ПромГруппа Планета ПромГруппа Планета ПромГруппа Планета ПромГруппа Планета ПромГруппа Планета
ГЛАВНАЯ КАТАЛОГ ПРАЙС КОНТАКТЫ СТАТЬИ ФОТОАЛЬБОМ НОВОСТИ
ГЛАВНАЯ -> СТАТЬИ - > История изобретения электродвигателя
Меню

ГЛАВНАЯ
Гильотины
Пресс-ножницы
Машины листогибочные
Пресса механические
Станки резки и правки арматуры
Токарные станки
Настольные токарные станки
Сверлильные станки
Точильно-шлифовальные станки
Сверлильные станки
Фрезерные станки
Токарные станки
Фрезерные станки с ЧПУ
Токарные станки с ЧПУ
Настольные станки с ЧПУ
Ленточные пилы
Заточные и шлифовальные
Гибочное оборудование
Оснастка и инструмент
Оборудование для художественной ковки металла
Оборудование
Изготавливаемые изделия
Наша продукция
Ножи к КПО
Запчасти к КПО и станкам
Комплектующие к КПО и станкам
Паспорта к КПО и станкам
Счетчики жидкости ППО,ДД, ППВ, ППТ, pressol
Фильтры жидкости ФЖУ, ФГУ,ФГ, ГУ
Клапаны
Установки перекачки нефтепродуктов
Ремонт и поверка счетчиков
Контроль топлива на бензовозе
Запчасти к счетчикам ППО, ППВ, ППТ, фильтрам ФЖУ, ГУ
Электрооборудование
Электродвигатели и электронасосы
Ограничители перенапряжения ОПН
Комплектующие для производства ОПН
Арматура контактной сети железных дорог

Информация

Наши реквизиты
Статьи
Фотогалерея
Прайс
О Компании
Карта сайта
Е-mail






История изобретения электродвигателя

Величайшим техническим достижением конца XIX века стало изобретение промышленного электродвигателя. Этот компактный, экономичный, удобный мотор вскоре сделался одним из важнейших элементов производства, вытеснив другие виды двигателей отовсюду, куда только можно было доставить электрический ток. Электрические двигатели появились еще во второй четверти XIX столетия, но прошло несколько десятилетий, прежде чем создались благоприятные условия для их повсеместного внедрения в производство.

Один из первых совершенных электродвигателей, работавших от батареи постоянного тока, создал в 1834 году русский электротехник Якоби.
Этот двигатель имел две группы П-образных электромагнитов, из которых одна группа располагалась на  неподвижной раме. Их полюсные наконечники были устроены асимметрично - удлинены в одну сторону. Вал двигателя представлял собой два параллельных латунных диска, соединенных четырьмя электромагнитами, поставленными на равном расстоянии один от другого. При вращении вала подвижные электромагниты проходили против полюсов неподвижных. У последних полярности шли попеременно: то положительная, то отрицательная. К электромагнитам вращающегося диска отходили проводники, укрепленные на  валу машины. На вал двигателя был насажен коммутатор, который менял направление тока в движущихся электромагнитах в  течение каждой четверти оборота вала. Обмотки всех электромагнитов неподвижной рамы были соединены последовательно и обтекались током батареи в одном направлении. Обмотки электромагнитов вращающегося диска были также соединены последовательно, но направление тока в них изменялось восемь раз за один оборот вала. Следовательно, полярность этих электромагнитов также менялась восемь раз за один оборот вала, и эти электромагниты поочередно притягивались и отталкивались электромагнитами неподвижной рамы. Двигатель Якоби для своего времени был самым совершенным электротехническим устройством. В том же 1834 году подробное сообщение о принципах его работы было представлено Парижской Академии наук.


В 1838 году Якоби усовершенствовал свой электромотор и, установив его на гребном боте, с десятью спутниками совершил небольшое плавание по Неве со скоростью 4,5 км/ч. Источником тока ему служила мощная батарея гальванических элементов.


До тех пор, пока не был изобретен и внедрен в производство совершенный электрический генератор, электродвигатели не могли найти широкого применения, так как питать их от  батареи было слишком дорого и невыгодно. Кроме того, в  силу разных причин двигатели постоянного тока получили лишь ограниченное применение. Гораздо более важную роль играют в  производстве электромоторы, работающие на переменном токе, к рассмотрению которых мы теперь переходим.

Для переменного тока необходима особая конструкция двигателя. Изобретатели не сразу смогли найти ее. Прежде всего была разработана модель так называемого синхронного двигателя переменного тока. Один из первых таких двигателей построил в 1841 году Чарльз Уитстон.

Его система обладала большими недостатками: кроме того, что синхронный двигатель требовал для своего запуска дополнительный разгонный двигатель, он имел и другой изъян - при перегрузке синхронность его хода нарушалась, магниты начинали тормозить вращение вала, и двигатель останавливался. Поэтому синхронные двигатели не получили широкого распространения. Подлинная революция в электротехнике произошла только после изобретения асинхронного двигателя. Подобное устройство в 1879 году изобрел Бейли.

В 1888 г. итальянский физик Феррарис и югославский изобретатель Тесла (работавший в США) открыли явление вращающегося электромагнитного поля.

Изобретение Теслы знаменовало собой начало новой эры в электротехнике и вызвало к  себе живейший интерес во всем мире. Уже в июне 1888 году фирма «Вестингауз Электрик Компани» купила у него за миллион долларов все патенты на двухфазную систему и  предложила организовать на своих заводах выпуск асинхронных двигателей.

Никола Тесла

Хорват по национальности, подданный Австро-Венгерской монархии по происхождению, Никола Тесла прославился как выдающийся американский инженер и изобретатель в области электротехники.

Он начинал инженером на предприятиях Эдисона, но затем сделал открытия и изобретения, ни в чем не уступавшие работам создателя фонографа и кинетоскопа.

В 1888 году Тесла разработал и создал первый электрический двигатель современного образца, чем открыл новую эру в технике.

Вскоре индукционный двигатель Теслы был значительно переработан и усовершенствован русским электротехником Доливо-Добровольским. Первым важным новшеством, которое внес Доливо-Добровольский в асинхронный двигатель, было создание ротора с обмоткой «в виде беличьей клетки». Во всех ранних моделях асинхронных двигателей роторы были очень неудачными, и поэтому КПД этих моторов был ниже, чем у других типов электрических двигателей. Большое значение играл здесь материал, из которого изготавливался ротор, поскольку тот должен был удовлетворять сразу двум условиям: иметь малое электрическое сопротивление и иметь хорошую магнитную проницаемость. С точки зрения уменьшения электрического сопротивления лучшим конструктивным решением мог бы стать ротор в виде медного цилиндра. Но медь плохой проводник для магнитного потока статора и, КПД такого двигателя был очень низким. Если медный цилиндр заменяли стальным, то магнитный поток резко возрастал, но, поскольку электрическая проводимость стали меньше, чем меди, КПД опять был невысоким.

Доливо-Добровольский нашел выход из этого противоречия: он выполнил ротор в виде стального цилиндра, а в просверленные по периферии последнего каналы стал закладывать медные стержни. На лобовых частях ротора эти стержни электрически соединялись друг с другом. Решение Доливо-Добровольского оказалось наилучшим. После того как он получил в 1889 году патент на свой ротор, его устройство принципиально не менялось вплоть до настоящего времени.

Вслед за тем Доливо-Добровольский стал думать над конструкцией статора - неподвижной части двигателя. Доливо-Добровольский видел перед собой две задачи: повысить КПД двигателя и добиться большей равномерности его работы.

Свой первый трехфазный асинхронный двигатель Доливо-Добровольский построил зимой 1889 года. В качестве статора в нем был использован кольцевой якорь машины постоянного тока с 24-мя полузакрытыми пазами.

Учитывая ошибки Теслы, Доливо-Добровольский рассредоточил обмотки в пазах по всей окружности статора, что делало более благоприятным распределение магнитного поля. Ротор был цилиндрическим с обмотками «в виде беличьей клетки». Воздушный зазор между ротором и статором составлял всего 1 мм, что по тем временам было смелым решением, так как обычно зазор делали больше. Стержни «беличьей клетки» не имели никакой изоляции. В качестве источника трехфазного тока был использован стандартный генератор постоянного тока, перестроенный в трехфазный генератор так, как это было описано выше.

Впечатление, произведенное первым запуском двигателя на руководство АЭГ, было огромным. Для многих стало очевидно, что долгий тернистый путь создания промышленного электродвигателя наконец пройден до конца. По своим техническим показателям двигатели Доливо-Добровольского превосходили все существовавшие тогда электромоторы — обладая очень высоким КПД, они безотказно работали в любых режимах, были надежны и просты в обращении. Поэтому они сразу получили широкое распространение по всему миру. С этого времени началось быстрое внедрение электродвигателей во все сферы производства и повсеместная электрификация промышленности.

Источники: Энциклопедия 100top.ru и Группа компаний Элком