Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 1

Чеканка по металлу. художественная обработка металла. рисунки для чеканки

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Выполнение художественной чеканки своими руками

Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником. И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения. Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.

Кровельная и нержавеющая сталь

Листовую, или кровельную, сталь можно использовать для чеканки
простых декоративных изделий. Она позволяет проводить контурные
чеканки с опусканием фона и нанесением фактуры. Мастера Древней
Руси создавали из этого материала ажурные чеканки с просечением
фона.

Нержавеющая (хромоникелевая) сталь часто применяется для
создания крупных декоративных изделий. Из-за большой трудности
чеканки она практически не применяется при создании небольших
произведений.

Для создания красивых чеканок в прошлом часто использовались
драгоценные металлы – золото, серебро и др. Сейчас это искусство
ценится уже не столь высоко. Большинство чеканок под золото
делается на напоминающей его по цвету латуни, серебро заменяется
мельхиором и похожими на него никелевыми сплавами. Благородные
металлы используются в основном для создания мелких ювелирных
украшений.

Применяемые материалы и инструменты

  • меди;
  • алюминия;
  • латуни;
  • мельхиора;
  • нейзильбера;
  • железа для кровли;
  • стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
  • золота;
  • серебра;
  • фольгированные.

Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.

В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:

  • выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
  • сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
  • контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
  • выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
  • просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
  • выколотки с изнанки (пурошники);
  • отпечатка (фигурные).

Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.

Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная. Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика. Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.

Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл. Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники. Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.

В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.

Форма

Чекан имеет проушину для закрепления рукояти, хотя известны и экземпляры со втулкой, а также самобытные китайские чеканы гэ, вставлявшиеся в расщеп древка. Основным отличием чекана от топора является отсутствие лезвия, удар осуществляется острием, образованным сходящимися гранями полотна клюва. Иногда это различие формулируют как наличие ножевидного (у чекана) и стержневидного (у клевца) бойков. Альтернативной классификацией является предложенная М. П. Грязновым в 1956 году, который предложил считать чеканом оружие с прямым, а клевцом — с клювовидно загнутым острием. М. В. Горелик предлагает считать чекан и клевец синонимами. Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимом слова «топор». Обладает значительной для ближнего боя эффективностью применения против доспехов, поскольку (в сравнении с другим оружием ближнего боя) сила удара фокусируется на минимальной площади поражения.

Похожим по форме, но функционально отличным является боевой молот-«клевец» — в России и «наджак» — в Польше. В этом смысле чекан (с одной стороны) и клевец (с другой) могли быть элементами одного комбинированного оружия — поллэкса.

На Руси чекан служил знаком начальнического достоинства. Его брали в поход и тогда возили на седле, помещая наконечником в петлю, прикреплённую к пуговке, обшитой сафьяном и вышитой золотом или серебром.

Материалы

  • Красная медь — наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
  • Латунь — сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.


Смотреть галерею

  • Алюминий — металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
  • Нержавеющая сталь — используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
  • Никель — в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы — мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
  • Кровельное железо — материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.

Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.

Примечания

  1. Изображение из книги Ф. Г. Солнцева «Древности Российского государства», 1853 год.
  2. Чека // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  3. Чекан, холодное оружие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Чекан // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. ↑ Чекан, холодное оружие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. : «Правильнее называть чеканом топорик, с выраженным молотковидным утолщением обуха . В отличие от клевца, который, на самом деле, является боевым молотом.».
  7. Чекан, холодное оружие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Чекан // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  9. Кисель В. А. Σαγάρις Геродота в арсенале древних кочевников. 2008
  10. .
  11. .
  12. : «к поллэксам относят холодное оружие с головкой в виде молота, чекана или секиры, позади которой находились клевец, пара шипов или (головка в виде секиры или чекана) молот.».
  13. Vere Gordon Childe. . www.marxists.org. Дата обращения 2 августа 2018.
  14. .
  15. С появлением железа появилось возможность изготавливать такие лезвия изогнутыми в соответствии с траекторией удара, такое оружие археологи называют клевцом.
  16. Кочеев В.А. , Горно-Алтайск, 1983.

История

Чекан восходит к боевой кирке, появившейся в Месопотамии в III тысячелетии до н. э. в ответ на появление первых металлических шлемов. Во II тысячелетии до н. э. функцию борьбы с защищённым доспехом противником берёт на себя топор, в особенности боевой топор с узким лезвием, введённый гиксосами, и лишь в I тысячелетии до н. э. в Средней Азии и Китае появляются настоящие чеканы с листовидным ударным элементом и скруглённым обухом.

Древнейшие европейские прообразы чеканов, обычно называемые «алебардами» бронзового века, имели приклёпанное к металлической рукоятке широким концом лезвие, внешне похожее на бронзовый кинжал, но асимметричное, то есть имеющее различную длину и кривизну граней. Это оружие долгое время считалось ритуальным, однако современные исследования подтвердили наличие следов боевого использования на сохранившихся экземплярах. Оно появилось на территории современных Испании и Португалии в 2000—1800 гг до н. э. и распространилось в Микены, Ирландию и Германию, где производилось, в том числе для торгового обмена со Скандинавией и Восточной Европой.

Ранние образцы чеканов относится к комплексу вооружения всадника и предназначались для ведения ближнего боя. Наиболее архаичные бронзовые чеканы с втулкой относятся к VIII—VII вв.. до н. э. и встречаются в погребениях воинов-кочевников: скифов, представителей ананьинской и пазырыкской культур. В культурах кочевников Центральной Азии эпохи поздней бронзы использовались бронзовые чеканы, представлявшие собой круглую трубку-втулку с прикреплённым сбоку плоским, длинным листовидным лезвием, похожим на кинжал, но укреплённым рёбрами жёсткости. Оружие использовалось как и топор, потому лезвие изготавливалось с небольшим наклоном по отношению к втулке, это создавало угол между рукоятью и лезвием, который позволял перенести центр действия удара на черенок и свести отдачу к минимуму. Втулкой чеканы насаживались на длинную деревянную рукоять и позвлоляли наносить как колющие, так и рубящие удары. Чеканы носились на поясе с правого бока. Такие чеканы изображались на оленных камнях в Горном Алтае и Тыве. Впоследствии постепенно начинают доминировать чеканы с проушиной, затем основным материалом для изготовления чекана становится железо.

Крюк и трещотка

Эти изогнутые чеканы используют при работе с объемными изделиями. Их боевые концы не делают в виде расходников и лощатников, так как они предназначены только для создания общего рельефа. В отличие от трещотки крюк имеет два рабочих конца, один из которых заострен и используется для мелких деталей рисунка, а другой несколько скруглен.

Размеры этих инструментов зависят от обрабатываемого изделия. Однако не рекомендуется делать их из стали сечением больше 16 мм, так как при ударе молотка крюк и трещотка должны хорошо вибрировать.

Несколько слов о размерах вышеперечисленных инструментов. Для ювелирных работ применяются небольшие (диаметром 3–4 мм) чеканы, для работ средних размеров – около 6–8 мм в диаметре и больше. Для крупных композиций иногда используются деревянные чеканы, которые держат в кулаке, как зубило (рис. 107).

Рис. 107. Деревянные чеканы.

Хранить чеканы можно как в сделанных специально для этой цели ящиках, так и в высоком стакане, но в этом случае обязательно рабочей поверхностью вверх. В противном случае будет затруднен поиск нужного инструмента.

Материалы и инструменты для чеканки

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают,  при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Оборудование для производства чеканки

Оборудование включает в себя:

  • пресс для чеканки;
  • наковальню;
  • молот, кувалду или мощный молоток;
  • штампы (клише).

Кроме того, необходимо иметь определенное количество заготовок, которые могут быть изготовлены из разных металлов: алюминия, меди, латуни, серебра и даже золота. Стоимость изготовления напрямую зависит от материала, на котором будет выполнен оттиск. Купить можно заготовку диаметром 25 и 30 мм по таким ценам:

  • алюминиевую – от 22 до 30 рублей;
  • латунную – от 29 до 42 рублей;
  • медную – от 28 до 38 рублей;
  • серебряную – от 4 до 5 тысяч рублей (зависит от пробы);
  • золотую – от 48 до 57 тысяч рублей (зависит от пробы).

Чаще всего предприниматели, имеющие бизнес по изготовлению сувенирных монет, используют заготовки из меди и латуни.

Сам процесс изготовления простой. Заготовки из листового или материала круглой формы (обычно диаметром 25 или 30 мм) вставляются в специальный пресс, состоящий из 2 частей. На каждой части пресса для чеканки располагается рисунок или надпись объемного типа (аверс и реверс). Далее по крышке наносится удар молотом и таким образом получается изображение на куске металла.

Дизайн штампов разрабатывают самостоятельно или прибегают к помощи специалистов. Начинается он с изготовления и утверждения эскиза. Его обычно выполняют в компьютерных программах, чаще всего в CorelDRAW. Если сам предприниматель не владеет программой, то в интернете можно найти сайты, где по щадящей цене быстро его разработают (например, coinmaker.ru/site.html). Далее эскиз переводится в векторное изображение, и выполняется лазерная гравировка. Затем металл подвергается термообработке и хромированию или полировке. Это вкратце процесс изготовления клише. Но штамп можно также заказать в компаниях, которые занимаются их изготовлением за умеренную плату. Если эскиз будет разработан самим предпринимателем, то изготовление клише у сторонних фирм обойдется намного дешевле.

Чеканка своими руками

Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.

Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.

Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.

Какой использовать металл

Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.

Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.

Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.

Выполнение художественной чеканки

Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.

Для работы вам понадобятся:

  • Лист алюминия толщиной 1 мм.
  • Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
  • Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
  • Молоток.
  • Пластилин.
  • Копировальная бумага.
  • Эскиз.

Процесс работы

Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.

Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.

Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.

Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.

Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.

Тонировка картины

Есть несколько способов тонировки алюминия.

  1. Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
  2. Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.

Видео Чеканка своими руками

Инструменты

Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.


Смотреть галерею

Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:

  • канфарник — чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
  • расходник — прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
  • сечка — острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
  • лощатники — разнообразные инструменты плоской формы для лощения — выравнивания основы.

Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации