкраты;
  • высота опускания не может быть точно отрегулирована;
  • гидравлические домкраты чаще и серьезней ломаются, чем механические. И отремонтировать их порой сложнее и дороже.

Гидравлические домкраты обладают грузоподъемностью от 2-х до 200 т. Существует множество вариантов этих домкратов:

  • классические бутылочные (одноштоковые и телескопические)
  • подкатные
  • специальные домкраты:
    • ромбовые
    • двухуровневые
    • зацепные.

Одним из самых универсальных и удобных видов является одноштоковый бутылочный домкрат. Для этого вида подвластны работы любой сложности, благодаря удобной конструкции и универсальности в эксплуатации. В область применения одноштокового бутылочного домкрата входит монтаж и демонтаж, как на стройплощадках, так и на машиностроительных заводах, ремонт автомобилей и др. Такой домкрат бутылочный можно использовать даже для силового узла прессов трубогибов, труборезов и т.п. Хранить одноштоковый бутылочный домкрат необходимо в вертикальном положении, во избежание вытекания рабочей жидкости.

Телескопический двухштоковый домкрат отличается от одноштокового лишь наличием телескопического штока. Такой домкрат позволяет поднимать груз на большую высоту, чего не достигнуть с домкратом бутылочного типа.

Без подкатных домкратов, пожалуй, не обходится ни одна автомастерская. Эти домкраты отлично эксплуатируются для ремонта автомобилей различных видов. Конструкция подкатного домкрата представляет собой длинную съемную ручку, которая не только снижает трудозатраты на поднимание груза, но также и позволяет работать стоя. Единственное, что стоит учитывать при работе с подкатным домкратом – это необходимость ровной и твердой поверхности, что в некоторых случаях, может быть неудобством в использовании.

  Спецификацию моделей и характеристики уточняйте в разделе домкраты подкатные

Следующие домкраты – это специальные. Их главное отличие от обычных – это возможность поднимать грузы на большую высоту (до нескольких метров). При помощи специальных домкратов, грузы на этой высоте надежно фиксируются.

Еще один вид домкратов, который используют в автосервисах – это двухуровневый домкрат.
Двухуровневый домкрат оснащен двумя подъемными площадками, и по сути представляет собой смесь подкатного и бутылочного домкрата с ножной педалью и ручным рычагом. Соответственно, этот вид домкрата можно использовать и как подкатной (на высоте от 65 до 375 мм от земли), и как телескопический (высота от 375 мм до 687 мм).

Среди других домкратов, для подъема автомобилей используют гидравлический ромбовый домкрат. Хотя, зачастую он может быть легко заменен винтовым. Но все-таки гидравлический ромбовый домкрат и в эксплуатации надежнее и сложнее в использовании. Состоит ромбовый домкрат из четырех рычагов, которые соединены шарнирами. За счет изменения угла между рычагами, происходит подъем груза.
Плюсы ромбовых домкратов:

— небольшие размеры
— большая опорная поверхность
— жесткость конструкции

Следующий подвид – зацепные домкраты. Такие домкраты универсальны в использовании и пригодятся в любом месте и для любых работ, где необходимая небольшая высота подхвата:

— монтаж и демонтаж оборудования
— автомастерские
— для поднятия полотна на ж/д. 

Конструкция зацепного домкрата основана на конструкции обычного бутылочного домкрата. Малая высота подхвата (от 15 мм) и его пошаговая регулировка отлично подходит для сборки механизмов.

Как пользоваться?

Эксплуатация любого подъемного оборудования неизбежно связана с потенциальным риском. Это, естественно, касается ситуаций, когда требуется поднять и опустить машину. Но независимо от выполняемых работ настоятельно рекомендуется соблюдать следующие основные правила.

Прежде всего необходимо внимательно изучить прилагаемую к оборудованию инструкцию.
В процессе выполнения любых манипуляций рядом с поднимаемым авто или другим грузом не должны находиться люди.
Внимательно осмотреть домкрат с целью выявления повреждений в виде сколов и различных деформаций

Отдельно стоит акцентировать внимание на состоянии штифтов и рейки.
Устройство, невзирая на простоту его конструкции, необходимо регулярно чистить и обслуживать.
Эксплуатировать оборудование допускается только при наличии качественной смазки (тефлоновой или силиконовой). Это позволит максимально продлить срок его службы.

Конечно же, в каждом конкретном случае алгоритм работы с реечным домкратом будет иметь свои нюансы. Однако существует определенная инструкция, в соответствии с которой требуется совершать следующие действия при подъеме и опускании автомобиля:

  1. Под колеса ТС подложить башмаки.
  2. Установит опорную площадку домкрата на ровной и твердой поверхности.
  3. Поднять переключатель.
  4. Повернуть фиксатор рычага и немного отвести его.
  5. Установить «клюв» под нагрузку, после чего поднять данный элемент до максимально безопасного упора.
  6. Двумя руками рукоятку опускать и поднимать. При этом крюк и пятка домкрата должны оставаться неподвижными.
  7. При подъеме на нужную высоту рычаг зафиксировать горизонтально.
  8. Установить упор (чаще всего используют специальные ремонтные подставки), опустить на него авто и снять нагрузку с подъемного оборудования.

Опускание ТС или любого другого груза выполняется в обратном порядке. Для этого необходимо:

  • правильно расположить домкрат и немного приподнять объект;
  • убрать установленный ранее упор;
  • поднять рукоятку в вертикальное положение;
  • опустить до упора переключатель;
  • движениями рычага вверх и вниз опустить груз;
  • снять нагрузку с оборудования.

После завершения работы следует установить ручку в вертикальное положение и зафиксировать ее, используя специальное крепление.

Важно помнить, что эксплуатация любого приспособления и оборудования может быть связана с опасностью для здоровья, а нередко и жизни

Исходя из этого, особое внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Естественно, работа с реечным домкратом и лифтование тяжелых грузов не являются исключением

Важно помнить, что домкраты рассматриваемого типа, невзирая на все их эксплуатационные показатели, не рекомендуется использовать для длительного удержания ТС в поднятом положении. Легкомысленное отношение к рекомендациям и излишняя уверенность в надежности устройства могут привести к серьезным последствиям

Существует ряд правил, соблюдение которых поможет максимально обезопасить процесс выполнения необходимых работ. Речь идет о следующих важных моментах.

  1. Машина по возможности должна находиться на максимально ровной поверхности. Естественно, при покорении бездорожья выполнение данного условия практически невозможно.
  2. Перед тем как лифтовать авто, все его подвижные части необходимо заблокировать.
  3. Также следует убедиться в том, чтобы была включена передняя или задняя передача. Нелишним будет поставить машину на ручник. Другими словами, требуется исключить возможность движения.
  4. Подъем должен выполняться плавно, без рывков.
  5. При необходимости под опорную площадку устройства следует подложить твердый материал. Использование кирпичей и аналогичных предметов недопустимо.

После подъема автомобиля и установки упора настоятельно рекомендуется убедиться в его устойчивости. С этой целью можно пошатать объект из стороны в сторону. Только после этого допускается выполнение предусмотренных работ.

Инструкция по эксплуатации реечного домкрата представлена на видео далее.

Виды

На сегодняшний день в продаже можно встретить телескопические домкраты различных видов – от стационарных до переносных и передвижных. Кроме этого, подъемное устройство может отличаться размерами, принципом действия и особенностями конструкции. К самым распространенным видам двухштокового домкрата относят такие.

Механический

Отлично подходит для автолюбителей. Его механизм приводится в действие физическими усилиями человека. Такой домкрат обычно имеет ромбовидную форму и выпускается с раздвижным механизмом, главным составляющим элементом которого является ходовой винт. Для поднятия груза с помощью механического устройства необходимо крутить рукоятку, при этом грузоподъемность напрямую зависит от резьбы винта (чем шире шаг, тем выше можно приподымать груз).

Среди механических двухштоковых домкратов отдельного внимания заслуживают реечные модели, у которых на штатив фиксируется откидной подхват. По сравнению с другими механическими домкратами, реечные выпускаются с высотой подъема от 500 мм до 1 м.

К главным преимуществам механических устройств относятся: компактность (занимают в гараже мало места), удобство использования, хорошая устойчивость, надежность в эксплуатации и доступная цена. Что же касается недостатков, то такие домкраты нельзя перегружать недопустимым весом, также у них низкий КПД.

Гидравлический

Данный вид работает на гидравлическом масле. Его принцип действия следующий: приводной насос создает давление масла, что вызывает перемещение плунжера (поршня) и запускает процесс поднимания груза на нужную высоту. После того как рабочая жидкость поступает в резервуар насоса, груз начинает плавно опускаться. Двухплунжерный домкрат обладает массой достоинств, среди которых можно выделить большую грузоподъемность, плавный ход, высокий коэффициент полезного действия и мобильность конструкции.

Кроме этого, гидродомкраты стоят дорого.

В свою очередь, гидравлические домкраты подразделяются на бутылочные, подкатные и специальные (зацепные, ромбовидные).

Самыми востребованными и функциональными считаются двуштоковые бутылочные модели, они характеризуются удобной конструкцией и долгим сроком службы.

Подкатной же домкрат нашел широкое применение среди автолюбителей, его можно встретить в любом гараже. Конструкция подкатного устройства имеет вид тележки с жесткой рамой, которая способна выдерживать большие нагрузки. Кроме этого, в состав конструкции входит клапан защиты, он срабатывает в случае перегрузок и повышает безопасность эксплуатации прибора.

К главным преимуществам подкатных домкратов относятся:

  • полная автономность;
  • высокая эффективность;
  • отсутствие необходимости в затратах усилий и времени;
  • безопасная и удобная эксплуатация (можно использовать в любом месте, где произошла поломка).

Недостатков у таких агрегатов нет.

Лучшие производители

В наши дни на рынке специального оборудования и, в частности, подъемных механизмов, свою продукцию представляют многие японские, немецкие, а также китайские и отечественные компании. С учетом актуальной статистики и отзывов пользователей в перечень наиболее популярных марок можно внести следующие.

Forsage – производитель, специализирующийся на выпуске надежного инструмента, включая подъемные приспособления. Продукция ориентирована преимущественно на выполнение любительского и полупрофессионального ремонта ТС. Изначально создатели бренда планировали ее выход исключительно на рынок РБ, но в итоге она оказалась востребованной и широко представленной в странах СНГ. Сейчас продукция выпускается заводами, расположенными на территории Поднебесной.

Как выбрать?

Выбор каждого типа домкратов имеет, конечно же, свои нюансы. Однако существуют общие правила, с учетом которых можно подобрать наиболее подходящую модель подъемного приспособления в каждом конкретном случае

При этом особое внимание необходимо уделить следующим ключевым критериям

  • Грузоподъемность – главная характеристика любого домкрата. Как правило, данный параметр указывается на корпусе устройства и в технической документации, которая обязательно входит в комплект поставки. Выбирая конкретную модель подъемника, настоятельно рекомендуется учитывать потенциальные нагрузки. Превышение указанных производителем показателей может привести как минимум к выходу из строя самого подъемника. Помимо этого, возможны и более серьезные негативные последствия.
  • Высота подхвата. Чаще всего этот параметр наиболее актуален для автомобилистов, поскольку определяется клиренсом транспортного средства. Данный эксплуатационный показатель чаще всего составляет от 6 до 25 см. Как показывает практика, проще подобрать подходящую модель владельцам внедорожников, имеющих увеличенный дорожный просвет.
  • Рабочая высота, или максимальная высота подъема. Показатель большинства представленных на рынке моделей варьируется в диапазоне от 30 до 50 см. Существуют даже автомобильные домкраты с рабочей высотой до метра и более.
  • В некоторых случаях присутствует такое понятие, как «рабочий ход». Под этим термином принято понимать разницу между минимальной высотой подхвата и максимальной высотой подъема. Естественно, чем шире данный диапазон, тем лучше.

Помимо всего уже перечисленного, выбирая модель подъемного приспособления, следует учитывать тип привода. В данном случае речь идет о следующих основных вариантах.

  • Механический привод, основанный на усилии, прикладываемом к рукояти домкрата. Такие модели отличаются максимальной простотой конструкции, а следовательно, сравнительно низкой стоимостью.
  • Гидравлический контур, приводящий в движение плунжер механизма с грузом за счет давления рабочей жидкости, создаваемого в цилиндре. Кстати, как в ситуации с предыдущим типом устройств, ключевым элементом является также рукоять, выполняющая роль рычага гидравлического насоса.
  • Пневматический привод, который обеспечивает подъем и спуск груза за счет сжатого воздуха. Принцип работы максимально прост и основан на заполнении рабочей камеры любым газом. Благодаря максимальной простоте использования и минимальным трудозатратам такие модели пользуются соответствующей популярностью.

Не менее важным критерием является марка домкрата. Естественно, опытные специалисты и пользователи настоятельно рекомендуют делать выбор в пользу оригинальной продукции известных брендов. Подобный подход к подбору оборудования позволяет рассчитывать на максимальное соответствие реальных эксплуатационных показателей заявленным производителем техническим характеристикам

Важно помнить, что крупные компании заботятся о своей репутации, и для них большое значение имеют соответствующие риски

Параллельно стоит уделить внимание качеству материалов и сборки. В ситуации с фирменными домкратами с этим, как правило, не возникает каких-либо проблем

В итоге приобретается приспособление предельно надежное и с максимальным сроком эксплуатации. Этого, к сожалению, нельзя уверенно сказать про модели, относящиеся к категории «no name». Нередко такие механизмы выходят из строя после первых же попыток их использования.

Опытные специалисты предпочитают не рисковать, поскольку использование ненадежного подъемника может привести к крайне негативным, а иногда даже трагическим последствиям. В то же время для многих одну из определяющих ролей играет финансовая сторона вопроса. Однако сейчас с учетом более чем широкого ассортимента представленной на рынке продукции многих компаний можно без особого труда найти оптимальное сочетание цены и качества.

Наряду со всеми перечисленными критериями, определяющими параметрами нередко становятся габариты и вес оборудования. Это наиболее актуально для владельцев автомобилей. Далеко не каждую модель домкрата можно свободно разместить в багажнике транспортного средства.

Реечные домкраты

Помимо полотен и колей, нашли свою нишу на строительных объектах. Востребованы везде, где только может понадобиться осуществление операций монтажа/демонтажа. Их основное конкурентное отличие заключается не в удобстве или простоте эксплуатации – такими свойствами обладают и вышеперечисленные модели, – а в возможности быстрого подъема и надежной фиксации даже тех грузов, которые были расположены низко. Еще одним безусловным плюсом является легкость их ориентации не только в вертикальном (что характерно для большинства инструментов), но и в горизонтальном положении.

Данные достоинства стали достижимыми на практике благодаря конструктивным особенностям. В общем случае устройство железнодорожного домкрата реечного – это планка, по всей длине которой нанесены зубцы или отверстия. Его подхват при этом перемещается в пространстве за счет либо подкачки рычага, либо вращения шестерни (тогда инструмент оснащен специальной ручкой).

Отсутствие лишних деталей и простота функционирования становятся залогом высокого КПД (достигает 80-85%). Благодаря такой конфигурации механизм может использоваться не только на магистральных линиях движения вагонов и локомотивов или на приемоотправочных пунктах, но и на любых других объектах, на которых только может быть актуален подъем грузов. Так, например, они востребованы на автостанциях, обслуживающих фуры и другие габаритные машины. Теперь рассмотрим наиболее популярные модели данного класса.

ДР-5

Активно используется для монтажа, ремонта рельсошпальных решеток и вагонов, перегрузочных работ. Его ключевые параметры:

  • грузоподъемность – до 5 т,

  • высота (ход) – 350 мм,

  • вес – 35 кг,

  • максимальное усилие – 150 Н,

  • Д х Ш х В – 300 х 350 х 710 мм.

Отсюда понятны главные недостатки моделей этой категории: они сравнительно тяжелы и громоздки, но при этом далеко не самые мощные. Если бы не этот минус, они бы применялись повсеместно, хотя на практике недочеты частично компенсируются беспроблемной ориентацией как по вертикали, так и по горизонтали и одинаковой нагрузкой на головку и на лапу.

ДР-8

Еще один востребованный домкрат железнодорожный реечный, характеристики у которого почти те же, что и у предыдущего варианта. У него те же габариты, что и у ДР-5, и одинаковая высота подъема. Незначительная разница лишь в массе – весит уже 37 кг, – есть прирост в усилии – до 200 Н.

При этом обладает следующими полезными практическими свойствами:

  • неприхотлив к изменениям температуры (в том числе и к резким скачкам и перепадам);

  • сохраняет работоспособность даже в условиях значительной запыленности;

  • отличается хорошей степенью ремонтопригодности;

  • опускает груз плавно и безопасно, благодаря специальным фрикционным накладкам.

За счет этих преимуществ (а также других, уже описанных в случае с ДР-5) остается востребованным при решении самых разных строительно-монтажных задач.

ДР-20

Максимально мощная и габаритная модель серии – это вам докажет любая фотография, не говоря уже о ключевых параметрах, в числе которых:

  • наибольшее усилие – 300 Н,

  • рабочий ход – 300 мм,

  • вес – 85 кг,

  • Д х Ш х В – 317 х 400 х 887 м,

  • грузоподъемность – 5 т (на лапе) и 20 т (на головке).

При этом сохраняются общие преимущества класса: возможность и горизонтальной, и вертикальной ориентации, отличная защищенность от изменений температурного режима, безопасное опускание за счет фрикционных накладок, отсутствие необходимости в использовании масла. Страдает только мобильность, но ведь это механизмы для решения самых масштабных задач, а значит применяться они будут в тех случаях, когда имеет смысл потратиться.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации