Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Износ (техника)

Типы износа

В бухгалтерском учете данное понятие переплетается тесно с амортизацией. Кто-то считает тождественными понятия, но тут есть большая разница. Износ отображает физическую сторону процесса производства, а амортизация – экономическую, получается перераспределение стоимости деформаций на выделение средств на покупку нового оборудования и себестоимость выпускаемой продукции. Первое может по-разному устаревать, что влияет напрямую на износ. Типы износа классифицируют по различным признакам. Бывает функциональное и физическое изнашивание. Каждое из них подразделяется также на группы.

Физический износ

Идет речь о прямой потере изначальных свойств в течение эксплуатации предметов. Износ возможно представить как частичный и полный. Оборудование в последнем случае подлежит восстановлению при помощи ремонта. В других ситуациях допустимо лишь использование или списание в качестве запасных частей.

Также есть и более детальная классификация физического износа:

  • первого типа — оборудование изнашивается в итоге правильной эксплуатации;
  • второго типа — виновником порчи зданий и техники становится нарушение правил использования, природа и так далее;
  • непрерывный — постепенная потеря изначальных свойств из-за использования оборудования;
  • аварийный — внезапный (его частая причина – скрытый износ).

Типы износа, которые описаны выше, можно определить не только в целом для единицы оборудования. Но и для ее составных частей. По смыслу типы физического износа отличаются не особенно от морального.

Функциональный износ

Если с физическим все довольно прозрачно, то в ситуации с функциональным необходимо уточнить, что тут идет речь об уменьшении привлекательности машин в итоге производства оборудования по технологиям. Функциональный износ делят на такие типы: Частичный — оборудование невыгодным становится применять для полного цикла производства, но оно может еще подойти для каких-нибудь определенных операций. Полный — износ вызывает то, что оборудование нельзя использовать для производства. Оно является пригодным лишь для применения в качестве запасных частей или списывания.

У функционального износа бывает еще одна классификация – по причинам появления. В ней выделяют такие типы: Моральный износ — появление на рынке больше усовершенствованного оборудования, используемому аналогичного в производстве.

Типы морального износа обуславливаются эксплуатационными или избыточными капитальными затратами. Технологический износ — это появление больше усовершенствованной технологии изготовления продукции. Он может быть уменьшен за счет состава и количества оборудования.

Экономический износ

Не только время и природа оказывают влияние на типы износа. Развитие экономики и ее показателей также влияет на обесценивание техники. Износ связан напрямую с такими факторами, как:

  • уменьшение спроса на продукцию, изготавливаемую предприятием;

  • инфляция.

Появляется необходимость приобретать сырье по высоким ценам, поднимать рабочим заработную плату, появляются такие затраты, но не увеличиваются на продукцию цены в размере, соответствующем затратам.

Рост конкуренции

Рост по кредитам процентных ставок для организаций, которые выдаются на определенные цели (к примеру, приобретение нового оборудования).

Изменения на сырьевых рынках.

Введение ограничений на применение определенных моделей оборудования по экологическим причинам.

Терять свои свойства и устаревать может как разные группы оборудования, так и недвижимость. В каждом предприятии есть собственный полный список того, где износ проявляется. Типы износа также при этом имеют собственную классификацию.

Дефектация шестерен

Основными дефектами шестерен являются: износ зубьев по толщине, длине и конусность зубьев по длине, выкрашивание рабочих поверхностей зубьев, износ при ширине внутренних шлицев.

Техническое состояние поверхностей зубьев контролируют осмотром. Шестерни выбраковывают, если имеются сквозные трещины, выкрашивание рабочих поверхностей отдельных зубьев более 15% общей площади, а также при износе или частичном отломе зуба по длине более чем на 20%.

Износ зубьев по толщине определяют штангензубомером или шаблоном. Зуб шестерни считается годным по толщине, если при установке шаблона остается зазор у вершины. Шестерня подлежит выбраковке, если шаблон ложится на вершину зуба. На каждую шестерню техническими требованиями установлены высота замера зуба штангензубомером и допускаемая толщина зуба.

У шестерен непостоянного зацепления определяют неравномерность износа зуба по длине (конусность). Она допускается не более 0,03 мм на длине 10 мм.

Естественный износ

Естественный износ происходит в результате трения между трущимися поверхностями и усталости поверхностного слоя материала и является основной причиной выхода деталей из строя.

Естественный износ в работе подразделяют на механический и усталостный.

Естественные износы появляются в результате механического износа деталей под действием сил трения, воздействия высоких температур и усталости металла при соблюдении всех нормальных условий эксплуатации и ухода за механизмами. Эти износы нарастают обычно медленно.

Естественный износ является следствием неизбежного поверхностного разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе машины в условиях нормальной эксплуатации.

Естественные износы появляются в результате трения, действия высоких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплуатации.

Естественный износ является следствием неизбежного поверхностного разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе машины в условиях нормальной эксплуатации.

Естественный износ может быть механический, абразивный, коррозионный и усталостный.

Естественный износ происходит в результате трения между трущимися поверхностями и усталости поверхностного слоя материала и является основной причиной непригодности деталей для дальнейшей работы. Различают следующие виды естественного износа: механический, молекулярно-механический и коррозионно-механичес-кий.

Естественный износ происходит в результате трения между трущимися поверхностями и усталости поверхностного слоя материала и является основной причиной непригодности деталей для дальнейшей работы.

Естественный износ происходит в результате трения между трущимися поверхностями и усталости поверхностного слоя материала и является основной причиной непригодности деталей для дальнейшей работы. Различают следующие виды естественного износа: механический, молекулярно-механический и коррозионно-механический.

Естественные износы при соблюдении установленных правил технического обслуживания за данным механизмом, агрегатом и машиной в целом являются следствием трения, действия высоких температур и нагрузок, вызванных нормальными условиями эксплуатации.

Естественный износ неизбежен и появляется при нормальной эксплуатации, увеличиваясь по мере наработки машины

Аварийный износ является результатом невыполнения норм технического обслуживания и ремонта, неправильной эксплуатации и часто неосторожного вождения скрепера.
 . Естественные износы являются следствием трения, действия высоких температур и нагрузок, появляющихся при нормальных условиях эксплуатации.

Естественные износы являются следствием трения, действия высоких температур и нагрузок, появляющихся при нормальных условиях эксплуатации.

Естественный износ происходит вследствие трения между поверхностями и разрушения поверхностного слоя материала. Аварийные износы появляются в деталях машин при несоблюдении правил технического обслуживания и ремонта ив результате неосторбжногб вождения. Аварийные износы быстро нарастают и вызывают в деталях машин напряжения, превышающие допустимые, что неизбежно ведет к поломкам и простоям машин.

Естественный износ является следствием поверхностного разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе крана в условиях нормальной эксплуатации.

Виды износа автозапчастей

Каждый износ деталей авто относится к одной из трёх категорий:

  • производственного происхождения;
  • конструктивного происхождения;
  • эксплуатационного происхождения.

В категорию конструктивных входят дефекты, возникающие вследствие недочётов при проектировании машины. Производственные изъяны возникают вследствие ошибок, допущенных во время производства авто. Причинами эксплуатационных изъянов становятся неправильный сервис и износ естественного характера.

Последний вид износа деталей появляется вследствие взаимного трения поверхностей, которые прилегают друг к другу, а также усталости поверхностей материала. Различают 3 типа его: он может быть механическим, молекулярным и коррозионным.

Износ деталей авто механического типа подразделяется на несколько подвидов.

Подшипники качения подлежат замене при наличии одного из повреждений:

  • усталостные раковины на дорожках и телах качения;
  • коррозионные раковины на дорожках и телах качения;
  • трещины, сколы бортов, колец;
  • трещины колец, роликов, шариков;
  • трещины, излом сепаратора;
  • задиры на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • износ и обрыв заклепок сепаратора;
  • забоины на сепараторе;
  • рифление на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • выработка на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • вмятины на рабочих поверхностях;
  • поверхностная коррозия на рабочих поверхностях подшипника;
  • цвета побежалости на рабочих поверхностях;
  • увеличение радиального зазора.

7.1. Виды механического износа

Механический износ – процесс постепенного разрушения поверхностей деталей при относительном движении.

Основная функция визуального осмотра трущихся поверхностей – определение вида изнашивания и постановка диагноза, позволяющая принять рациональные ремонтные воздействия, снижающие скорость износа. []

Основные виды механического износа приведены в [].

Таблица 7.1 – Основные виды механического износа
Условия возникновения Механизм разрушения Проявление
Износ схватыванием первого рода
  • трение скольжения;
  • малая скорость относительного движения (для стальных деталей – до 1 м/с);
  • высокое давление, превышающее предел текучести на фактических площадках контактов;
  • отсутствие смазки или защитной плёнки окислов между трущимися деталями;
  • низкая температура нагрева поверхностных слоёв (до 100 °С).
Характеризуется возникновением адгезионных связей между деталями с последующим их разрушением. На контактной поверхности детали из менее прочного материала образуются хаотически расположенные вырывы, а на детали из более прочного материала – налипания.

Износ схватыванием второго рода
  • трение скольжения;
  • высокая скорость относительного перемещения (свыше 4 м/с);
  • высокое давление, превышающее предел текучести на фактических площадках контактов;
  • высокая температура в поверхностных слоях (до 1600 °С).
Первая стадия (температура до 600 °С, механические свойства материалов снижаются мало). Вырывы частиц на детали из менее прочного материала, чередующиеся через примерно одинаковые промежутки.
Вторая стадия (температура 600-1400 °С, размягчение металла, заметное снижение механических свойств материалов). На контактной поверхности более прочной детали видны налипание и размазыванием металла, а на поверхности менее прочной – вырывы.
Третья стадия (температура свыше 1400 °С, расплавленные слои металла уносятся со смазкой).

Оплавленные борозды.

Окислительный износ
  • трение качения или трение скольжения;
  • скорость относительного движения деталей 1,5-7,0 м/с (без смазки) и до 20 м/с (со смазкой).
Определяется взаимодействием материала деталей с кислородом окружающей среды с образованием твёрдых растворов и плёнок окислов, защищающих исходные материалы от интенсивного износа. Изнашивание поверхностей заключается в периодическом появлении и скалывании твёрдых и хрупких окисных плёнок. Минимальная скорость изнашивания. Матовые полосы, состоящие из плёнок оксидов, твёрдых растворов и химических соединений металла с кислородом.

Осповидный износ
  • трение качения;
  • переменные или знакопеременные нагрузки;
  • высокие давления, достигающие предела выносливости.
Многократные нагружения вызывают усталость металла. На плоскостях максимальных напряжений внутри детали зарождаются трещины. Их развитие приводит к разрыву контактной поверхности. Движение тел качения через разрыв поверхности сопровождается динамическими явлениями, в результате чего износ прогрессирует. В местах образования сколов на контактных поверхностях появляются осповидные углубления. Наиболее характерный вид изнашивания деталей подшипников качения.

Абразивный износ
  • трение скольжения;
  • наличие на поверхностях трения абразивных частиц.
Абразивные частицы деформируют микрообъёмы поверхностных слоёв и вызывают процессы микрорезания. Однозначно ориентированные по отношению к направлению движения риски различной глубины и протяжённости.

К эрозионным видам износа относят []:

  • эрозионное изнашивание – твёрдые частицы, движущиеся в потоке газа или жидкости, оказывают на поверхность металла многократные локальные импульсные удары, вызывающие расшатывание и вымывание поверхностного слоя деталей (эрозию);
  • электроэрозионное изнашивание – эрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия электрического тока, при этом происходит частичный перенос металла с одного контакта на другой и распыление металла;
  • кавитационное изнашивание – гидроэрозионное изнашивание при движении твёрдого тела относительно жидкости и наоборот, при котором пузырьки газа захлопываются вблизи поверхности, создавая местное повышение давления.

К дополнительным видам износа относят () [].

Таблица 7.2 – Дополнительные виды износа
Условия возникновения Проявление Фото
Износ при прохождении электрического тока
Пятна в местах контакта деталей.

Коррозионный износ
  • конденсация влаги в узле;
  • отсутствие смазочного материала.
Начинается с поверхности. Бывает сплошной (покрывает ровным слоем и изменяет шероховатость поверхности деталей, не образуя отдельных очагов) и местный (наблюдается в виде пятен, глубина которых изменяется от незначительного точечного углубления до язвин).

Способы, как определить износ

Типы износа зачастую определяются как моральный так и физический, без более детального подразделения на подгруппы. Определить их степень помогут такие способы:

  • доходность функционирования — это соотношение снижения чистого дохода к самому большому возможному;
  • по сроку жизни — это отношение нормативного периода эксплуатации к времени применения дает понять, на сколько процентов техника теряет собственные изначальные свойства;
  • наблюдение — это прямой метод определения износа (разные испытания);
  • прямое денежное измерение — это отношение стоимости ремонта к цене новой единицы техники;
  • укрупненная оценка технического состояния — это определение по специальной шкале износа.

Каждый из методов более-менее точно отображает состояние объектов, однако на практике прямой метод применяется гораздо реже, нежели остальные.

Механический износ — деталь

Характер износа деталей.

Механический износ деталей, имеющих направляющие плоскости, обычно происходит неравномерно по их длине. В результате износа нарушаются плоскостность, прямолинейность и параллельность направляющих, в некоторых случаях и перпендикулярность направляющих к каким-либо поверхностям.

Схема работы кинематической пары вал-подшипник.

Механический износ деталей, трущихся друг о друга в узлах и механизмах, протекает в совершенно других условиях. Трущиеся поверхности деталей обеспечиваются смазкой жидкими или консистентными маслами. Величина и время износа зависят от качества и регулярности смазки, от того, как защищены трущиеся детали от вытекания смазки, а также от проникновения в соединения деталей пыли, грязи и влаги.

Механический износ деталей происходит главным образом под влиянием сил трения, действующих на трущиеся поверхности деталей, что вызывает деформацию поверхностного слоя материала детали. Вследствие этого отрываются мельчайшие частицы материала детали, иначе говоря, деталь механически истирается, или изнашивается.

Механический износ деталей происходит в авиационных топливных насосах-регуляторах, в частности, разрушаются поверхности трения сфер плунжеров, наклонной шайбы, упорных шарикоподшипников, стенок плунжера и гнезда ротора под плунжер, распределительного золотника, втулок, гильз и золотников центробежного датчика, штока и втулки гидрозамедлителя.

Зависимость величины износа от продолжительности работы.

Величина механического износа деталей и узлов должна наилучшим образом характеризовать их несоответствие служебному назначению.

На долю механического износа деталей приходится до 4 5 %, что говорит о высоком качестве комплектующих деталей.

В результате механического износа деталей оборудования увеличиваются зазоры между трущимися частями и изменяется их форма, вследствие чего нарушается нормальная работа сопрягаемых деталей.

В результате механического износа деталей оборудования увеличиваются зазоры между трущимися частями и изменяется их форма, вследствие чего нарушается нормальная работа сопрягаемых деталей.

Естественные износы появляются в результате механического износа деталей под действием сил трения, воздействия высоких температур и усталости металла при соблюдении всех нормальных условий эксплуатации и ухода за механизмами. Эти износы нарастают обычно медленно.

Естественные износ ы появляются в результате механического износа деталей от сил трения, воздействия высоких температур и усталости металла при соблюдении всех нормальных условий эксплуатации и ухода за автомобилем. Эти износы нарастают обычно медленно. Однако несоблюдение установленных правил ухода за автомобилем, применение несоответствующих сортов смазок и топлив значительно ускоряют процесс износа.

Из каких участков состоит классическая кривая механического износа детали.

Твердое износоустойчивое — для повышения сопротивления механическому износу деталей машин, контрольно-измерительных и режущих инструментов; для восстановления изношенных деталей машин и механизмов, износ которых не превышает 0 5 мм. Нанесение толщин хрома выше 0 5 мм технически возможно, но экономически не всегда целесообразно.

Типы износа недвижимости

Соблюдение инструкций и срок эксплуатации воздействует на состояние инструментов. При неправильном или активном их использовании они подвержены больше деформациям и теряют собственные первоначальные свойства. Типы износа инструмента различны: образование выемок; деформация поверхности; выкрашивание; трещины; пластическая деформация; наросты разного характера. У каждого из них есть собственные причины и методы устранения повреждений. Меры, которые приняты для борьбы с появляющимся износом инструмента, помогают увеличить его срок службы и проводить более качественное исполнение работ.

В итоге постоянной эксплуатации могут измениться форма, размер и целостность частей оборудования. Это происходит по многим причинам, которые дают возможность выделить следующие типы износа деталей:

  • коррозионно-механический;

  • молекулярно-механический;

  • механический.

Отличная профилактика — это своевременное смазывание деталей независимо от того, находится оборудование (техника, машины, станки и так далее) на складе или в работе.

Любое сооружение теряет со временем собственную прочность. Продлить жизнь возможно, как при помощи правильной эксплуатации, так и реконструкцией или своевременным ремонтом. Типы износа зданий бывают такими:

  • Физический — влияние внешних факторов и времени на объект.

  • Функциональный — когда здание не отвечает требованиям, которые предъявляются к деятельности этого типа и сооружениям.

  • Внешний — влияние, которое оказывается внешними экономическими факторами.

Объекты при этом делят на элементы двух категорий: подверженные быстрому износу и долговременные. К первой группе относят стены, а ко второй — трубы, крышу и так далее. Типы износа недвижимости одинаковы независимо от характера ее применения и места расположения. Разница только в том, что в различных климатических условиях физический износ может проистекать быстрее или медленнее. Также есть не только типы износа оборудования, но и способы определения деформирования техники. Рассмотрим их.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Степан Волков
Наш эксперт
Написано статей
141
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации