Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 0

Что из себя представляет и для чего нужен манометр для измерения давления воды?

Преимущества использования

В первую очередь, стоит отметить универсальность манометра, который заключается в возможности контролировать давление и поддерживать ее на определенном уровне. Во-вторых, устройство позволяет получить точные показатели нормы, так и отклонение от них. В-третьих, доступность практически любо человек может себе позволить приобрести данный прибор. В-четвертых, устройство способно работать стабильно и бесперебойно на протяжении длительного времени, и не требует специальных условий или навыков.

Использование таких устройств в таких областях, как медицина, химическая промышленность, машино- и автомобилестроение, морской транспорт и других требующих точного контроля давления, значительно облегчает работу.

Как выбрать автомобильный манометр?

Большой ассортимент продукции известных производителей усложняет выбор, нужно от чего-то отталкиваться, желательно учитывать мнение экспертов и автомобилистов

На что нужно обратить внимание?

Надежность ― один из главных критериев. Не стоит экономить и покупать манометры в виде игрушек и брелоков — это одноразовая продукция. Лучше присмотритесь к приборам известных производителей.
Точность. Допустимой точностью измерений считается погрешность в 1%.
Шкала измерений. Она должна быть больше, чем возможное давление в шинах. В легковых автомобилях достаточным уровнем давления является 2 атмосферы

Обращайте внимание на единицы измерения — россиянам привычны атмосферы.

Стоит оценить удобство эксплуатации и определить, как часто вы будете измерять. Если манометр необходим для диагностики 3 раза в год, достаточно приобрести недорогое устройство. Тем, кто планирует регулярно измерять давление в покрышках, производители предлагают надежные агрегаты высокой точности.

Как читать показания манометра

После выполнения подготовительных операций можно переходить непосредственно к считыванию показаний манометра. На рисунке ниже показаны уровни водяных столбов для двух типов трубок. Открытая поверхность жидкостного столба называется мениском. Вид поверхности жидкости, показанный на рисунке, называется вогнутым мениском: центр этой поверхности расположен ниже ее внешних краев. Вода всегда образует вогнутые мениски.

Вогнутые мениски в трубках, наполненных водой

На практике считывание показаний уровней для вогнутых менисков всегда производится со дна, т.е. низшей части мениска.

Существует так же и выпуклый мениск. Центр его выше, чем внешние края. Ртуть всегда образует выпуклые мениски. Считывание показаний при выпуклом мениске всегда производится с верхней точки.

Выпуклый мениск в трубке, наполненной ртутью

Что это за датчик и когда используется

Электроконтактный манометр — это датчик, который применяется для измерения избыточного и вакуумметрического давлений в разных средах (жидкость, газ, пар), используется в качестве сигнализирующего устройства прямого действия и позволяет управлять производственными процессами, при этом особым условием к среде является исключение ее кристаллизации.

ЭКМ применяется для выдачи сигналов управления исполнительным механизмам, которые поддерживают значения давления в трубопроводе, а также компрессорных установках, гидросистемах, пневмооборудованиях или бытовых автоклавах на определённом значении.

Электроконтактный манометр пользуется популярностью во многих отраслях промышленности и инфраструктурных системах:

  • Энергетика;
  • Металлургия;
  • Нефтегазовая и нефтехимическая промышленность;
  • Системы водоснабжения;
  • Машиностроительные установки;
  • Генерация тепла и его распределение.

Также ЭКМ востребованы в системах автоматики безопасности ТЭЦ, ЦТП и котельных.

Разновидности моделей датчиков

Производством электроконтактных манометров занимается немало производителей, некоторые предлагают достаточно широкую линейку моделей, приведенный ниже перечень разделен согласно различным заводам-изготовителям:

  • ТМ (ТВ, ТМВ), 10-ой серии;
  • PGS23.100, PGS23.160;
  • ЭКМ100Вм, ЭКМ160Вм;
  • ТМ-510Р.05, ТМ-510Р.06, ДМ2005Сг и ее аналог ТМ-610.05 РОСМА.

Все перечисленные модели делятся на манометры с микровыключателями и с магнитомеханическими контактами. Также производители выпускают приборы во взрывозащищенном исполнении и виброустойчивые или жидконаполненные (внутри заполнены диэлектрическим маслом, чаще всего глицерином) чтобы показания стрелки манометра “не скакали” при повышенной пульсации измеряемой среды. Глицерин внутри ЭКМ не даст стрелке быстро перемещаться.

Принцип работы электроконтактных манометров

Принцип работы ЭКМ заключается в замыкании или размыкании подвижным контактом некого уставочного значения. Подвижным контактом электроконтактного манометра является показывающая давление стрелка, которая поворачивается при изменении давления в измеряемой среде. Уставочное (регулируемое) значение выставляется вручную с помощью двух стрелок (минимальное и максимальное значение). Эти стрелки манометра после установки значений неподвижны.

Возможные поломки и пути их решения

Причиной поломки приборов становится некачественный материал изготовления или нарушение правил эксплуатации, например, превышение рабочего давления или использование при температуре, на которую он не рассчитан.

Если на манометре стоит пломба после поверки, то вскрывать его нельзя. В этом случае надо заменить прибор или отдать в ремонт той же компании, которая проводит поверку.

Но не всегда это рентабельно. Зачастую дешевле установить новый манометр.

Поломки, которые можно устранить:

  • микротрещины в трубке запаивают;
  • гнутые и сломанные стрелки меняют;
  • неисправная пружина, обеспечивающая вращение стрелки, также подлежит замене.

Если износились зубцы передаточного механизма или погнулась пружинная трубка, то такой манометр не подлежит ремонту.

Как работает датчик давления в шинах

Принципработыдатчиковдавлениявшинах заключается в использовании системы ABS. Ее установка производится прямо на заводе — система передает данные на бортовой компьютер, который обрабатывает информацию и сигнализирует о нарушениях. По сути, это не датчик, а система косвенного контроля, но на практике мало кто проводит строгие разграничения.

А вот системы прямого контроля – это именно датчики. Датчики измеряют давление в шинах, на которых расположены. Они снимают показания и сигнализируют об отклонениях водителю. Все зависит от типа устройства – некоторые просто меняют цвет, другие передают информацию на специальный экран в салоне автомобиля.

Виды датчиков

Существует две основные разновидности контрольных устройств – механические и электронные.

Механические представляют собой колпачки, которые устанавливаются на вентили подкачки и меняют цвет в зависимости от внутрикамерного давления. Оно выдавливает индикатор «нужного» цвета.

Такое устройство отличается малой стоимостью и простотой эксплуатации. Но гораздо больше у него минусов.

Например,
такие:

  • нельзя проводить замеры в процессе езды;
  • точность показаний очень низкая;
  • малый срок службы (обычно до полугода, иногда чуть дольше);
  • колпачки часто воруют.

Электронные датчики более удобные, многофункциональные и точные. Они крепятся на колесо и передают информацию на экран в салоне, выводя ее в графическом и цифровом виде. В процессе езды такой датчик фиксирует уровень давления внутри шины, температурный внутрикамерный режим, скорость вращения колеса.

Электроконтактные манометры ДМ, ЭКМ

Электроконтактные манометры (ДМ, ЭКМ), мановакуумметры (ДА), вакуумметры (ДВ) (далее именуемые “манометры”) (рис. 1, 2) в комплекте с сигнализатором МС-3-…

предназначены для измерения избыточного и вакуумметрического давления некристаллизующихся жидкостей, пара и газа, неагрессивных к материалам деталей, контактирующих с измеряемой средой, дискретного управления электрическими цепями вспомогательных и регулирующих устройств (при превышении номинального, то есть порогового, значения происходит замыкание или размыкание электрической цепи) и подачи светового и звукового сигналов.Комплект манометра с сигнализатором МС-3-…

может применяться для контроля давления в технологических системах нефтяной, химической, пищевой и других отраслей промышленности.

Комплект манометра с сигнализатором, например, может применяться для контроля герметичности межстенного пространства двустенного резервуара (рис. 3), а также для двустенной арматуры на АГЗС, ГНС.

Устройство, принцип работы

Устройство манометра: Манометры изготавливаются на базе невзрывозащищенных приборов:- ДМ (ДА, ДВ)… — манометров со скользящими контактами (изготовитель ОАО “Манотомь”, г. Томск) — рис. 1;- ЭКМ … — манометров на микропереключателях (изготовитель ООО НПО “ЮМАС”), г. Москва — рис. 2.Взрывозащищенность манометров достигается их доработкой и применением совместно с сигнализатором МС-3-…

, который выполняет функции барьера искробезопасности. Доработка манометров не касается их измерительной части и заключается в шунтировании контактов диодами, проведении дополнительных проверок и маркировании.Принцип работы: Установка порогов давления осуществляется перемещением “сигнальных” стрелок манометра. В нормальном состоянии электрические контакты манометра замкнуты накоротко.

При достижении порогового давления контакты размыкаются и ток протекает в одном направлении — через диод, шунтирующий контакты. Сигнализатор МС-3-… реагирует загоранием соответствующего светодиода, подачей звукового сигнала и переключением выходного реле (см. разделы “Сигнализаторы МС-3-2Р”, “Сигнализатор МС-3”).

Защита от ложных срабатываний обеспечивается контроллером сигнализатора МС-3-…

, который осуществляет логическое преобразование импульсных сигналов манометра, возникающих от дребезга контактов при вибрации или при неустойчивом контакте.

Обозначение, варианты исполнения

Обозначение, варианты исполнения, технические параметры приборов приведены в таблице 1Примечания:1)Для контроля герметичности двухстенных резервуаров хранения светлых нефтепродуктов используется мановакуумметр ДА2010/ ДА2005-Ex с диапазоном измерения (-1…0,6) (кгс/см2), позволяющий регистрировать понижение избыточного давления с 0,2 кгс/см2 до нуля.

2) Для контроля резервуаров хранения СУГ используются манометры ДМ2010 (ДМ2005) или ЭКМ-100 (ЭКМ-160) с диапазоном измерения от нуля до верхнего предела давления в межстенном пространстве в нормальном и аварийном режимах. В данном случае возможно как понижение давления — при разгерметизации наружной стенки резервуара, так и его повышение — при разгерметизации внутренней стенки резервуара (рис. 3).

Варианты исполнения сигнализаторов — см. разделы “Сигнализаторы МС-3-2Р”, “Сигнализатор МС-3”.

Особенности настройки манометра

Регулировка манометра давления выполняется с помощью эталонного пружинного измерителя. В системе меняют давление и соответственно выставляют стрелку на измерительной шкале, добиваясь точности результатов. Регулировка выполняется вращением маховика винтового пресса для изменения давления. С помощью винта и передвижения тяги регулируется положение стрелки. Начинается настройка с первоначального значения, а затем регулировку осуществляют по всей шкале.

Для контроля топливной системы автомобиля может использоваться регулятор давления топлива с манометром, имеющий ручную настройку. Его можно устанавливать вместо штатного регулятора на авто с инжектором. Благодаря устройству повышается производительность форсунок, что дает возможность закачать в цилиндры больше горючего. Таким образом, увеличивается мощность силового агрегата.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации